Доработанный текст проекта Федерального закона "О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России от 15.11.2020)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного управления морской деятельностью на территории Российской Федерации, в морских пространствах, где Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию, а также в открытом море, включая районы действия международных договоров Российской Федерации.
2. Особенности государственного управления морской деятельностью Российской Федерации (далее - государственное управление морской деятельностью) в отдельных видах морской деятельности регулируются специальными федеральными законами.
3. К отношениям в сфере государственного управления морской деятельностью, связанным с обеспечением обороны, государственной безопасности, включая защиту и охрану государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) на море, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной соответствующими федеральными законами.
Статья 2. Правовая основа регулирования отношений в сфере государственного управления морской деятельностью
Законодательство о государственном управлении морской деятельностью состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяемые в нем понятия и термины используются в следующих значениях:
морская деятельность - деятельность по изучению, освоению, использованию, охране и сохранению морских пространств и природных ресурсов Мирового океана;
морская хозяйственная (морехозяйственная) деятельность - деятельность хозяйствующих субъектов в областях морского транспорта, исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана (разведка, разработка, добыча природных ресурсов морских пространств, управление указанными ресурсами, производство энергии с использованием энергии воды, приливов, волн водных объектов и ветра, создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, а также иная не запрещенная в установленном порядке хозяйственная деятельность);
морская научная деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний по всем аспектам природных и антропогенных процессов, происходящих в Мировом океане, на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;
военно-морская деятельность - целенаправленная деятельность по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов ее национальной безопасности;
морская пограничная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и направленная на защиту и охрану Государственной границы на море, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации;
государственное управление морской деятельностью - деятельность органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по реализации своих полномочий в сфере морской деятельности непосредственно либо через уполномоченные ими организации, направленная на повышение ее эффективности в интересах устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
морское пространственное планирование - планирование целевого использования морских пространств для различных видов морской хозяйственной деятельности, проведения морских научных и морских ресурсных исследований, защиты и сохранения морской среды и биологического разнообразия, а также развития территорий, прилегающих к морскому побережью, в целях определения планируемого размещения береговой инфраструктуры, обеспечивающей эти виды деятельности;
субъекты морской деятельности - юридические и физические лица, непосредственно участвующие в изучении, освоении и использовании морских пространств и природных ресурсов Мирового океана;
береговая инфраструктура - совокупность объектов морской деятельности, расположенных на морском побережье;
безопасность морской деятельности - комплекс мероприятий, реализуемый органами государственной власти Российской Федерации и субъектами морской деятельности при изучении, освоении и использовании морских пространств и природных ресурсов Мирового океана, включающий обеспечение безопасности мореплавания (навигационно-гидрографической, гидрометеорологи-ческой и транспортной), объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий, мероприятия по защите и сохранению морской среды, а также охране человеческой жизни на море;
морская природоохранная деятельность - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление морской среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов Мирового океана, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;
поисково-спасательное обеспечение морской деятельности - комплекс мероприятий, организуемых уполномоченными государственными органами и организациями, с целью поиска и спасания терпящих бедствие (находящихся в опасности) на море людей, судов, кораблей, летательных аппаратов и других объектов морской деятельности, оказания помощи объектам морской деятельности, получившим аварийные повреждения, а также выполнения водолазных, глубоководных, судоподъемных и других подводно-технических работ;
федеральная система поиска и спасания на море - составная часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляющая собой органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, организаций, предназначенная для осуществления поисково-спасательного обеспечения морской деятельности.
Статья 4. Цели и задачи государственного управления морской деятельностью
1. Целями государственного управления морской деятельностью являются обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, повышение эффективности морской деятельности в интересах устойчивого социально-экономического развития, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
2. Основными задачами государственного управления в сфере морской деятельности являются:
1) поддержание морского потенциала Российской Федерации на уровне, необходимом для обеспечения национальных интересов Российской Федерации;
2) обеспечение геополитических, экономических и других интересов Российской Федерации в Мировом океане;
3) сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах;
4) реализация юрисдикции и защита суверенных прав Российской Федерации в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации;
5) обеспечение безопасности морской деятельности;
6) защита территории Российской Федерации от агрессии с океанских и морских направлений, охрана государственной границы на море;
7) проведение научных исследований по получению системных знаний о Мировом океане, его природных ресурсах в интересах обеспечения устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации;
8) совершенствование информационного обеспечения морской деятельности путем формирования и поддержания единого информационного пространства в сфере морской деятельности.
Статья 5. Принципы государственного управления морской деятельностью
Государственное управление морской деятельностью основывается на следующих принципах:
1) единство системы и методов государственного управления морской деятельностью;
2) комплексный подход к морской деятельности в целом и ее дифференциация на отдельных направлениях национальной морской политики с учетом изменений их приоритетности;
3) ответственное функционирование государственного управления;
4) государственно-частное партнерство при решении проблемных вопросов развития морской деятельности;
5) обеспечение участия общества (граждан; их объединений и организаций) в государственном управлении морской деятельностью;
6) реализация и защита свобод открытого моря, включающих свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
7) равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в сфере морской деятельности;
Статья 6. Субъекты государственного управления морской деятельностью
Субъектами государственного управления морской деятельностью являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченные органы управления, созданные в соответствии с федеральными законами.
