Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минпромторга России "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на работы, выполняемые при строительстве и ремонте судов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 10 по 23 декабря 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/12-20/00111466).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта устанавливаются типовые отраслевые нормы времени на работы, выполняемые при строительстве и ремонте судов, которые могут использоваться работодателями в организациях судостроения при утверждении локальных норм.
Вместе с тем необходимо отметить, что проект акта не носит прямо выраженного обязательного характера, но также не содержит нормы, указывающие на то, являются ли проектируемые нормы рекомендательными, несмотря на то, что в сводном отчете разработчиком утверждается, что проект акта носит рекомендательный характер.
В связи с этим для субъектов предпринимательской деятельности остается неопределенным вопрос о порядке применения норм проекта акта, а также о последствиях введения проекта акта.
Дополнительно возникает вопрос о том, каким требованиям должен соответствовать проект акта.
1. Правовое регулирование установления обязательных требований в полном объеме отражено в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях). Так, пункт 3 статьи 2 Закона об обязательных требованиях предусматривает, что обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.
Исходя из приведенных положений, может быть сделан вывод о том, что нормы проекта акта носят обязательный характер. В таком случае проект акта должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам.
Содержание норм обязательного для исполнения нормативного правового акта должно быть ясным, логичным, понятным, что установлено в Законе об обязательных требованиях.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 3 Закона об обязательных требованиях нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что 1 февраля 2021 г. вступает в силу часть 1 статьи 3 Закона об обязательных требованиях, которой предусмотрено, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. При рекомендательном характере проекта акта на него не распространяются нормы Закона об обязательных требованиях, но распространяются требования, предъявляемые к актам рекомендательного характера.
В таком случае предполагается, что проект акта не должен содержать предписаний нормативно-правового характера. Приказом Минюста России от 23 апреля 2020 N 105 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что в актах рекомендательного характера должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.
Особо отмечаем, что в случаях, когда акты носят обязательный характер, нарушение предписаний или отклонение от них является основанием для привлечения к ответственности. Таким образом, поскольку из текста проекта акта не может быть сделан однозначный вывод о характере проекта акта, полагаем необходимым разрешение такого вопроса.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.