Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ и Федерального медико-биологического агенстства "Об утверждении временного порядка выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф, а также задач Всероссийской службы медицины катастроф"
(подготовлен Минздравом России 19.02.2021 г.)
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1671 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6634) пприкаываем:
1. Утвердить временный порядок выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф, а также задач Всероссийской службы медицины катастроф.
2. Настоящий приказ действует до 1 марта 2021 г.
Министр здравоохранения |
М.А. Мурашко |
Руководитель Федерального |
В.И. Скворцова |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации и
Федерального медико-биологического агентства
от " " _________ 20 г. N ___________
Временный порядок
выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф, а также задач Всероссийской службы медицины катастроф
1. Настоящий временный порядок устанавливает порядок выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства (далее - ВЦМК "Защита") функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф (далее - орган повседневного управления), а также задач Всероссийской службы медицины катастроф (далее - Служба), предусмотренных пунктом 3 Положения о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 734 "Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6634).
2. ВЦМК "Защита" обеспечивает выполнение следующих функций и задач органа повседневного управления, а также задач Службы:
а) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
б) ликвидация эпидемических очагов;
в) создание резерва материальных запасов;
г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях;
д) координация взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
е) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
ж) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
з) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
3. Реализация задач и функций, предусмотренных пунктом 2 настоящего временного порядка осуществляется ВЦМК "Защита" по следующим направлениям:
а) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи*(1), включая медицинскую эвакуацию граждан российской Федерации на территории Российской Федерации, и находящихся за пределами территории Российской Федерации;
в) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий*(2), в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
г) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
д) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы;
е) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
4. Взаимодействие Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства и ВЦМК "Защита" в целях обеспечения выполнения ВЦМК "Защита" функций и задач органа повседневного управления и задач Службы, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется в соответствии с приложениями 1-3 к настоящему Порядку.
Приложение N 1
к временному порядку выполнения
федеральным государственным бюджетным
учреждением "Всероссийский центр
медицины катастроф "Защита"
Федерального медико-биологического
агентства функций и задач
органа повседневного управления
Всероссийской службы медицины
катастроф, а также задач Всероссийской
службы медицины катастроф
Правила
взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства и федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях
1. Настоящие правила определяют порядок взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство), Федерального медико-биологического агентства (далее - Агентство) и федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства(далее - ВЦМК "Защита") по организации выполнения функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф (далее - орган повседневного управления), а также задач Всероссийской службы медицины катастроф (далее - Служба), включая оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, в том числе порядок сбора, обработки, обмена и предоставления информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, организации и проведения дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, обеспечения мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья пострадавших при чрезвычайных ситуациях, организации взаимодействия с экстренными оперативными службами федеральных органов исполнительной власти.
2. Организация сбора, обработки, обмена и предоставления информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях осуществляется по следующей схеме:
а) оперативный дежурный органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья оповещает оперативного дежурного ВЦМК "Защита"о происшествии, а также по мере уточнения и до завершения ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, представляет в ВЦМК "Защита" следующую информацию:
время, место возникновения или возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
вид и масштаб чрезвычайной ситуации;
предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;
необходимость проведения дистанционных консилиумов врачей и (или) консультаций с использованием телемедицинских технологий*(3) в отношении граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, силами организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
необходимость в организации и проведении противоэпидемических мероприятий и мероприятий по медицинской защите населения;
предварительный ущерб в медицинских организациях;
задействованные силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, в части оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации.
б) оперативный дежурный ВЦМК "Защита" оповещает о происшествии Министра здравоохранения Российской Федерации(ответственного заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации), Агентство и Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства посредством коротких текстовых сообщений (SMS), а также на электронную почту по адресам: pr.ministra@minzdrav.gov.ru, GridnevOV@minzdrav.gov.ru, oper@minzdrav.gov.ru.
3. На основании представленной информации Министр здравоохранения Российской Федерации принимает решение о необходимости оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации*(4)организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, и о количестве привлекаемых сил и средств, необходимых для оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайной ситуации (далее - решение).
Ответственным за организацию мероприятий в рамках принятого решения является Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства.
4. В случае принятия решения Министерство направляет в Агентство информацию о необходимости использования (выпуске) медицинских ресурсов из резерва Министерства в соответствии с приложением N 2 к временному порядку выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства функций и задач органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф, а также задач Всероссийской службы медицины, утвержденному настоящим приказом(далее - Порядок), проведении дистанционных консилиумов врачей и (или)дистанционных консультаций с применением телемедицинских технологий и об осуществлении медицинской эвакуации в соответствии с приложением N 3к Порядку и об организации взаимодействия ВЦМК "Защита" с экстренными оперативными службами федеральных органов исполнительной власти.