Статья 7. Качество государственного управления морской деятельностью
1. Качество государственного управления морской деятельностью достигается осуществлением результативного и эффективного государственного управления.
2. Качество государственного управления морской деятельностью проявляется в достижении ожидаемых конечных общественно значимых результатов.
3. К показателям результативности государственного управления морской деятельностью предъявляются следующие требования:
1) адекватность;
2) точность;
3) объективность;
4) достоверность;
5) однозначность;
6) экономичность;
7) сопоставимость;
8) своевременность;
9) регулярность.
Статья 8. Виды морской деятельности
1. Морская деятельность включает в себя виды деятельности, непосредственно направленные на изучение, освоение, использование, охрану и сохранение морских пространств и природных ресурсов Мирового океана, а также виды деятельности, обеспечивающие изучение, освоение, использование, охрану и сохранение морских пространств и природных ресурсов Мирового океана.
2. В целях настоящего Федерального закона к видам морской деятельности, подлежащих государственному управлению, относится деятельность в следующих областях:
1) морская хозяйственная деятельность (морехозяйственная);
2) морские научные исследования;
3) военно-морская деятельность;
4) морская пограничная деятельность;
5) иная деятельность, непосредственно направленная на изучение, освоение, использование, охрану и сохранение морских пространств и природных ресурсов Мирового океана.
3. В целях настоящего Федерального закона к видам деятельности, подлежащим государственному управлению и обеспечивающим перечисленные в части 2 настоящей статьи виды морской деятельности, относятся:
1) судостроение;
2) кадровое обеспечение морской деятельности, образование в сфере морской деятельности;
3) информационное обеспечение морской деятельности;
4) обеспечение безопасности морской деятельности;
5) морская природоохранная деятельность;
6) государственный контроль и надзор при осуществлении морской деятельности;
7) иные виды деятельности, создающие условия для осуществления морской деятельности в областях, указанных в части 2 настоящей статьи.
Статья 9. Методы государственного управления морской деятельностью
1. Государственное управление морской деятельностью осуществляется посредством проведения единой согласованной морской политики Российской Федерации, применяемой ко всем видам морской деятельности.
2. Государственное управление морской деятельностью основывается на использовании следующих методов:
1) стратегического планирования;
2) установления обязательных требований к видам морской деятельности;
3) лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур;
4) стимулирования и государственной поддержки хозяйствующих субъектов морской деятельности Российской Федерации;
5) государственного контроля и надзора;
6) установления мер ответственности к лицам, нарушившим обязательные требования.
При осуществлении государственного управления морской деятельностью могут применяться также другие методы управления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Международное сотрудничество в сфере морской деятельности
1. Российская Федерация осуществляет сотрудничество в сфере морской деятельности с международными организациями и иностранными государствами на основе международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере морской деятельности с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своих полномочий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Субъекты морской деятельности вправе принимать участие в международном сотрудничестве посредством заключения договоров по вопросам морехозяйственной и морской научной деятельности с иностранными организациями и гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Условия осуществления международного сотрудничества по отдельным видам морской деятельности, условия участия отдельных субъектов морской деятельности в международном сотрудничестве, а также ограничения такого сотрудничества регулируются федеральными законами.
5. Иностранные граждане или иностранные организации, осуществляющие морскую деятельность на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в отношении которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию, пользуются теми
же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации и российские юридические лица, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Глава 2. Полномочия субъектов государственного управления морской деятельностью
Статья 11. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере государственного управления морской деятельностью
Органы государственной власти Российской Федерации:
1) определяют направления государственной политики в сфере морской деятельности и обеспечивают ее реализацию;
2) принимают меры по сохранению суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, в воздушном пространстве над ними, обеспечению суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;
3) осуществляют принятие и реализацию государственных программ развития морской деятельности Российской Федерации, утверждают схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие объекты береговой инфраструктуры, до границ акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
4) создают благоприятные условия для судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
5) обеспечивают координацию и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в осуществлении государственного управления морской деятельностью;
6) определяют порядок проведения морских ресурсных исследований, освоения месторождений минеральных ресурсов международного района морского дна Мирового океана для создания сырьевой базы в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
7) обеспечивают проведение регулярных морских научных исследований по получению системных знаний о Мировом океане в интересах устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации;
8) принимают меры по обеспечению экологической безопасности морской среды и биологического разнообразия в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия на морскую среду, а также устанавливают требования в сфере морской природоохранной деятельности и обеспечивают их соблюдение субъектами морской деятельности;
9) обеспечивают сбалансированное развитие российского флота на основе современной продукции отечественного судостроения, производства морской техники и вооружения;
10) осуществляют меры, направленные на активное использование, дальнейшее освоение и развитие Северного морского пути;
11) осуществляют развитие системы защиты и охраны государственной границы на море;
12) обеспечивают контроль за проведением промысла в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
13) обеспечивают безопасность национального мореплавания в Мировом океане, развитие федеральной системы поиска и спасания на море в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, определяют порядок использования сил (войск) Военно-Морского Флота для организации поисковых и аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий морских происшествий, а также правопорядок и противодействие преступности на объектах морской инфраструктуры и прилегающих к ней акваториях;
14) определяют меры и объемы финансирования по обеспечению мобилизационной готовности объектов морской хозяйственной деятельности;
