Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за незаконную добычу драгоценных металлов"
(подготовлен Минвостокразвития России 16.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за незаконную добычу драгоценных металлов" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196 по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока (далее - поручение Президента Российской Федерации), согласно которому Правительству Российской Федерации надлежит представить предложения по законодательному урегулированию деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота, в том числе условий осуществления такой деятельности и порядка сбыта добытого золота государству, а также об усилении ответственности за добычу россыпного золота без лицензии.
Настоящий проект федерального закона направлен на решение задачи по снижению уровня нелегальной добычи в общем объеме добычи драгоценных металлов. По различным оценкам объем незаконно добываемых драгоценных металлов может составлять до 10% от общего объема официально добываемых драгоценных металлов*(1).
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях") к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Золото и другие драгоценные металлы являются полезными ископаемыми, добыча которых регламентирована Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и осуществляется в настоящее время на основании лицензии.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации Минвостокразвития России разработан, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект "О старательской деятельности").
Одной из проблем, на решение которых направлен законопроект "О старательской деятельности", является значительная доля нелегальной добычи в общем объеме добычи драгоценных металлов*(2). По данным исследователей нелегальную добычу осуществляют так называемые старатели-одиночки, а выкуп нелегально добытого сырья осуществляется по ценам гораздо ниже рыночных*(3).
Законопроектом "О старательской деятельности" вводится понятие "старательской деятельности", под которой понимается деятельность по добыче (поиску и извлечению) драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы), осуществляемая гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на старательских участках непромышленным способом (без использования тяжелой техники, взрывных технологий и т.п.).
Основанием для осуществления старательской деятельности является договор безвозмездного пользования старательским участком. При этом получение каких-либо дополнительных разрешений (лицензий), подтверждающих право занятия старательской деятельностью, не требуется.
Таким образом, в случае принятия законопроекта "О старательской деятельности" добыча золота и других драгоценных металлов будет осуществляться на основании лицензии (действующий порядок), либо договора безвозмездного пользования старательским участком.
Предлагаемый законопроектом "О старательской деятельности" доступный механизм получения статуса старателя (заключение договора безвозмездного пользования старательским участком через специальную информационную систему) должен способствовать повышению привлекательности легальной добычи драгоценных металлов для граждан.
В то же время, учитывая высокую экономическую привлекательность незаконной добычи драгоценных металлов, сохраняются высокие риски масштабной незаконной добычи указанных полезных ископаемых.
В настоящее время добыча драгоценных металлов, в том числе золота, без лицензии квалифицируется по части первой статьи 15 44 "Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на индивидуальных предпринимателей - от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Однако действующая редакция статьи 15 44 КоАП позволяет многократно совершать указанные правонарушения без надлежащего соразмерного наказания. Исходя из оценочной стоимости незаконно добываемых драгоценных металлов, незаконный доход может составлять более 2 млн. руб. на одного человека в год.
Экономическую привлекательность незаконной добычи драгоценных металлов определяет высокая цена на данный вид полезных ископаемых и одновременно непропорционально низкая ответственность за данное правонарушение, в связи с чем сохраняются высокие риски масштабной незаконной добычи драгоценных металлов.
В настоящее время статьей 255 "Нарушение правил охраны и использования недр" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (в действующей редакции) предусматривается ответственность только за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, в связи с чем применение данной статьи в отношении лиц, осуществляющих незаконную добычу драгоценных металлов, не представляется возможным.
Таким образом, в настоящее время правовые механизмы предупреждения и пресечения незаконной добычи драгоценных металлов недостаточно эффективны.
С учетом этого проектом федерального закона предлагается установить в статье 255 УК РФ ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы) лицом, подвергнутым административному наказанию по части первой статьи 15 44 КоАП за аналогичное деяние.
Проектом федерального закона предлагается урегулировать вопросы добычи не только золота (как указано в поручении Президента Российской Федерации), но и серебра, платины и металлов платиновой группы, которые, как правило, извлекаются попутно при добыче золота. Аналогичный широкий подход реализован также в законопроекте "О старательской деятельности".
Ограничение проектируемых положений только в отношении россыпного золота нецелесообразно, поскольку создаст опасную правовую неопределенность и будет являться причиной коррупции и злоупотреблений.
Одновременно проектом федерального закона вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения следователей органов внутренних дел полномочиями по расследованию преступлений, предусмотренных вводимыми проектом федерального закона нормами.
Предлагаемый комплексный подход позволит наиболее эффективно осуществлять противодействие незаконной добыче драгоценных металлов посредством использования системы мер: во-первых, мер стимулирования выхода "из тени" граждан, осуществляющих незаконную добычу драгоценных металлов (посредством реализации механизма, предусмотренного в законопроекте "О старательской деятельности"), во-вторых, мер административной ответственности, а также уголовной ответственности за незаконную добычу драгоценных металлов в соответствии с настоящим проектом федерального закона.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предусмотренных проектом федерального закона положений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют в обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) https://www.interfax.ru/russia/649211
*(2) Источник: https://prodragmetally.ru/o-zolote/tipy/o-dobyche-v-magadane.html#i-3; http://www.ng.ru/economics/2016-03-31/4_gold.html
*(3) Источник: https://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.