Проект Приказа Федерального агентства по туризму "Об утверждении Методических рекомендацийпо разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ развития туризма"
(подготовлен Ростуризмом 02.03.2021 г.)
В соответствии со статьей 3 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ развития туризма.
Руководитель |
З.В. Догузова |
Утверждены приказом
Федерального агентства по туризму
от ___ ___________ 2020 г. N ____
Методические рекомендации
по разработке и реализации государственных программ Субъекта Российской Федерации и муниципальных программ развития туризма
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения разработки и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ развития туризма (далее соответственно - государственная программа субъекта Российской Федерации, муниципальная программа).
II. Требования к цели и задачам государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы развития туризма
2. При разработке государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы первоочередным является постановка ее цели и задач, измеримых целевых показателей (индикаторов), на основе которых определяются пути, средства и методы их достижения (решения).
3. Цель государственной программы субъекта Российской Федерации должна определять конечные результаты реализации*(1) государственной программы субъекта Российской Федерации и соответствовать приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, определяемым в документах стратегического планирования.
4. При формировании цели предлагается использовать термины, описывающие характер изменений, осуществляемых в ходе реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы и направленных на улучшение показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования и отрасли туризма в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
5. Цель, сформулированная таким образом, может быть измерена. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
6. Пути, средства и методы достижения цели государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы выбираются исключительно в рамках реализации ее мероприятий.
7. Необходимо избегать множественности целей, поскольку это значительно усложняет структуру программы и создает риск пересечения целей.
Лучшим вариантом является выбор одной цели.
8. Следует избегать формулировок, характеризующих процесс, текущую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществление функций органа исполнительной власти, например, "реализация задач", "создание условий", "проведение политики" ("реализация государственной политики").
Цель, сформулированная таким образом, не может быть измерена, т.е. она не имеет показателей конечных результатов.
9. В формулировке цели недопустимо использовать значения показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы, конечные результаты ее реализации.
10. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
11. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели и охватывать все сферы реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы. Соответственно, не допускается дублирование (идентичные формулировки) цели и задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
Не рекомендуется формулировать более 7 задач для достижения цели.
12. Для формулировки задач предъявляются требования, аналогичные вышеизложенным требованиям к цели государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы, за исключением определения конечных результатов реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
Задача государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы должна определять только непосредственные результаты реализации*(2) государственной программы, муниципальной программы.
13. Для построения логичной системы целей и задач, соответствующей вышеизложенным требованиям, следует использовать трехуровневую систему целеполагания, которая определяет, что на уровне государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы формулируется одна общая цель, на достижение которой направлен ряд задач, одновременно являющихся целями подпрограмм государственной программы.
При этом на уровне подпрограмм формируется свой перечень задач, исходя из поставленной цели.
14. Рекомендуется при разработке целей и задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы по развитию отрасли туризма учитывать положения следующих документов:
- Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;
- Национального проекта по развитию туризма (поручение Президента Российской Федерации от 09.11.2020 N Пр-1818);
- Документами стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- Концепциями позиционирования субъекта Российской Федерации на туристских рынках.
III. Требования к показателям (индикаторам) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы, ее конечным результатам
15. На основе сформированной системы цели и задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы разрабатывается система целевых показателей (индикаторов).
16. Количество показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения цели и решения задач государственной программы субъекта Российской Федерации муниципальной программы.
17. Используемая система показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении цели и решения всех задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы по годам реализации.
18. Перечень показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы необходимо формировать с учетом возможности расчета значения данных показателей (индикаторов) не позднее срока представления годового отчета о ходе реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
19. Не рекомендуется использовать показатели, отчетные данные по которым формируются со значительным временным лагом (например, показатель валового регионального продукта, темпов его роста и т.д.), поскольку отсутствие отчетных значений в момент оценки результативности и эффективности реализации государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальной программы приводит к искажению результатов оценки и снижает практическую полезность оценки эффективности реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы для принятия управленческих решений.
20. При формировании системы показателей государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы в сферах, отнесенных к предметам совместного ведения, необходимо учитывать показатели, установленные в государственных программах Российской Федерации.
21. При использовании показателей стратегических документов федерального уровня важно обеспечить единство методики расчета данных показателей и сопоставимость результатов.
22. Показатели (индикаторы) должны рассчитываться:
- на основе данных государственного статистического наблюдения;
- по методикам, принятым международными организациями;
- по методикам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти;
- по методикам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
23. В качестве наименования показателя (индикатора) рекомендуется использовать лаконичную и понятную формулировку, отражающую суть явления.
24. В период реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы не рекомендуется корректировка наименований показателей (индикаторов), влияющая на смысловое значение показателя, и исключение показателей (индикаторов).
25. Для каждого показателя (индикатора) должна иметься возможность сопоставления его текущего значения с предыдущим значением в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
26. Не рекомендуется изменять методики расчета показателей (индикаторов) в течение срока реализации государственной программы субъекта Российской Федерации.
Инициатива участников государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы по изменению состава и наименований показателей (индикаторов), методики их расчета может быть обусловлена манипулированием результатами ее реализации, например, при неоднократном недостижении плановых значений показателей (индикаторов), предлагаемых к исключению (корректировке).
Такие изменения допускаются только при наличии соответствующих замечаний от сторонних согласующих государственную программу органов, в частности, контрольно-счетных органов.
