Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (в части совершенствования правовых механизмов содействия реализации новых инвестиционных проектов) (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 19 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, а также в рамках исполнения:
пункта 4 раздела VII перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 26.08.2020 N ММ-П47-9866;
пунктов 4, 5 подраздела 5.1, пункта 8 подраздела 5.4 раздела 5 Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23.09.2020 (протокол N 36, раздел VII);
пункта 3 протокола заседания президиума рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 12.10.2020 N 1пр;
поручений по итогам совещаний у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова (пункт 8 протокола от 14.07.2020 N АБ-П13-118пр, пункт 3 протокола от 21.08.2020 N АБ-П13-153пр, пункт 3 раздела I протокола от 01.09.2020 N АБ-П13-167пр, пункты 5 и 6 протокола от 01.10.2020 N АБ-П9-192пр, пункт 2 раздела I протокола от 20.10.2020 N АБ-П13-207пр, пункт 2 раздела II протокола от 08.12.2020 N АБ-П13-259пр);
поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 31.03.2020 N МХ-П16-2574 и от 08.10.2020 N МХ-П16-12576.
Законопроект направлен на совершенствование правовых механизмов защиты и поощрения капиталовложений, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), расширение доступа бизнеса к инструменту соглашений о защите и поощрения капиталовложений (далее - СЗПК), развитие механизма возмещения затрат участников СЗПК за счет новых налогов и иных обязательных платежей от проектов, оптимизацию процедур заключения и сопровождения СЗПК с учетом опыта заключения первых СЗПК.
В частности, законопроект расширяет перечень сфер экономики, к которым могут относиться инвестиционные проекты, реализуемые в рамках СЗПК, на проекты в сфере комплексного жилищного строительства, а также сооружения складских комплексов, предназначенных для приемки, размещения, хранения товаров для целей их последующей продажи посредством сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (центры омниканальной торговли).
Законопроектом также предусматривается снижение требований к объему капиталовложений для заключения СЗПК при реализации инвестиционных проектов в сфере модернизации общественного транспорта городского и пригородного сообщения, создания аэровокзалов (терминалов), транспортно-логистических центров (с 5 млрд. рублей до 1,5 млрд. рублей).
С учетом сроков окупаемости инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, здравоохранения и образования предусмотрено увеличение срока действия стабилизационной оговорки для таких проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд. рублей с 6 до 10 лет.
Кроме того, законопроект расширяет понятие нового инвестиционного проекта, позволяя заключать СЗПК в отношении инвестиционных проектов, решение по бюджету которых было принято до принятия Закона N 69-ФЗ, но не ранее 7 мая 2018 года, если заявление о реализации такого проекта в соответствии со статьей 7 Закона N 69-ФЗ подано не позднее 31 декабря 2022 года (в действующей редакции - не позднее 31 декабря 2021 года).
При этом законопроект предполагает расширение перечня обязательных платежей, которые учитываются для целей определения предельного размера возмещаемых затрат, указанных в части 1 статьи 15 Закона N 69-ФЗ, а также возмещаемого реального ущерба. В перечень таких платежей предлагается включить 50 процентов налога на добычу полезных ископаемых в отношении большинства добытых твердых полезных ископаемых, а также земельный налог (в случае, если стороной СЗПК является муниципальное образование).
При этом перечень затрат, которые участники СЗПК смогу возместить за счет налоговых поступлений от проектов, планируется расширить. Так, помимо затрат на создание (строительство), модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для проекта (включая затраты на технологическое присоединение), предлагается возмещать затраты:
на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реализации проектов на инвестиционной фазе;
на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, необходимые для реализации инвестиционного проекта, если на основе созданных новых технологии было начато серийное производство промышленной продукции;
на создание и (или) модернизацию оборудования для обеспечения вычислительных мощностей, необходимых для реализации инвестиционного проекта в сфере цифровой экономики.
Действующая модель возмещения затрат в пределах новых налогов и иных обязательных платежей от проекта сохраняется.
Законопроект также уточняет нормы, регулирующие процедуру заключения и сопровождения исполнения СЗПК, в том числе правовой статус участвующих лиц. Так, Законопроект предусматривает положения, касающиеся уполномоченной Правительством Российской Федерации организации, прямо устанавливая возможность делегирования ей ряда функций по сопровождению инвестиционных проектов в рамках СЗПК, а также уточняет порядок финансового обеспечения деятельности оператора государственной информационной системы "Капиталовложения" и мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и развитию указанной системы.
Законопроект упрощает требования к документам, представляемым при подаче заявления на заключение СЗПК в порядке частной проектной инициативы.
Предусматривается, что, в случае отсутствия разрешения на строительство, организация, реализующая проект, может представить градостроительный план земельного участка, на котором в соответствии с инвестиционным проектом предусмотрено создание (строительство) и (или) реконструкция объекта (объектов) капитального строительства, а для линейных объектов - градостроительный план земельного участка и (или) проект планировки территории.
Также устанавливается, что заявителям не потребуется представлять справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и таможенных платежей, т.к. данные сведения будут запрашиваться уполномоченным органом (Минэкономразвития России) с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом законопроект устанавливает закрытый перечень документов и материалов, представляемых при заключении СЗПК в порядке частной проектной инициативы, что делает процесс заключения СЗПК более удобным для инвесторов.
Для упрощения процедуры заключения СЗПК и создания правовой определенности законопроект также конкретизирует критерии отнесения инвестиционных проектов к сферам экономики, указанным в части 11 статьи 6 Закона N 69-ФЗ.
Законопроектом также устанавливаются дополнительные основания для изменения СЗПК, что позволит организациям, реализующим проекты, продолжить реализацию проекта в случае существенного изменения рыночной конъюнктуры.
Предусматривается детализация перечня договоров, которые могут быть признаны связанными с СЗПК. Законопроект допускает признание связанными с СЗПК в том числе договоров поставки мощности, тепловой энергии, газа, оказания коммунальных услуг, на вывоз твердых коммунальных отходов, газоснабжения или теплоснабжения.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.