Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в абзац третий постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1499" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 1499), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручений Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. N ММ-П471395 и от 14 декабря 2020 г. N АБ-П9-262пр.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является отнесение к трудноизвлекаемым полезным ископаемым, в отношении которых может предоставляться право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, ачимовских продуктивных отложений нефти посредством их включения в Постановление N 1499.
Согласно представленной разработчиком информации разработка ачимовских залежей углеводородного сырья в настоящее время осложнена глубиной их залегания (более 3300 метров), низкой проницаемостью, аномальным пластовым давлением, а также другими геологическими характеристиками залежей, осложняющими их разработку "традиционными" способами. При этом ачимовские отложения являются наиболее подготовленными к разработке объектами нефтяной отрасли в Арктической зоне Российской Федерации, промышленная добыча которых может начаться уже в 2024 году при условии разработки технологий, необходимых для их освоения.
Разработчиком в сводном отчете и пояснительной записке к проекту акта приведена информация о том, что запасы углеводородного сырья ачимовских отложений Ямало-Ненецкого автономного округа составляют около 1 млрд тонн нефти. Добыча нефти только на части ачимовских залежей Ямбургского месторождения может превысить 15 млн тонн в год, инвестиции составят порядка 3,5 трлн рублей, дополнительные доходы бюджетной системы Российской Федерации около 3 трлн рублей.
При введении механизма поддержки разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых по нефти ачимовских отложений также будут выполнены задачи, предусмотренные стратегиями долгосрочного развития энергетического сектора Российской Федерации, включая Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, в части оценки и вовлечения в оборот ранее открытых, разведанных, но неразрабатываемых месторождений и залежей с трудноизвлекаемой нефтью, связанных с ачимовским горизонтом.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 21 декабря 2020 года по 18 января 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/12-20/00111855).
Согласно информации, представленной разработчиком, проект акта согласован на заседании рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере экологии и природопользования в составе от экспертного и делового сообщества (протокол заседания рабочей группы от 24 декабря 2020 г. N 118 РГДС).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно Минэкономразвития России отмечает, что частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) предусмотрено, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Одновременно в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
Однако проектом акта не предусмотрены соответствующие положения, что влечет риск его несоответствия положениям Закона N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.