Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)"
(подготовлен Минфином России 20.01.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение пункта 18 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 1723-р, и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 11.09.2020 N ММ-П13-10740 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука от 16.09.2020 N АО-П13-11146.
В целях создания условий и механизмов на возврат российского и привлечение зарубежного капитала из иностранных юрисдикций с августа 2018 года в Российской Федерации функционируют специальные административные районы (далее - САР) на о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область).
Принятие пакета соответствующих федеральных законов создало механизмы для перевода иностранных юридических лиц в Российскую Федерацию в качестве резидентов САР в результате процедуры редомициляции с изменением юридического адреса при сохранении корпоративной структуры.
С ноября 2019 года введена возможность регистрации в порядке редомициляции или инкорпорации на территории САР международных фондов, осуществляющих управленческие (в т.ч. владение и управление активами), социальные или иные функции некоммерческого характера.
Право стать участником САР в порядке редомициляции предоставлено иностранным юридическим лицам при условии изменения местонахождения с иностранной юрисдикции на российскую с присвоением при соблюдении определенных условий особого статуса международной компании или международного фонда.
Международной компании, в свою очередь, предоставлено право при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), признаваться международной холдинговой компанией (далее - МХК) и претендовать на налоговые льготы, в частности, на пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в отношении дивидендных доходов.
С целью повышения привлекательности САР, формирования привлекательной инвестиционной среды для инвесторов, стимулирования перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию путем прохождения процедуры редомициляции, расширения возможности для редомициляции иностранных юридических лиц из других юрисдикций, предлагается усовершенствовать налоговый режим в таких районах посредством реализации следующих мер:
1. Изменение критериев для иностранных организаций, претендующих на статус МХК при редомициляции в САР:
а) предоставление возможности получения статуса иностранным организациям, созданным до 1 января 2020 года, при условии, что с момента ее создания до даты регистрации международной компании в порядке редомициляции прошло не менее трех лет;
б) либерализация требований о неизменности состава контролирующих лиц иностранных организаций посредством предоставления возможности:
получения статуса МХК иностранной организации, в которой на дату регистрации в порядке редомициляции прямо и (или) косвенно участвуют лица, являвшиеся контролирующими лицами такой иностранной организации по состоянию на 1 января 2020 года, и доля их участия составляет не менее чем 75 процентов,
сохранения статуса МХК в случае появления в течение 365 календарных дней после регистрации международной компании нового контролирующего лица (лиц) в результате наследования, реорганизации в форме выделения, разделения или преобразования лиц, которые являлись контролирующими лицами международной компании на дату ее регистрации.
2. Изменение подхода к налогообложению доходов от пассивной деятельности в отношении иностранных компаний при неухудшении уже действующих норм о налоговых льготах при соблюдении условий, установленных Кодексом.
В рамках этого подхода предлагается предоставить право МХК применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов ко всем своим доходам (за исключением доходов, к которым применяются налоговые ставки, установленные пунктами 3, 4, 41 и 42 статьи 284 Кодекса) при соблюдении ряда условий (преобладание доходов от пассивной деятельности в общей сумме доходов МХК, выполнение установленных Кодексом требований к составу штата сотрудников, к месту нахождения и площади офисного помещения, а также к объему и виду инвестиций МХК на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположено место нахождения МХК). При этом в случае применения МХК такой налоговой ставки также предлагается применять пониженные налоговые ставки к полученным налогоплательщиками от таких МХК дивидендным доходам и процентным доходам при соблюдении ряда условий.
3. Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов обособленных подразделений МХК, зарегистрированных на территории иностранных государств, от участия в реализации проектов по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска, заключёнными с иностранным государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) при одновременном соблюдении ряда условий;
4. Установление переходного периода (с 1 января 2021 года до 31 декабря 2023 года) для применения подпункта 11 пункта 3 статьи 284 Кодекса в целях статьи 312 Кодекса;
5. Исключение возможности использования МХК налоговых льгот в случае невыполнения ими требования Федерального закона N 290-ФЗ от 3 августа 2018 г. "О международных компаниях и международных фондах" об исключении таких компаний из реестра иностранных юридических лиц;
6. Придание ежегодному регистрационному сбору, уплачиваемому международной компанией, статуса государственной пошлины;
7. Закрепление в Кодексе стабилизационной оговорки, направленной на сохранение и неухудшение правил исчисления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, действующих по сравнению с правилами, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день приобретения участником САР статуса международной холдинговой компании.
Вышеизложенные меры позволят повысить востребованность САР, но при этом обеспечат баланс интересов государства и бизнеса с учетом проводимой политики по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов имеющих разрешительный характер.
Проектом федерального закона не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)" потребует разработки и принятия следующих проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона;
2) приказа ФНС России "Об утверждении формы (формата) заявления о начале применения (о прекращении применения) налоговой ставки, установленной пунктом 1 17 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка направления соответствующих заявлений в налоговый орган".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона;
3) приказа ФНС России "Об утверждении формы (формата), а также порядка направления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации информации о принятом решении об исполнении обязательств международной холдинговой компанией в налоговый орган по месту нахождения международной холдинговой компании".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)" не потребует признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.