Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества"
(подготовлен Росреестром 03.02.2021 г.)
Настоящий законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. N АО-П11-16885 в целях совершенствования оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 статьи 4 Закона N 135-ФЗ приаэродромных территорий или указанных в части 2 статьи 4 Закона N 135-ФЗ полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ такое согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 данной статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в указанный федеральный орган исполнительной власти.
Ввиду того, что в настоящее время перечень объектов, размещение которых подлежит согласованию, нормативными правовыми актами не установлен, осуществляется согласование размещения всех объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов.
Законопроектом предусматривается исключение из законодательства требования о получении указанных согласований и заключений для использования земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Кроме того, предлагается амнистировать расположенные в границах приаэродромной территории объекты, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (за исключением самовольных построек) и установить возможность нового предоставления земельных участков для указанных целей.
В соответствии со статьями 16, 26, 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрация в Едином государственном реестре недвижимости ареста (запрета), наложенного в соответствии с законом на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является причиной невозможности осуществления государственной регистрации права на квартиру или регистрации перехода такого права. В соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве на земельный участок, относящийся к имуществу многоквартирного дома, следует судьбе квартиры в этом доме. В этой связи при совершении регистрационных действий в отношении квартиры государственный регистратор прав обязан совершить сопутствующие регистрационные действия и в отношении доли в праве на земельный участок, относящийся к общему имуществу многоквартирного дома.
Указанное препятствует государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объект долевого строительства, государственной регистрации перехода права собственности на такой объект и государственной регистрации права общей долевой собственности участника (участников) долевого строительства на земельные участки, занятые многоквартирным домом, в котором расположены такие объекты, в случае, когда на такой земельный участок наложен арест или запрет совершать определенные действия с недвижимым имуществом либо избран в качестве меры пресечения залог этого земельного участка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит гражданам - участникам долевого строительства - в указанных случаях зарегистрировать право собственности на соответствующие объекты недвижимости.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.