5. В случае принятия решения ВЦМК "Защита" организует проведение дистанционных консилиумов врачей и (или)дистанционных консультаций с применением телемедицинских технологий с участием организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Министерству.
6. По окончании мероприятий, предусмотренных решением,ВЦМК "Защита" представляет в Министерство и Агентство отчет о завершении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
7. Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях осуществляется круглосуточно.
Приложение N 2
к временному порядку выполнения
федеральным государственным бюджетным
учреждением "Всероссийский центр
медицины катастроф "Защита"
Федерального медико-биологического
агентства функций и задач
органа повседневного управления
Всероссийской службы медицины
катастроф, а также задач Всероссийской
службы медицины катастроф
Временный порядок
взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства по организации использования (выпуска) и восполнения резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
1. Настоящий временный порядок определяет порядок взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) и Федерального медико-биологического агентства (далее - Агентство) по организации использования (выпуска)и восполнения резерва медицинских ресурсов Министерства для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с номенклатурой и объемом резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденных Министерством*(5), а также медицинских ресурсов Министерства, исключенных из резерва медицинских ресурсов Министерства для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, находящихся на балансе федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства (далее соответственно -Резерв, медицинские ресурсы, ВЦМК "Защита").
2. Использование (выпуск) медицинских ресурсов из Резерва осуществляется в следующих случаях:
а) для обеспечения выполнения проводимых Всероссийской службой медицины катастроф (далее - Служба) мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории Российской Федерации и за ее пределами;
б) в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов.
3. ВЦМК "Защита" направляет в Министерство информацию о номенклатуре и объеме медицинских ресурсов по состоянию на первое число первого месяца каждого квартала, а также по запросу Министерства.
4. В целях использования (выпуска) медицинских ресурсов из Резерва в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов ВЦМК "Защита" составляет и направляет в Министерство полугодовые планы использования (выпуска) медицинских ресурсов и информирует об этом Федеральное медико-биологическое агентство.
5. На основании плана использования (выпуска) медицинских ресурсов ВЦМК "Защита" информирует медицинские организации, подведомственные Министерству, о номенклатуре и объеме медицинских ресурсов, которые возможно использовать в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов.
6. ВЦМК "Защита" на основании заявок, поступивших от медицинских организаций, подведомственных Министерству, формирует предложение на выпуск медицинских ресурсов из Резерва в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов с указанием номенклатуры медицинских ресурсов,их количества и наименования медицинской организации, в которой они будут использованы, и направляет эти предложения в Министерство, а также уведомляет Агентство о выпуске медицинских ресурсов из Резерва.
7. ВЦМК "Защита" включает в предложение по выпуску медицинских ресурсов из Резерва в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов, медицинские ресурсы, остаточный срок годности (хранения, службы, эксплуатации) которых составляет менее 30 %от общего срока годности (хранения, службы, эксплуатации) медицинских ресурсов.
8. Министерство на основании предложения ВЦМК "Защита" в связи с освежением и (или) заменой медицинских ресурсов, а также для обеспечения выполнения проводимых Службой мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимает решение об использовании (выпуске) медицинских ресурсов и направляет его в Агентство не позднее пяти рабочих дней.
Решение об использовании (выпуске) медицинских ресурсов из Резерва принимается Департаментом организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства.
9. Агентство на основании решения Министерства об использовании (выпуске)медицинских ресурсов из Резерва не позднее трех рабочих дней направляет в ВЦМК "Защита" указание о передаче медицинских ресурсов из Резерва медицинским организациям, подведомственным Министерству, или об обеспечении передачи медицинских ресурсов для обеспечения выполнения проводимых Службой мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории Российской Федерации и за ее пределами.
10. ВЦМК "Защита" осуществляет выпуск медицинских ресурсов из Резерва и передает медицинские ресурсы медицинским организациям, подведомственным Министерству, или обеспечивает передачу медицинских ресурсов для обеспечения выполнения проводимых Службой мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия)на территории Российской Федерации и за ее пределами.
11. ВЦМК "Защита" не позднее пяти рабочих дней уведомляет Агентство и Министерство о выпуске медицинских ресурсов из Резерва с приложением документов, подтверждающих передачу медицинских ресурсов медицинским организациям, подведомственным Министерству, или о передаче медицинских ресурсов для обеспечения выполнения проводимых Службой мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории Российской Федерации и за ее пределами.
12. Восполнение медицинских ресурсов в Резерве осуществляется ВЦМК "Защита" по согласованию с Министерством и производится за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
ВЦМК "Защита" осуществляет хранение неснижаемого запаса Резерва, который составляет не менее 70 % от номенклатуры и объема медицинских ресурсов.
