Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации"
(подготовлен Минтрудом России от 31.07.2020)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации
Статья 1
Статью 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 49, ст. 6928) дополнить частью второй следующего содержания:
"Отказ от обеспечения инвалиду установленных законодательством Российской Федерации условий для реализации или осуществления им наравне с другими всех прав и свобод человека и гражданина является основанием для его признания дискриминацией по признаку инвалидности.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 1, ст. 17; 2012, N 19, ст. 2281; 2015, N 27, ст. 3946; 2016, N 10, ст. 1323; N 15, ст. 2066; 2018, N 7, ст. 976; 2019, N 27, ст. 3535) следующие изменения:
1) в части первой статьи 31:
а) дополнить новым абзацем двадцатым следующего содержания:
"установление порядка обеспечения благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов), являющихся инвалидами, к туристским ресурсам, находящимся на территории Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи, в том числе порядка информирования туристов (экскурсантов), являющихся инвалидами, в доступном формате об условиях пользования туристским продуктом;";
б) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"содействие в создании и обеспечении благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов), в том числе являющихся инвалидами, к туристским ресурсам, находящимся на территории Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;";
в) в абзаце двадцать седьмом после слов "специалистов в сфере туризма" дополнить словами ", включая их подготовку по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг по реализации туристского продукта";
2) абзац пятый части первой статьи 32 изложить в следующей редакции:
"создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов), в том числе являющихся инвалидами, к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;";
3) статью 4 дополнить частью шестой следующего содержания:
"Порядок обеспечения благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов), являющихся инвалидами, к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи, в том числе порядок информирования туристов (экскурсантов), являющихся инвалидами, в доступном формате об условиях пользования туристским продуктом, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";
4) в части десятой статьи 10 после слов "в сфере выездного туризма" дополнить словами ", оформленного в доступном для инвалидов или их представителей формате, в том числе с использованием визуальных средств информирования, и содержащего условия пользования данным туристским продуктом (в случае если туристы (экскурсанты) являются инвалидами)".
Статья 3
Статью 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2015, N 45, ст. 6206) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. В зданиях и помещениях для личного приема обеспечиваются условия их доступности для инвалидов, установленные законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В ходе личного приема инвалидам по зрению оказывается необходимая помощь в оформлении заявления. В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций, также создаются условия для проведения личного приема инвалидов по слуху с использованием русского жестового языка, обеспечивающие возможность присутствия сопровождающего инвалида по слуху переводчика русского жестового языка и осуществления им синхронного перевода в ходе проведения данного личного приема.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 29, ст. 3612; N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 17, ст. 2317; N 30, ст. 4596; N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 29, ст. 3988; N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2015, N 1, ст. 43, 76; N 27, ст. 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544; 2018, N 7, ст. 975; N 17, ст. 2428; N 24, ст. 3414; N 52, ст. 8096; N 53, ст. 8490; 2019, N 27, ст. 3537; 2021, N 1, ст.63) следующие изменения:
1) статью 6 дополнить пунктом 217 следующего содержания:
"217) определение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи;";
2) в пункте 3 части 1 статьи 8 после слов "и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий," дополнить словами "в том числе спортивных и физкультурных мероприятий специально для инвалидов,";
3) в пункте 3 части 1 статьи 9 после слов "и спортивных мероприятий," дополнить словами "в том числе спортивных мероприятий, проводимых специально для инвалидов,";
4) часть 17 статьи 20 дополнить пунктом 41 следующего содержания:
"41) обеспечивать для инвалидов условия для беспрепятственного доступа к объектам спорта, предоставляемым в них услугам и к информации с учетом ограничений их жизнедеятельности;";
5) в части 7 статьи 31 слова "с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" заменить словами "для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с их участием";
6) часть 5 статьи 37 изложить в следующей редакции:
"5. Проектирование, строительство, реконструкция, модернизация объектов спорта осуществляется с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.".
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации"
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 28 Плана мероприятий по реализации рекомендаций, содержащихся в Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 28.12.2018 N 11011п-П12, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N ТГ-П12-5027 (далее - законопроект).
