Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня организаций, имеющих право обратиться в единый институт развития в жилищной сфере с ходатайством о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков единого института развития в жилищной сфере кооперативам, в том числе в целях передачи ранее созданным кооперативам дополнительно земельных участков, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108"
(подготовлен Минстроем России 19.02.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня организаций, предусмотренных частью 6.1-3 статьи 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", и внесении изменений в перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108" подготовлен в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 по улучшению жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличению жилищного строительства до 120 млн кв. метров в год.
Одним из способов реализации вышеуказанных задач является создание гражданами жилищно-строительных кооперативов, которым в соответствии со статьей 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон) могут быть переданы в безвозмездное пользование земельные участки для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.
В соответствии с частью 6.1 статьи 11 Закона передача в безвозмездное пользование земельных участков кооперативам осуществляется при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных академий наук, научных организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, и федеральных государственных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Одновременно, частью 6.1-3 статьи 11 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить организации, имеющие право обратиться в единый институт развития в жилищной сфере о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков единого института развития в жилищной сфере кооперативам.
В соответствии с частью 4 статьи 16.5 Закона сотрудники организаций, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6.1-3 статьи 11 Закона, также могут быть включены в Перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108 "Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов" (далее - Перечень).
В настоящее время круг граждан, имеющих право быть включенными в Перечень, существенно ограничен. Например, правом на вступление в жилищно-строительные кооперативы не наделены работники административно-управленческого и вспомогательного персонала, которые могут составлять более 50% от общей штатной численности организаций. Так, в соответствии с данными Российского статистического ежегодника за 2020 год, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в 2019 году составила 682 464 человека, из них исследователи (имеют право быть принятыми в жилищно-строительный кооператив) 348221 человек, прочие работники организаций науки такого права лишены. Аналогичное соотношение наблюдается по учреждениям высшего профессионального образования. Также для ряда уже включенных в перечень категорий установлены требования к стажу работы, исключающие возможность участия в жилищно-строительных кооперативах молодых специалистов, работающих в сфере науки и образования. Сокращение требований к стажу до 1 года применительно ко всем категориям позволит вступать в жилищно-строительные кооперативы молодым специалистам.
Также необходимо отметить, что с учетом того, что строительство жилья и обеспечение инженерной инфраструктурой осуществляется за счет средств граждан - членов жилищно-строительного кооператива, исключение ограничений в части нуждаемости в жилых помещениях и наличия земельного участка позволит вступать в жилищно-строительные кооперативы гражданам, имеющим потребность в улучшении жилищных условий, а также финансовые возможности для оплаты стоимости жилья. Кроме того, действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108 "Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов" предусмотрено, что требование о нуждаемости учитывается, только если в ходатайстве не указан земельный участок, предлагаемый к передаче жилищно-строительному кооперативу, и не учитывается, если органом либо организацией, направившими ходатайство, сведения об участке указаны. Таким образом, требование о нуждаемости зависит от того, располагает ли лицо, имеющее право на направление ходатайства, сведениями об участке, который может быть передан жилищно-строительному кооперативу, а не от личности гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о наличии у него права на вступление в кооператив.
Все вышеизложенные ограничения существенно уменьшают возможности для граждан улучшить свои жилищные условия, а также приводят в ряде субъектов Российской Федерации к невозможности сформировать полный состав жилищно-строительных кооперативов.
В связи с изложенным и в целях развития института жилищно-строительной кооперации и улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается определить, что юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц, государственные корпорации, юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) государственной корпорации составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых государственная корпорация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, а также общероссийские спортивные федерации вправе обратиться в единый институт развития в жилищной сфере с ходатайством о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков единого института развития в жилищной сфере кооперативам.
Предлагаемые изменения позволят существенно увеличить количество проектов жилищно-строительной кооперации и, соответственно, приведут к увеличению ввода жилья до 1 млн кв. метров в год.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации будет способствовать созданию сотрудниками указанных организаций жилищно-строительных кооперативов, улучшения жилищных условий.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принятие проекта постановления не повлияет на показатели государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.