Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи"
(подготовлен ФАС России 29.01.2021 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" разработан ФАС России во исполнение подпункта "е" пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской федерации 28 сентября 2020г. (N Пр-1726ГС от 24.102020) и пункта 67 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N ММ-П13-14084.
Так, в соответствии с указанными поручениями необходимо утвердить порядок установления единых тарифов на услуги по размещению линий и оборудования связи на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также на опорах воздушных линий электропередачи и наружного освещения.
В соответствии действующей редакцией пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С декабря 2014 года, условия и порядок размещения сетей электросвязи на инфраструктуре, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи регламентированы в Правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 1284 (далее - Правила N 1284).
Субъектами регулирования Правил N 1284 являются владельцы инфраструктуры - субъекты естественной монополии, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые являются собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.
В соответствии с Правилами N 1284 недискриминационный доступ представляется к:
1) специальным объектам инфраструктуры - специально созданным или приспособленным для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры, к которым относятся в том числе:
сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (за исключением кабелей связи, в том числе их части);
здания, сооружения либо отдельные помещения в них, специально созданные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов);
столбовые и стоечные опоры;
2) сопряженным объектам инфраструктуры - объектам инфраструктуры, в том числе созданным для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные сооружения и коллекторы.
Правилами N 1284 предусмотрено право владельцев инфраструктуры самостоятельно устанавливать дифференцированные тарифы на допуск к инфраструктуре, равные для всех пользователей, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил N 1284.
Согласно пункту 40 Правил N 1284 владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.
При этом методика расчета такого тарифа законодательством Российской Федерации в настоящее время не установлена, что в итоге приводит к ее кратному изменению.
Кроме того, как отмечают сами представители операторов связи (ПАО "Ростелеком", ПАО "ВымпелКом", ПАО "МТС", ПАО "Мегафон", ООО "Т2 Мобайл") и электросетевых компаний (ПАО "Россети", ПАО "ФСК ЕЭС", АО "РЖД" и др.) первопричиной возникновения таких спорных ситуаций является отсутствие нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение пунктов 5 и 6 Правил N 1284 (требования к специальным и сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи, требования по техническому обслуживанию объектов инфраструктуры).
С учетом изложенного ФАС России подготовлен настоящий законопроект, которым устанавливается невозможность применения тарифов на допуск к инфраструктуре не выше уровня, рассчитанного в соответствии с укрупненными нормативами цен (тарифов) типовых технологических решений по размещению сетей электросвязи или их отдельных элементов.
Указанные укрупненные нормативы цен (тарифов) типовых технологических решений по размещению сетей электросвязи или их отдельных элементов должны быть разработаны федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил N 1284 (требования к специальным и сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи, требования по техническому обслуживанию объектов инфраструктуры).
Для этого потребуется внесение изменений в упомянутые пункты Правил N1284.
Важно отметить, что именно утверждение предельного уровня цены (тарифа) на услуги по размещению линий и оборудования связи на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также на опорах воздушных линий электропередачи и наружного освещения, а не введение прямого государственного регулирования такой услуги, будет соответствовать положениям статьи 78 раздела XIX Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014 г., а также подпунктам 81, 82 пункта VII Приложения 19 к данному Договору.
Таким образом, Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект не приведет к социально-экономическим, финансовым и иным последствиям, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации
В проекте отсутствуют обязательные требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.