Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.01.2021 г.)
Минэкономразвития России совместно с соисполнителями и участниками государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (далее - государственная программа) (Минпромторг России, Минфин России, ФТС России, Росаккредитация), а также АО "Российский экспортный центр" подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления).
Проект постановления подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N ММ-П6-15400, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ), а также Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и Методическими указаниями по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, по соответствующим формам.
Изменения в государственную программу, предусмотренные проектом постановления, направлены на реализацию национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", установленной Указом.
Так, в государственной программе установлены следующие новые цели:
1. Реализация национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", установленной Указом.
2. Достижение в 2030 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 97,4 млрд долларов США.
При этом с учетом положений Указа ранее установленная цель: "Достижение в 2024 году объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов США, в том числе за счет увеличения торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза" исключена.
В государственную программу включены новые показатели:
1. "Темпы роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров в сопоставимых ценах, 2020 год -100 процентов".
Темпы роста установлены в соответствии с проектом Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года).
При этом показатель "Темпы роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, 2017 год - 100 процентов" исключен.
2. "Время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте, часы".
При этом из состава показателей государственной программы ВЭД исключен показатель "Рейтинг Всемирного банка Doing business по показателю "Международная торговля".
Полагаем, что с учетом специфики применяемой Всемирным банком для составления данного рейтинга методики позиция страны в нем не является оценкой эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, проводимых реформ и легкости осуществления внешнеэкономической деятельности.
При этом для контроля показателя времени прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте товаров предлагается использовать результаты опросов экспортеров в соответствии с методикой, основанной на методологии исследования Doing Business Всемирного банка по показателю "Международная торговля".
Кроме того, с учетом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов скорректированы значения показателя "Объем экспорта оказываемых услуг, млрд долларов США".
В состав государственной программы включены следующие мероприятия федерального проекта "Системные меры развития экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт":
- Предоставление из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на цели приобретения акций акционерного общества "Российский экспортный центр", г. Москва, в целях увеличения уставного капитала акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", г. Москва;
- выполнение АО "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по договорам, заключенным АО "Российский экспортный центр" с федеральными органами исполнительной власти в целях достижения установленных показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (предусмотрена ежегодная выплата АО "РЭЦ" агентского вознаграждения за выполнение функций агента Правительства Российской Федерации).
- Реализация в субъектах Российской Федерации образовательных программ для обучения базовым компетенциям в сфере внешнеэкономической деятельности экспортно ориентированных субъектов предпринимательства, для региональных управленческих команд в целях реализации мероприятий Регионального экспортного стандарта 2.0 разработанных АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" в 2021 году - в 15 субъектах Российской Федерации; в 2022 году - в 30 субъектах Российской Федерации; в 2023 году - в 50 субъектах Российской Федерации; в 2024 году - в 65 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. от 14 июля 2020 г. N АБ-П13-117пр из государственной программы с 1 января 2021 года исключена подпрограмма 6 "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности", включая мероприятия федерального проекта "Логистика международной торговли", а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию, в связи с перераспределением в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Также с 1 января 2021 года из подпрограммы 3 "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" исключено основное мероприятие "Федеральный проект "Экспорт образования" Минобрнауки России в связи с перераспределением базовых бюджетных ассигнований на государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и исключено основное мероприятие "Федерльный проект "Экспорт услуг" Минэкономразвития России в связи с досрочным завершением (протокол заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 30 сентября 2020 г. N 7).
В рамках государственной программы с 1 января 2021 года в подпрограмме 3 "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" добавлено основное мероприятие "Федеральный проект "Промышленный экспорт", предусмотренное на государственную поддержку организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, на реализацию Росаккредитацией мероприятий по оценке индивидуальных планов модернизации опорных лабораторий в объеме 80 млн. рублей ежегодно до 2024 года.
В части параметров финансового обеспечения реализации государственной программы:
Проект государственной программы в части финансового обеспечения приведен в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - федеральный бюджет).
Параметры ресурсного обеспечения государственной программы за счет средств федерального бюджета составляют:
на 2021 год - 85 444 131,6 тыс. рублей;
на 2022 год - 89 154 649,6 тыс. рублей;
на 2023 год - 92 415 496,4 тыс. рублей.
Таблица 7 "Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными учреждениями по государственной программе Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период" не представляется с проектом государственной программы, поскольку в рамках государственной программы государственные услуги не оказываются.
Таблица 9а в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, входит в состав неутверждаемой части госпрограммы и утверждается приказом Минэкономразвития России после утверждения настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации.
Таблица 25.1 "Сведения о затратах на закупку импортных товаров и услуг в рамках реализации государственной программы Российской Федерации" и таблица 25.2 "Сведения о затратах на закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции в рамках реализации государственной программы Российской Федерации" не представляются с проектом постановления в связи с тем, что закупка инновационной и высокотехнологичной продукции, а также импортных товаров и услуг в рамках реализации государственной программы не предусмотрена.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Основным периодом реализации государственной программы являются 2013-2030 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.