15) осуществляют создание, реорганизацию, ликвидацию федеральных государственных профессиональных образовательных организаций и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в сфере морской деятельности, выполняют функции и полномочия учредителя таких образовательных организаций, обеспечивают предоставление дополнительного профессионального образования в сфере морской деятельности в федеральных государственных образовательных организациях, а также реализует иные полномочия, направленные на развитие образования и подготовку кадров в сфере морской деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
16) обеспечивают сохранение морского культурного и исторического наследия государства, стимулируют развитие морских видов спорта, туризма и рекреации;
17) осуществляют международное сотрудничество в сфере морской деятельности;
18) реализуют иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления морской деятельностью
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления морской деятельностью в рамках своих полномочий, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) участвуют в формировании документов стратегического планирования морской деятельности Российской Федерации в части комплексного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к морскому побережью (далее - приморские субъекты Российской Федерации), и использования природных ресурсов морских пространств в порядке, определенном Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
2) обеспечивают реализацию мер по использованию, восстановлению и охране окружающей среды территорий приморских субъектов Российской Федерации и прилегающих морских пространств;
3) осуществляют меры, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, обеспечение безопасности населения от стихийных бедствий, а также негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на морскую среду;
4) создают условия для подготовки, привлечения и сохранения квалифицированных кадров в сфере морской деятельности;
5) обеспечивают сохранение морского культурного и исторического наследия государства, укрепление российских морских традиций, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников, создают условия для развития морских видов спорта, туризма и рекреации, а также для использования в этих целях маломерного флота;
6) осуществляют развитие межрегиональных и международных связей субъектов морской деятельности по вопросам изучения, освоения морских пространств и ресурсов Мирового океана;
7) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий могут принимать документы стратегического планирования субъекта Российской Федерации, включая государственные программы субъекта Российской Федерации, по развитию морской деятельности субъекта Российской Федерации, освоению прибрежной зоны, а также охране морской среды акваторий, прилегающих к территории субъекта Российской Федерации.
Статья 13. Координационные и совещательные органы в сфере государственного управления морской деятельностью
1. Постоянно действующим координационным органом в сфере государственного управления морской деятельностью, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и субъектов морской деятельности, является Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации (далее - Морская коллегия).
Морская коллегия действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Состав Морской коллегии утверждается Правительством Российской Федерации.
2. В целях согласования действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в сфере государственного управления морской деятельностью Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти могут создавать иные координационные и совещательные органы.
3. В субъектах Российской Федерации с учетом их географического положения и приоритетов в области социально- экономического развития могут создаваться постоянно действующие координационные и совещательные органы, именуемые морскими советами. Решение об образовании, реорганизации и упразднении морского совета субъекта Российской Федерации, определении его компетенции, утверждении руководителя и состава принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статья 14. Участие иных органов и организаций в осуществлении государственного управления морской деятельностью
В проведении государственной политики, осуществлении нормативно-правового регулирования, оказании государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере морской деятельности в пределах своих полномочий могут принимать участие иные уполномоченные органы и организации, включая государственные корпорации, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Глава 3. Субъекты морской деятельности
Статья 15. Субъекты морской хозяйственной деятельности
Субъектами морской хозяйственной деятельности являются:
1) субъекты деятельности в области морского транспорта;
2) субъекты деятельности в области исследования, сохранения и освоения природных ресурсов Мирового океана.
Статья 16. Субъекты деятельности в области морского транспорта
1. Субъектами деятельности в области морского транспорта являются:
1) судовладельцы;
2) владельцы объектов инфраструктуры морских портов;
3) операторы морских терминалов.
2. Субъекты деятельности в области морского транспорта осуществляют морскую деятельность в соответствии с международными правовыми актами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующих субъектов.
3. При осуществлении морской деятельности субъекты деятельности в области морского транспорта имеют приоритетное право на получение государственной поддержки в целях:
1) обновления состава судов морского транспорта, снижения среднего возраста судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
2) увеличения числа судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
3) в иных целях, определенных федеральными законами или документами стратегического планирования Российской Федерации.
4. При осуществлении морской деятельности субъекты деятельности в области морского транспорта наряду с обязанностями, установленными международными соглашениями Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать мобилизационную подготовку и мобилизационную готовность кадрового состава, судов и объектов инфраструктуры морских портов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области морского транспорта;
2) в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время передать управление отзываемыми судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, органам военного управления Российской Федерации;
3) обеспечивать экологическую безопасность морских пространств в соответствии с действующим законодательством;
4) обеспечивать транспортную безопасность судов и объектов транспортной инфраструктуры.
Статья 17. Субъекты деятельности в области исследования, сохранения и освоения природных ресурсов Мирового океана
1. Субъектами деятельности в области исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана являются физические и юридические лица:
1) осуществляющие морские ресурсные исследования, рыболовство, рыбоводство (аквакультуру);
2) создающие и (или) эксплуатирующие (использующие) искусственные острова, стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы, иные надводные и подводные установки, сооружения, подводные кабели и трубопроводы;
3) иные пользователи морских пространств, осуществляющие деятельность по исследованию, освоению и сохранению природных ресурсов Мирового океана в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Субъекты деятельности в области исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана осуществляют морскую деятельность в соответствии с международными правовыми актами и федеральными законами.