27. Целевые значения показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы определяются исходя из анализа текущего состояния отрасли туризма, и цели программы.
28. При определении целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы учитываются внешние факторы рисков, оказывающие влияние на реализацию государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
29. В зависимости от уровня показателя (индикатора) в иерархической системе показатель может характеризовать как конечные, так и непосредственные общественно значимые результаты.
30. При формулировке индикаторов (показателей) важно по возможности использовать относительные, а не абсолютные показатели, т.к. абсолютные показатели не дают представления о реальном изменении ситуации.
31. Показатели (индикаторы), характеризующие конечные результаты, являются основными (базовыми) и характеризуют достижение исключительно целей государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
32. Количество и состав показателей (индикаторов) уровня государственной программы субъекта Российской Федерации (ее подпрограмм), муниципальной программы (ее подпрограмм) основывается на соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон и должно учесть интересы граждан, бизнеса, "производителей" результатов, а также параметры бюджетной эффективности.
33. Для обеспечения адекватности последующей оценки результативности и эффективности реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы рекомендуется использовать не более 5 показателей (индикаторов), характеризующих достижение одной цели государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы, цели подпрограммы (т.е. задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы).
34. Конечными результатами реализации государственной программы субъекта Российской Федерации (ее подпрограмм), муниципальной программы (ее подпрограмм) являются значения ключевых показателей (индикаторов) на последний год реализации, а также их динамика.
35. Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы могут включать в себя следующие данные:
- Общий объем туристического потока (динамика);
- Объем привлеченных внебюджетных инвестиций (по различным направлениям);
- Количество разработанных новых туристских продуктов национального, регионального и муниципального уровня;
- Количество новых сертифицированных туристских проектов (маршрутов);
- Количество вновь созданных информационных ресурсов субъектов туристического рынка в сети Интернет;
- Количество вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, действующих в туристической отрасли;
- Количество ярмарок, форумов и иных аналогичных мероприятий, в которых приняли участие субъекты малого предпринимательства, действующие в туристической отрасли;
- Количество региональных продуктов, выпускаемых под общим туристическим брендом региона;
- Количество новых продуктов сувенирно-ремесленной индустрии, запущенных в производство и продажу под общим туристическим брендом;
- Количество людей, прошедших обучение в обучающих мероприятиях акселераторах и инкубаторах;
- Увеличение количества упоминаний региона в СМИ федерального и регионального уровня (в т.ч. в электронных);
- Увеличение количества поисковых запросов в регионах - целевых рынках по туризму региона;
- Увеличение количества осведомленных потребителей в регионах-целевых рынках.
IV. Формирование структурных элементов государственной программы субъекта Российской Федерации по развитию отрасли туризма
36. При формировании государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы необходимо выделять подпрограммы, основные мероприятия.
37. Подпрограммы следует выделять исходя из решаемых в составе государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы задач.
Решение одной задачи государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы обеспечивается реализацией одной подпрограммы, не направленной на решение иных задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы Решение задачи государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы должно являться целью реализации соответствующей ей подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм.
38. Достижение цели подпрограммы обеспечивается за счет решения задач подпрограммы. Задачи подпрограммы должны решаться посредством реализации основных мероприятий.
39. Набор основных мероприятий подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для решения задач подпрограммы.
40. На решение одной задачи подпрограммы может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается включение в подпрограмму основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение двух и более задач подпрограммы (за исключением основных мероприятий, направленных на обеспечение реализации (в том числе нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое)) подпрограммы.
41. Формулировки задач государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы не должны полностью совпадать с формулировками подпрограмм, равно как и формулировки задач подпрограмм не могут быть идентичны наименованиям основных мероприятий.
42. Подпрограммы и основные мероприятия отражают процесс, а задачи - его результат.
43. Подпрограмма должна включать в себя не менее двух основных мероприятий, при этом основное мероприятие, как правило, должно включать в себя не менее двух мероприятий.
44. Формулировка основных мероприятий должна отражать способ решения задачи (например, оказание услуг, проведение строительных работ, модернизация объектов) и быть связанной с выполнением расходного обязательства.
45. Подпрограммы, а также основные мероприятия являются средствами и методами достижения определенной цели и результатов государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы.
46. В рамках государственной программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы устанавливается цель, затем задачи, которые могут быть решены при разных уровнях расходов, причем для решения каждой задачи должны быть предложены несколько вариантов ее решения.
47. Рекомендуется учитывать следующую структуру:
Раздел 1. Паспорт программы
Раздел 2. Общая характеристика развития туризма в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
Раздел 3. Обоснование необходимости разработки программы (проблематика, цели и задачи)
Раздел 4. Перечень мероприятий программы (формируется в соответствии с приоритетными направлениями развития туризма)
Раздел 5. Ресурсное обеспечение программы
Раздел 6. Механизмы реализации программы
Раздел 7. Целевые показатели реализации программы
-------------------------------------------
*(1) Под конечными результатами следует понимать конечный эффект, отражающий выгоды от реализации государственной программы субъекта Российской Федерации в отрасли туризма в установленные сроки.
*(2) Под непосредственными результатами следует понимать эффект от реализации комплекса мероприятий в отрасли туризма, который влияет на достижение конечного результата реализации государственной программы субъекта Российской Федерации или является его составной частью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.