Остаточный срок годности (хранения, службы, эксплуатации) медицинских ресурсов, имеющих срок годности (хранения, службы, эксплуатации), на момент закладки в Резерв должен составлять не менее 80 % от общего срока годности (хранения, службы, эксплуатации).
13. ВЦМК "Защита" в целях восполнения медицинских ресурсов в Резерв направляет в Министерство и Агентство информацию о номенклатуре и объеме медицинских ресурсов, планируемых к восполнению.
Министерство на основании предложения ВЦМК "Защита" принимает решение о возможности восполнения медицинских ресурсов в Резерв.
Решение о восполнении медицинских ресурсов в Резерв принимается Департаментом организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства и направляется в Агентство.
14. Агентство на основании решения Министерства о возможности восполнения медицинских ресурсов в Резерв не позднее трех рабочих дней после получения решения Министерства, направляет в ВЦМК "Защита" указание о восполнении медицинских ресурсов.
15. ВЦМК "Защита" не позднее пяти рабочих дней уведомляет Агентство и Министерство о восполнении медицинских ресурсов с приложением документов, подтверждающих восполнение Резерва.
Приложение N 3
к временному порядку выполнения
федеральным государственным бюджетным
учреждением "Всероссийский центр
медицины катастроф "Защита"
Федерального медико-биологического
агентства функций и задач
органа повседневного управления
Всероссийской службы медицины
катастроф, а также задач Всероссийской
службы медицины катастроф
Правила
организации работы по осуществлению медицинской эвакуации граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации и находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая взаимодействие с загранучреждениями Российской Федерации по вопросу медицинской эвакуации
1. Настоящие правила определяют порядок взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство), Федерального медико-биологического агентства (далее - Агентство) и государственного федерального бюджетного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Федерального медико-биологического агентства (далее - ВЦМК "Защита") по организации осуществления медицинской эвакуации граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации и находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая взаимодействие с загранучреждениями Российской Федерации по вопросу медицинской эвакуации.
2. Министерство на основании информации, поступившей от граждан и организаций, о необходимости осуществления медицинской эвакуации гражданина Российской Федерации (далее - пациент), направляет в Агентство информацию о необходимости осуществления ВЦМК "Защита" оценки необходимости, возможности и способа осуществления медицинской эвакуации, а также сбора и представления в Министерство следующих документов и информации:
2.1. При медицинской эвакуации пациента на территории Российской Федерации:
а) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
б) страховой полис обязательного медицинского страхования (при наличии);
в) причины невозможности осуществления медицинской эвакуации пациента силами медицинской организации, подведомственной органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
г) согласие медицинской организации, в которую запланировано осуществление медицинской эвакуации, на прием пациента;
д) копия медицинской документации, отражающей состояние пациента;
е) обоснование необходимости и неотложности осуществления медицинской эвакуации пациента и невозможности продолжения лечения в медицинской организации, в которой находится пациент;
ж) сведения о транспортном средстве, в условиях которого должна быть осуществлена медицинская эвакуация пациента;
з) иные сведения, обосновывающие необходимость и неотложность осуществления медицинской эвакуации.
2.2. При медицинской эвакуации пациента, находящегося за пределами территории Российской Федерации:
а) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
б) сведения о месте регистрации пациента по месту жительства на территории Российской Федерации;
в) копия медицинской документации, отражающей состояние пациента;
г) наличие страхового полиса добровольного медицинского страхования, действующего на территории иностранного государства.
3. ВЦМК "Защита" направляет в Министерство документы и информацию, указанные в пункте 2 настоящих Правил, для принятия Министерством решения об осуществлении медицинской эвакуации.
4. В случае принятия решения об осуществлении медицинской эвакуации, Министерство направляет в Агентство информацию о необходимости осуществления медицинской эвакуации силами ВЦМК "Защита".
5. ВЦМК "Защита" ведет ежедневный мониторинг пациентов, в отношении которых организуется медицинская эвакуация, включающий в себя:
а) место пребывания пациента;
б) место жительства пациента и/или место доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации;
в) диагноз пациента;
г) клиническое состояние пациента в целях определения возможности транспортировки пациента;
д) принимаемые меры по организации осуществления медицинской эвакуации пациента.
6. После осуществления медицинской эвакуации пациента не позднее трех рабочих дней "ВЦМК "Защита" представляет отчет о завершении медицинской эвакуации в Министерство и Агентство.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2020 г., регистрационный N 60853).
*(2) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).
*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).
*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2020 г., регистрационный N 60853).
*(5) Пункт 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.