Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.37. и 39.38. Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минкомсвязью России 24.02.2021 г.)
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - одно из ключевых условий реализации принципов построения информационного общества.
С сентября 2018 года Земельный кодекс РФ дополнен новым институтом - публичный сервитут в отдельных целях (Глава V7 ЗК РФ). Для использования данного вида публичного сервитута объекты связи должны являться объектами федерального, регионального или местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).
Возможность использования операторами связи данного способа размещения своих объектов в процессе строительства сетей связи затруднена, поскольку такие объекты не относятся к числу подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст.10 ГрК РФ (как, например, объекты транспорта, энергетики, образования и здравоохранения).
Для получения такого статуса оператору связи необходимо предпринять меры по включению своих объектов в документы территориального планирования, пройти публичное (общественное обсуждение), получить согласование органов государственной власти и местного самоуправления о наличии государственного или муниципального интереса в строительстве объектов связи. Все это влечет замедление темпов строительства инфраструктурных объектов.
В настоящее время необходимость в получении возможности размещать объекты связи на условиях публичного сервитута (Гл. V7 ЗК РФ) возросла, поскольку сеть связи является базой для реализации мероприятий программы "Цифровой экономики". Так, федеральным проектом "Информационная инфраструктура" предусматривается до 2024 года обеспечить 97% домохозяйств возможностью широкополосного доступа к сети "Интернет". Также до 2021 года запланировано подключить к сети Интернет 100% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (больницы и поликлиники), фельдшерско-акушерских пунктов, государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования и/или среднего профессионального образования, к 2024 году 100% автомобильных дорог федерального значения обеспечить подвижной радиотелефонной связью (обеспечение вызова экстренных служб). Решить все эти задачи возможно только путем развития сетей связи.
Согласно данным крупных операторов связи в год ими возводится до 20 тысяч сооружений связи (столбы, мачты, АМС, башни) и прокладывается в грунте до 8 тыс. км. волоконно-оптических линий связи. Развитие сети 5G потребует значительного увеличения количества сооружений связи.
Для решения поставленных государством задач по развитию инфраструктуры связи целесообразно вооружить операторов связи широким спектром оснований для размещения объектов связи, в том числе возможностью активного использования публичного сервитута, который в настоящее время операторами связи не используется.
Законопроектом предлагается включить объекты связи в установленный ст. 39.37 ЗК РФ перечень объектов инфраструктуры, предназначенной для оказания населению услуг: объектов электро-, газо-, тепло-, водоснабжения. Такие инфраструктурные объекты могут размещаться на условиях публичного сервитута по главе V7 ЗК РФ без получения статуса объекта федерального, регионального или местного значения.
Это позволит операторам связи начать на практике использовать институт публичного сервитута в отдельных целях без затрат временного и административного ресурса на внесения изменений в документы территориального планирования и согласования с органами государственной и муниципальной власти статуса объекта федерального, регионального или местного значения.
Данный законопроект направлен на упрощение процедуры оформления права на земельные участки для размещения объектов связи, сокращение сроков такого оформления, и, как следствие, ускорение развития инфраструктуры связи, как основы цифровизации страны, будет способствовать повышению качества жизни граждан Российской Федерации, окажет позитивное влияние на состояние конкуренции в сфере телекоммуникаций.
Принятие законопроекта не предусматривает обязательных расходов, покрываемых за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.