3. При осуществлении морской деятельности субъекты деятельности в области исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, имеют право на получение государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях:
1) технического и технологического переоснащения предприятий рыбохозяйственного комплекса;
2) расширения направлений и масштабов ресурсных научных исследований и разработок в области изучения водных биологических ресурсов;
3) повышения эффективности искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, развития морской аквакультуры (марикультуры);
4) в иных целях, определенных федеральными законами или документами стратегического планирования Российской Федерации.
4. При осуществлении морской деятельности субъекты деятельности в области исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, имеют право на получение государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях:
1) разработки выявленных морских месторождений и интенсивной разведки перспективных ресурсов нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации;
2) создания благоприятных условий и возможностей для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов международного района морского дна;
3) обеспечения оптимального сочетания трубопроводного и танкерного видов транспортировки углеводородов потребителям;
4) разработки новых технических средств и технологий изучения, освоения и транспортировки минеральных ресурсов Мирового океана;
5) интенсификации работ в области специального судостроения, включая строительство морских платформ различного класса;
6) выполнения обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках международных договоров;
7) освоения инновационных технологий выработки электрической энергии с использованием атомной энергии, приливоотливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, тепловой калорийности биомассы водорослей, иных физических, химических и биологических явлений;
8) в иных целях, определенных федеральными законами или документами стратегического планирования Российской Федерации.
5. При осуществлении морской деятельности субъекты деятельности в области исследования, освоения и сохранения природных ресурсов Мирового океана, наряду с обязанностями, установленными международными соглашениями Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать мобилизационную подготовку и мобилизационную готовность судового состава, кадрового состава и объектов инфраструктуры;
2) принимать меры по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности, а также негативного воздействия на окружающую среду опасных природных явлений.
Статья 18. Субъекты морских научных исследований
1. Субъектами морских научных исследований являются физические и юридические лица:
1) эксплуатирующие суда научно-исследовательского флота, подводные исследовательские аппараты и другие средства в целях осуществления морской научной деятельности;
2) имеющие имущество на праве собственности или иных правах, входящее в состав экспериментальных баз для разработки средств океанотехники и морских биотехнологий;
3) осуществляющие картографическое и гидрометеорологическое обеспечение морской деятельности;
4) являющиеся операторами информационных систем, создаваемых при проведении морских научных исследований, либо имеющих исключительные права на базы и банки данных, создаваемые при проведении морских научных исследований;
5) не указанные в пунктах 1-4 настоящей части, но являющиеся субъектами единой системы мониторинга Мирового океана и его морей.
2. Субъекты морских научных исследований осуществляют морскую деятельность в соответствии с международными правовыми актами и федеральными законами, регулирующими проведение морских научных исследований в открытом море, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации,на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Субъекты морских научных исследований имеют право на получение государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при проведении исследований, в том числе:
1) природной среды Арктики и Антарктики и глобальных процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;
2) континентального шельфа Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации;
3) динамики экологических систем Мирового океана;
4) строения материковых отмелей, склонов, подводных каньонов, гор, рифтовых долин и ложа океанов, динамики их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов;
5) биологического разнообразия океанов и морей как важнейшего фактора глобальной экологической устойчивости и оптимального использования возобновляемого ресурсного потенциала;
6) влияния Мирового океана на экологическую систему и климат планеты (в первую очередь на территории Российской Федерации), на состояние здоровья человека, включая влияние на него факторов судовой среды;
7) опасных для морской деятельности и населения страны явлений, связанных с Мировым океаном, с целью заблаговременного предупреждения населения для снижения наносимого ими ущерба;
8) антропогенного воздействия на окружающую среду Мирового океана и разработки принципов и методов, направленных на его снижение;
9) проблем гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, поисково-спасательного, медико-санитарного, информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;
10) проблем обновления научно-исследовательского флота, строительства и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов, буровых платформ (разведочных, эксплуатационных, технологических) и подводно-подледного промыслового оборудования;
11) военно-политических, экономических и правовых проблем использования морских пространств и природных ресурсов Мирового океана, проблем военно-морской, морской пограничной и других видов морской деятельности.
4. При осуществлении морской деятельности субъекты морских научных исследований наряду с обязанностями, установленными международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать мобилизационную подготовку и мобилизационную готовность судов, кадрового состава и объектов инфраструктуры;
2) обеспечивать выполнение требований по защите окружающей среды при проведении морских научных исследований.
Статья 19. Субъекты военно-морской и морской пограничной деятельности
1. Субъектами военно-морской деятельности являются:
1) формирования Военно-Морского Флота;
2) формирования войск и сил других видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, выделяемых для участия в военно-морской деятельности.
2. Субъектами морской пограничной деятельности являются органы федеральной службы безопасности.
3. Субъекты военно-морской и морской пограничной деятельности при решении поставленных перед ними задач руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, определяющими правовой статус соответствующих субъектов.
4. Функционирование субъектов военно-морской деятельности и государственное управление ею основывается на следующих принципах:
1) приоритет политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных и других невоенных средств при разрешении противоречий и устранении существующих и вновь возникающих вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане;
2) обеспечение достаточности военной составляющей морского потенциала Российской Федерации и его эффективном использовании в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства, устранения угроз безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений;
3) обеспечение постоянной готовности к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;
4) совершенствование мер по выявлению, предупреждению и пресечению актов терроризма, пиратства, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, а также на собственность Российской Федерации и ее граждан в Мировом океане;
5) соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
6) обеспечение присутствия в конфликтных регионах Мирового океана субъектов военно-морской деятельности на основе норм международного права в целях решения политических, экономических и иных задач;
7) участие в проводимых в Мировом океане и на прилегающих к нему территориях мероприятиях под эгидой Организации Объединенных Наций и других международных организаций по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
5. Функционирование субъектов морской пограничной деятельности и государственное управление ею основывается на принципах, установленных законодательством Российской Федерации.