Целью законопроекта является обеспечение соблюдения Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), в части формирования правовых механизмов обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, соответствующих положениям Конвенции, в тех сферах жизнедеятельности инвалидов, которые не были урегулированы в этом отношении Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ).
Так, правовые механизмы, введенные Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ, не были распространены на сферы туристской деятельности, адаптивного спорта и физической культуры (кроме небольшого числа специализированных объектов спорта), предоставление в них услуг, а также, на условия организации личного приема граждан (инвалидов) в государственных органах, органах местного самоуправления и в подведомственных им учреждениях, осуществляемого без должного учета особых потребностей инвалидов, обусловленных имеющимися у них ограничениями жизнедеятельности, зачастую в неприспособленных для инвалидов зданиях и помещениях.
Законопроект призван урегулировать оставшиеся нерешенными вопросы обеспечения доступности в вышеуказанных сферах деятельности и приведя в соответствие с Конвенцией Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", при этом предусмотрев в них условия и правовые механизмы обеспечения инвалидам гарантий реализации их прав на беспрепятственный доступ к объектам, услугам, информации в доступных формах.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положением, предусматривающим введение понятия "дискриминация по признаку инвалидности".
Реализация данного предложения позволит привлекать к административной ответственности в соответствии со статьей 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждан и юридических лиц, в случае выявления фактов дискриминации по признаку инвалидности.
Внесение предлагаемых изменений в данные законодательные акты соответствует обязательству Российской Федерации по Конвенции (ст.4, п.1, подпункт "а") принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации всех прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Законопроектом не устанавливаются новые меры социальной поддержки и не вводятся нормы, предполагающие увеличение численности инвалидов, а также персонала государственных органов и учреждений, осуществляющих государственные функции и оказывающих государственные услуги инвалидам. В связи с этим новых публичных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вследствие его принятия не возникает.
В соответствии с нормой базового Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 5) порядки обеспечения условий доступности, будут утверждаться федеральными органами исполнительной власти в сфере установленных полномочий исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и организаций.
При этом приспособление действующих объектов с учетом потребностей инвалидов в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ будет осуществляться поэтапно в соответствии с долгосрочными "дорожными картами", принимаемыми самими федеральными органами исполнительной власти. Это позволит избежать установления сроков и задач, превышающих реальные возможности бюджетов.
Оказание инвалидам помощи при получении услуг, предоставляемых всему населению, возлагается на собственников объектов и поставщиков услуг и не потребует их дополнительного субсидирования со стороны государства. Это обусловлено действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с которым услуги должны предоставляться населению при наличии определенного набора условий. Данное требование также относится к дополнительным условиям, необходимым для предоставления услуг инвалидам в доступной для них форме. Механизм и источник финансирования связанных с этим расходов организаций являются такими же, как и в случае создания условий для получения услуг всем населением - то есть путем их включения в стоимость услуги.
Предоставление инвалидам услуг наравне с другими лицами не приводит к снижению конкурентоспособности поставщика услуги. Такая обязанность одинаково распространяется на всех поставщиков услуг. В связи с этим никто из поставщиков услуг не имеет односторонних преимуществ.
Законопроектом не предусматривается расширение льгот и функций организаций, предоставляющих инвалидам услуги, по сравнению с действующим законодательством. Характер их обязанностей законопроектом конкретизируется с учетом специфики отрасли и в зависимости от формы инвалидности, что не является правовым основанием для истребования субсидий из бюджетов бюджетной системы.
Объемы дополнительных финансовых бюджетных средств, необходимых для того, чтобы вновь возводимые за их счет объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур соответствовали требованиям доступности для инвалидов, являются исходя из международного опыта минимальными по сравнению с их общей проектной стоимостью в том случае, если данные требования доступности учитываются на этапе проектирования.
Соблюдение данных требований при проектировании и строительстве новых объектов не является новеллой данного законопроекта, так как уже предусмотрено как действующей редакцией статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так и действующей редакцией статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в частности, предусмотрено, что "разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются". Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Реализация предлагаемых законопроектом норм не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемое регулирование не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам, услугам и информации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.