6. В период непосредственной угрозы агрессии и в военное время органы военного управления Военно-Морского Флота в соответствии со своими полномочиями осуществляют отзыв судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также управление указанными судами, их защиту и оборону.
Статья 20. Требования к субъектам морской деятельности
1. К субъектам морской деятельности могут устанавливаться специальные требования в целях обеспечения безопасности морской деятельности, государственной безопасности, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов Мирового океана в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
2. В целях обеспечения государственной безопасности к субъектам морской деятельности устанавливаются требования и ограничения, в том числе о гражданстве (в отношении физических лиц), об участии российских и иностранных юридических лиц в осуществлении морской деятельности, о допустимой доле иностранного капитала в уставном капитале, о наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а также иные требования.
3. В целях обеспечения безопасности морской деятельности и экологической безопасности к субъектам данной деятельности устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности, охраны труда, безопасности эксплуатации транспортных средств и других технических устройств, безопасности технологических процессов. Указанные требования могут относиться к юридическим лицам, к работникам юридических лиц, к гражданам, к техническому оснащению и обустройству объектов морской деятельности.
4. В целях обеспечения рационального использования природных ресурсов Мирового океана могут устанавливаться требования по внедрению инновационных технологий изучения, разведки, разработки, использования, переработки природных ресурсов, захоронения грунта, продуктов переработки, отходов производства.
Глава 4. Организация морской деятельности
Статья 21. Стратегическое планирование морской деятельности
1. Целью стратегического планирования морской деятельности является координация государственного стратегического управления и мер бюджетной политики для реализации и защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и укрепления позиций Российской Федерации среди ведущих мировых держав, реализации морского потенциала Российской Федерации.
2. Основными задачами стратегического планирования морской деятельности являются:
1) качественный и количественный анализ объективных процессов развития морской деятельности в Российской Федерации и иностранных государствах, выявление тенденций научного и научно-технологического развития Российской Федерации и их влияния на морскую деятельность Российской Федерации;
2) определение приоритетных направлений государственной политики в сфере морской деятельности, их координация с целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отдельных отраслей и сфер государственного управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и мерами бюджетной политики;
3) установление целей и показателей развития морской деятельности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их корреляции с целями и показателями социально-экономического развития, которые должны быть достигнуты в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах;
4) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их влияния на осуществление морской деятельности;
5) выбор путей и способов достижения целей и показателей решения задач государственной политики в сфере морской деятельности;
6) совершенствование морского пространственного планирования в целях пространственного и временного распределения различных видов морской деятельности в границах Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;
7) определение ресурсов для достижения целей и показателей решения задач государственной политики в сфере морской деятельности Российской Федерации;
8) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и показателей решения задач в сфере морской деятельности;
9) координация действий участников стратегического планирования в сфере морской деятельности и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в этой сфере, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
10) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в сфере морской деятельности.
3. К документам стратегического планирования в сфере морской деятельности, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:
1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части морской деятельности;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации в части морской деятельности;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в части морской деятельности;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации в части морской деятельности;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:
а) отраслевые документы стратегического планирования морских пространств Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
в) стратегия развития морской деятельности Российской Федерации;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) государственные программы развития морской деятельности Российской Федерации и федеральные целевые программы в сфере морской деятельности Российской Федерации;
б) схемы территориального планирования Российской Федерации до границ акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
в) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере морской деятельности.
4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:
1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания - стратегии социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся прогнозы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) план мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
б) государственные программы субъекта Российской Федерации;
в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.
5. Разработка и реализация документов стратегического планирования морской деятельности осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о стратегическом планировании в Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
6. При разработке и реализации документов стратегического планирования морской деятельности должны учитываться результаты совместных прогнозно-аналитических исследований, проводимых государствами - членами Евразийского экономического союза в соответствии с его международными правовыми актами.
7. В целях повышения эффективности осуществления в Российской Федерации морской деятельности, а также эффективности функционирования системы стратегического планирования морской деятельности в Российской Федерации осуществляется мониторинг реализации документов стратегического планирования.
Основными задачами мониторинга реализации документов стратегического планирования морской деятельности являются:
1) сбор, систематизация и обобщение информации об осуществлении морской деятельности Российской Федерации, и влиянии такой деятельности на национальную безопасность Российской Федерации, на экономическое и социальное развитие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) оценка степени достижения запланированных целей и показателей развития морской деятельности Российской Федерации;
3) оценка результативности и эффективности реализации документов стратегического планирования в сфере морской деятельности, разрабатываемых в рамках планирования и программирования отраслей экономики и сфер государственного управления;
4) оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей развития морской деятельности Российской Федерации;
5) оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования в сфере морской деятельности и ресурсов, необходимых для их реализации;
6) оценка уровня влияния морской деятельности на социально- экономическое развитие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и состояния национальной безопасности Российской Федерации, проведение анализа, выявление возможных рисков и угроз и своевременное принятие мер по их предотвращению;
7) разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования в сфере морской деятельности;
8) оценка влияния морской деятельности на научно-технологическое развитие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
8. Порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере морской деятельности, подготовки соответствующих документов, в которых отражаются результаты такого мониторинга, определяется:
1) на федеральном уровне - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) на уровне субъекта Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
9. Основным документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования морской деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является доклад о комплексной оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации в сфере морской деятельности Российской Федерации, представляемый Правительством Российской Федерации Президенту Российской Федерации ежегодно в первом полугодии года, следующего за отчетным.
10. Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования морской деятельности в сфере социально-экономического развития Российской Федерации на федеральном уровне, являются:
1) ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности;
2) доклад о комплексной оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации в сфере морской деятельности;
3) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и доклады о реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти.
11. Документы стратегического планирования в сфере морской деятельности и документы, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере морской деятельности, за исключением сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат размещению на официальных сайтах органов, ответственных за разработку соответствующих документов стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 22. Приоритетные направления развития морской деятельности
1. Приоритетные направления развития морской деятельности Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основой для определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации являются предложения, подготавливаемые Морской коллегией и ежегодно представляемые Правительством Российской Федерации Президенту Российской Федерации.
2. Порядок определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития морской деятельности в субъектах Российской Федерации.
Статья 23. Государственные программы развития морской деятельности Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", уполномоченные в сфере регулирования морской деятельности, с учетом документов стратегического планирования в сфере морской деятельности, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона, по вопросам, отнесенным к их компетенции, разрабатывают государственные программы развития морской деятельности Российской Федерации (далее - государственные программы), предусматривающие реализацию научно-обоснованных планов мероприятий, направленных на поддержку субъектов морской деятельности, обеспечение рационального использования ресурсов и пространств Мирового океана, создание условий для экономически благоприятной, экологически допустимой и безопасной морской деятельности в границах юрисдикции Российской Федерации в целях устойчивого экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Состав и содержание документов морского пространственного планирования для государственных программ устанавливается законодательством Российской Федерации.
2. Реализация государственных программ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морской деятельности. Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
4. Государственные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений законодательства Российской Федерации о парламентском контроле. По каждой государственной программе Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются Правительством Российской Федерации. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.
5. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере регулирования морской деятельности, в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации межгосударственных программ в сфере морской деятельности.
Статья 24. Меры государственной поддержки морской деятельности
1. Государственная поддержка морской деятельности осуществляется путем предоставления субъектам морской деятельности финансовой, имущественной, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться особенности применения мер государственной поддержки морской деятельности, учитывающие приоритеты национальной морской политики.
3. В целях создания условий для опережающего социально-экономического развития и улучшения качества жизни макрорегионов, к управлению отдельными сухопутными территориями двух и более приморских субъектов Российской Федерации, примыкающими к ним акваториями и континентальным шельфом Российской Федерации, могут привлекаться государственные комиссии, уполномоченные федеральные органы, управляющие компании и устанавливаться меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Обеспечение и развитие морской деятельности
Статья 25. Судостроение
1. Государственное управление морской деятельностью в сфере судостроения осуществляется с целью создания условий для выполнения полного жизненного цикла судов Российской Федерации, включая выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Субъекты государственного управления морской деятельностью обеспечивают предоставление государственной поддержки судостроения путем:
1) использования механизма инвестиционного контракта, предусмотренного законодательством Российской Федерации о промышленной политике в Российской Федерации в целях стимулирования локализации производства комплектующих судов на территории Российской Федерации;
2) предоставления субсидий и бюджетных инвестиций при строительстве, эксплуатации, ремонте и утилизации судов гражданского и военного назначения Российской Федерации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) предоставления государственной поддержки в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. При реализации мер государственной поддержки, перечисленных в части 2 настоящей статьи, могут устанавливаться:
1) ограничения, запреты и приоритеты при осуществлении закупок судов и их комплектующих для государственных нужд;
2) требования по перечню технологических операций и доле комплектующих, произведенных на территории Российской Федерации, в целях признания судов произведенными на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для государственных нужд;
3) дополнительные требования к локализации производства комплектующих судов при закупках комплектующих судов для государственных нужд, либо для нужд отдельных видов юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Для достижения цели, указанной в части 1 настоящей статьи, субъекты государственного управления морской деятельностью решают следующие задачи:
1) совершенствование судостроительного комплекса на основе создания и развития крупных (интегрированных) научно-производственных структур;
2) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями судостроения;
3) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области военного судостроения и военно-морской техники в соответствии с государственной программой вооружения;
4) внедрение передовых методов проектирования и строительства в отечественном судостроении;
5) активизация инновационной и инвестиционной деятельности в области судостроения, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы, создавать конкурентоспособное отечественное судовое оборудование;
6) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники для развития военной составляющей морского потенциала Российской Федерации;
7) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов военного судостроения, военно-морской техники, а также обеспечивающих создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военно-морской техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;
8) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения для развития военной составляющей морского потенциала Российской Федерации;
9) совершенствование системы программно-целевого планирования развития судостроения в целях повышения эффективности оснащения кораблей и судов отечественной морской техникой и вооружением;
10) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции военного и гражданского назначения, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд в области судостроения;
11) совершенствование деятельности организаций судостроения и судоремонта путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
12) координация с участием федеральных органов исполнительной власти планов строительства верфей и производственных программ с планами нефтегазовых компаний по освоению месторождений и планами судоходных компаний по приобретению новых судов;
13) создание высокотехнологичных верфей для производства крупнотоннажных судов и техники для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации;
14) обеспечение мобилизационной готовности судостроения;
15) сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;
16) развитие и совершенствование научно-исследовательского флота и морского научного приборостроения;
17) создание высокоэффективных рыбопромысловых судов, обеспечивающих рентабельную добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и в отдаленных районах Мирового океана;
18) проведение научных исследований в области совершенствования ледовых качеств судов, направленных на расширение диапазона допустимых эксплуатационных характеристик для работы в различных природных условиях;
19) создание высокотехнологичных платформ, обеспечивающих качественный рост глубины переработки пластового продукта непосредственно на морском шельфе, вплоть до получения нефтепродуктов или синтетического топлива;
20) строительство грузопассажирского флота круглогодичного использования, обеспечивающего положительную рентабельность перевозок (высокоскоростных судов на подводных крыльях, динамических принципах поддержания и др.);
21) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации морской техники;
22) обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Статья 26. Кадровое обеспечение морской деятельности, образование в сфере морской деятельности
1. Государственное управление морской деятельностью в сфере кадрового обеспечения морской деятельности, образования в сфере морской деятельности осуществляется в целях подготовки, привлечения и сохранения квалифицированных кадров всех уровней субъектов государственного управления морской деятельностью и субъектов морской деятельности, поддержания профессионализма, морских традиций и неравнодушного отношения граждан к морской истории страны, пропаганды и поддержки национальной морской политики, морской деятельности и морской службы в обществе с учетом законодательства Российской Федерации об образовании.
2. Субъекты государственного управления морской деятельностью обеспечивают предоставление государственной поддержки в сфере кадрового обеспечения морской деятельности, образования в сфере морской деятельности путем:
1) финансовой, информационной и консультационной поддержки организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для работников субъектов государственного управления морской деятельностью и субъектов морской деятельности;
2) финансовой поддержки субъектов морской деятельности, участвующих в создании организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для работников указанных субъектов;
3) других мероприятий, связанных с предоставлением поддержки субъектам морской деятельности при обеспечении получения дополнительного профессионального образования в сфере морской деятельности работниками указанных субъектов.
3. Для достижения цели, указанной в части 1 настоящей статьи, субъекты государственного управления морской деятельностью решают следующие задачи:
1) создание на российском флоте условий для привлечения и сохранения квалифицированных кадров в плавсоставе, в управлении морской деятельностью и ее обеспечении;
2) совершенствование профессионально-психологического отбора;
3) комплектование научных и образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в сфере морской деятельности, подготовленными и высококвалифицированными научными и научно-педагогическими работниками путем повышения мотивации их труда;
4) совершенствование системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности, медико-психологической реабилитации плавсостава, обеспечивающей профилактику заболеваний и улучшение качества жизни;
5) совершенствование системы подготовки управленческих и руководящих кадров для субъектов государственного управления морской деятельностью;
6) реализация проектов и программ, направленных на сохранение морских традиций, развитие патриотического воспитания молодежи, подготовка ее к службе и работе на российском флоте;
7) подготовка специалистов с высшим образованием и средним профессиональным образованием на базе образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в сфере морской деятельности;
8) сохранение объектов морского культурного наследия;
9) обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в сфере морской деятельности;
10) совершенствование условий труда работников, занятых в сфере морской деятельности, взаимодействие с профессиональными союзами моряков, работодателями и общественными объединениями судовладельцев по вопросам обеспечения социальной защищенности российских моряков, в том числе и при работе их на заграничных судах;
11) реализация принципов проектного управления кадровым потенциалом субъектов морской деятельности;
12) развитие системы охраны здоровья моряков, сохранения и защиты трудовых ресурсов субъектов морской деятельности, отвечающей международным и национальным требованиям в области безопасности мореплавания.
Статья 27. Информационное обеспечение морской деятельности
1. Субъекты государственного управления морской деятельностью обеспечивают в соответствии со своей компетенцией создание, эксплуатацию и развитие государственных информационных систем (в том числе глобальных) в целях своевременного предоставления субъектам морской деятельности необходимой информации об обстановке в Мировом океане, включая информацию о состоянии морской среды, прибрежных территорий и воздушно-космического пространства над ними, в том числе координатно-объектовой и иной информации об антропогенных объектах в Мировом океане.
2. Для обеспечения морской деятельности применяются следующие государственные информационные системы:
1) единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане;
2) единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки;
3) иные государственные информационные системы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Государственные информационные системы для обеспечения морской деятельности создаются посредством интеграции информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, содержащихся в федеральных и региональных информационных системах.
Государственные информационные системы могут также использовать статистическую и иную документационную информацию, предоставляемую гражданами (физическими лицами), организациями, органами местного самоуправления.
Требования к государственным информационным системам для обеспечения морской деятельности устанавливаются Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Субъекты государственного управления морской деятельностью, осуществляющие информационное обеспечение морской деятельности, имеют право на получение государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Обязательное страхование в сфере морской деятельности
1. Условия и порядок осуществления обязательного страхования в сфере морской деятельности определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
2. Субъекты государственного управления морской деятельностью в рамках своих полномочий обеспечивают контроль за своевременностью заключения субъектами морской деятельности договоров обязательного страхования в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Безопасность морской деятельности
Статья 29. Безопасность мореплавания (судоходства), обеспечение транспортной безопасности
1. Безопасность мореплавания достигается:
1) навигационно-гидрографическим обеспечением морской деятельности как комплексом мероприятий, проводимым в целях создания благоприятных в навигационно-гидрографическом отношении условий для безопасного плавания судов и их базирования в процессах изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана, включающих:
а) выполнение гидрографических работ с целью создания и оперативной актуализации морских навигационных и специальных карт, руководств и пособий для плавания;
б) оснащение судов и кораблей морскими средствами навигации и океанографии;
в) оборудование побережья, морей и океанов средствами навигационного оборудования, поддержание установленных режимов их работы;
г) информирование судов и кораблей об изменениях навигационной обстановки и режимах плавания;
Навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности осуществляется в рамках своих полномочий, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области морского транспорта, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также специализированными государственными и негосударственными службами и организациями;
2) гидрометеорологическим обеспечением морской деятельности, осуществляемым в целях обеспечения потребностей субъектов государственного управления морской деятельностью и субъектов морской деятельности в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Гидрометеорологическое обеспечение морской деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе";
3) информационным обеспечением морской деятельности, развитием информационных систем, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, и других механизмов наблюдения за осуществлением морской деятельности;
4) соблюдением субъектами морской деятельности применяемых к ним обязательных требований, определяемых законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Обеспечение безопасности мореплавания возлагается на субъекты морской деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Обеспечение транспортной безопасности на морских судах, в морских портах и в акваториях морских портов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере транспортной безопасности.
4. Для обеспечения безопасности морского судоходства и граждан Российской Федерации, находящихся на морских судах и других объектах морской деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации могут привлекаться формирования федеральных органов исполнительной власти в областях обороны и безопасности.
5. Защита безопасности морских судов от пиратства, атак террористов, других угроз и актов незаконного вмешательства возлагается на военные корабли, другие силы, средства федеральных органов исполнительной власти в областях обороны и безопасности.
Статья 30. Поисково-спасательное обеспечение морской деятельности
1. Организация и проведение операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в данной области, проводятся под единым руководством федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
2. Проведение поисковых и аварийно-спасательных работ терпящих бедствие (находящихся в опасности) в территориальном море людей, судов, кораблей, летательных аппаратов и других объектов морской деятельности, оказание помощи объектам морской деятельности, получившим аварийные повреждения, а также выполнение водолазных, глубоководных, судоподъемных и других подводно-технических работ, если их последствия представляют опасность, проводятся под единым руководством федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению безопасности людей на водных объектах с привлечением сил и средств федеральной системы поиска и спасания.
3. Привлечение поисково-спасательных, поисковых и спасательных служб, формирований, команд и подразделений, летательных аппаратов, кораблей и судов различного назначения и других сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их форм собственности к поиску и спасанию людей, судов, кораблей, летательных аппаратов и других объектов морской деятельности, терпящих бедствие на море, и ликвидации последствий морских происшествий, и координация их действий между собой осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, в соответствии с планами организации взаимодействия аварийно-спасательных служб.
4. Организация и порядок деятельности федеральной системы поиска и спасания на море, включая основы организации водолазного дела, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 31. Безопасность объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий
1. Безопасность объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий обеспечивается комплексом мер, включая установление зон безопасности, осуществление мер по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, установление физической защиты, содержание служб безопасности, а также категорированием объектов, оценкой их уязвимости, установлением уровней безопасности и другими мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
2. Безопасность эксплуатации объектов морской инфраструктуры - морских портов, искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, а также осуществляемой на них деятельности обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Защита и сохранение морской среды
Защита и сохранение морской среды и биологического разнообразия, сохранение объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий обеспечивается посредством установления соответствующих требований, природоохранных ограничений, поддержанием квалификации персонала, соблюдением правил эксплуатации судов и объектов, проведением государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора, государственного мониторинга водных объектов, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, разрешительного порядка захоронения отходов и других материалов на морском дне, в том числе грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, предупреждения морских аварий, оперативной ликвидации их последствий, установлением платы за пользование ресурсами Мирового океана, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, квотированием, осуществлением иных мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Обязанность по защите морской среды от загрязнения и по предотвращению неблагоприятных последствий в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности лежит на субъектах морской деятельности.
Глава 7. Государственный контроль и надзор
Статья 33. Государственный контроль и надзор при осуществлении морской деятельности
1. В сфере государственного управления морской деятельностью осуществляются государственный портовый контроль, государственный надзор за торговым мореплаванием,государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, надзор за деятельностью организаций, осуществляющих научную деятельность, за обеспечением транспортной безопасности, государственный экологический надзор, контроль за проведением морских научных и ресурсных исследований, санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный, таможенный, пограничный контроль, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных другими федеральными законами.
3. Государственный контроль в области военно-морской и морской пограничной деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области безопасности соответственно.
Статья 34. Расследование происшествий при осуществлении морской деятельности
Расследование происшествий, в том числе аварий и инцидентов, при осуществлении морской деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 35. Ответственность в сфере осуществления морской деятельности
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение настоящего Федерального закона не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения нанесенного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.