Проект Приказа Федеральной службы судебных приставов "Об утверждении Инструкции по регистрации и рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности в Федеральную службу судебных приставов"
(подготовлен ФССП России 03.03.2021 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849, 2020, N 52 (ч. I), ст. 8588),подпунктом 15 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111, 2019, N 20, ст. 2423), в целях установления в Федеральной службе судебных приставов единого порядка регистрации и рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по регистрации и рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности в Федеральную службу судебных приставов.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-майора внутренней службы Фирстова Д.А.
Директор |
Д.В. Аристов |
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом ФССП России
от __________ N ____________
ИНСТРУКЦИЯ
по регистрации и рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности в Федеральную службу судебных приставов
I. Общие положения
1.1. Инструкция по регистрации и рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности в Федеральную службу судебных приставов (далее - Инструкция), разработана в соответствии:
с Конституцией Российской Федерации;
с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон)*(1);
с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(2);
с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"*(3);
с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов"*(4);
с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью,и об использовании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб"*(5);
с приказом Минюста России от 30.12.2016 N 333 "Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью"*(6);
с приказом ФССП России от 29.05.2012 N 256 "Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов"*(7);
с приказом ФССП России от 15.01.2021 N 8 "Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, подаваемых должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа"*(8).
1.2. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности в Федеральную службу судебных приставов, и устанавливают единый порядок регистрации и рассмотрения жалоб, поданных физическими или юридическими лицами (далее - заявители) в соответствии с главой 18 Закона на бумажном носителе или в форме электронного документа, подготовки по ним проектов постановлений.
II. Особенности делопроизводства при рассмотрении жалоб, поданных в порядке подчиненности
2.1. Жалоба регистрируется лицом, ответственным за ведение делопроизводства, не позднее следующего рабочего дня с момента ее поступления с включением в регистрационный номер литер "АЖ".
2.2. Не квалифицируются как поданные в порядке подчиненности жалобы:
а) в которых заявитель просит отменить постановления, вынесенные в рамках уголовного или административного производства;
б) направленные заявителем должностным лицам других органов государственной власти или общественным объединениям;
в) содержащие требования по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, не уполномоченных совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения*(9);
г) содержащие требования по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, не связанных с исполнением требований исполнительного документа*(10);
д) направленные заявителями в электронном виде с нарушением установленного Законом порядка, в том числе направленные в интернет-приемную официального сайта Федеральной службы судебных приставов или посредством факсимильной связи.
2.3. Жалоба в день ее регистрации передается в подразделение (должностному лицу), в компетенцию которого входит подготовка проекта постановления по жалобе, поданной в порядке подчиненности (далее - подразделение по рассмотрению жалоб).
2.4. Жалоба, поданная ненадлежащему должностному лицу, в течение трех рабочих дней с момента поступления направляется должностному лицу, правомочному ее рассматривать, о чем уведомляется заявитель.
2.5. Заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия по ней постановления, регистрируется лицом, ответственным за ведение делопроизводства, в АИС ФССП России в день его поступления и не позднее следующего рабочего дня передается в подразделение по рассмотрению жалоб.
Заявлению присваивается регистрационный номер, который помещается на первой странице заявления вместе с датой регистрации. В электронной регистрационной карточке заявления в обязательном порядке указываются реквизиты отзываемой жалобы.
2.6. Постановление должностного лица, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (отказа в рассмотрении жалобы по существу), поданной в порядке подчиненности, регистрируется лицом, ответственным за ведение делопроизводства, в АИС ФССП России. Копия постановления не позднее трех рабочих дней со дня его вынесения направляется заявителю и должностным лицам, постановления, действия (бездействие) которых обжаловались.
2.7. Постановление на бумажном носителе после оформления регистрационного номера и даты тиражируется в необходимом количестве копий, которые заверяются уполномоченным должностным лицом.
Постановление, вынесенное в форме электронного документа, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"*(11). В случае необходимости направления постановления, вынесенного в форме электронного документа, на бумажном носителе уполномоченное должностное лицо изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.
2.8. Сведения о результатах рассмотрения жалобы, а также о номере исполнительного производства, в рамках которого она подана, указываются подразделением по рассмотрению жалоб в ее электронной регистрационной карточке в АИС ФССП России.
2.9. Документы по каждой жалобе (жалоба или ее копия, копии постановлений, заявления, копии сопроводительных писем и другие документы, относящиеся к рассмотрению жалобы), объединяются в производство. Производства по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, формируются в номенклатурное дело "Жалобы, поданные в порядке подчиненности".
В случае вынесения постановления о признании жалобы обоснованной полностью или частично, в соответствии с которым постановления, действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов, ведущего исполнительное производство, признаны неправомерными, копия указанного постановления помещается в соответствующее исполнительное производство,если сроки его хранения не истекли.
III. Рассмотрение жалоб, поданных в порядке подчиненности
3.1. Подразделением по рассмотрению жалоб осуществляется проверка наличия оснований для рассмотрения жалобы по существу, в том числе по срокам и предмету обжалования, соблюдению требований, предъявляемых к жалобе, наличию у подписавшего жалобу лица полномочий на ее подачу.
3.2. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти рабочих дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти рабочих дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии)*(12).
3.3. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными,а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство*(13).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может содержаться непосредственно в тексте жалобы и в указанном случае также подлежит рассмотрению по существу.
3.4. При наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу подразделение по рассмотрению жалоб в течение трех рабочих дней со дня ее поступления представляет на подпись соответствующему должностному лицу проект постановления об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
В случае вынесения в соответствии со статьей 125 Закона постановления об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с нарушением установленных сроков обжалования и несоблюдением заявителем требований по оформлению и содержанию жалобы, должностное лицо службы судебных приставов может принять решение о дополнительном рассмотрении доводов жалобы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем уведомляется заявитель.
3.5. При рассмотрении жалобы по существу подразделение по рассмотрению жалоб в течение десяти рабочих дней со дня ее поступления представляет на подпись должностному лицу, рассматривающему жалобу, проект постановления по результатам рассмотрения жалобы.
3.6. Если подразделение по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 3 статьи 124 Закона запрашивает документы, имеющие значение для рассмотрения жалобы, срок ее рассмотрения в указанном случае приостанавливается до представления данных документов, но не более чем на десять рабочих дней.
О приостановлении срока рассмотрения жалобы выносится постановление, которое направляется заявителю.
Повторное приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае если запрошенные документы не представлены, не допускается.
С учетом приостановления срок для принятия решения по жалобе (вынесения соответствующего постановления) не может превышать двадцати рабочих дней.
О возобновлении срока рассмотрения при поступлении запрошенных документов (информации) отдельное постановление не выносится.
3.7. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности*(14).
О приостановлении срока рассмотрении жалобы выносится постановление, которое направляется заявителю и должностному лицу службы судебных приставов постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
После вступления судебного акта в законную силу рассмотрение соответствующей жалобы возобновляется без вынесения об этом отдельного постановления.
3.8. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.
При этом сводное исполнительное производство может быть приостановлено только в части входящего в него исполнительного производства, по которому оспариваются постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено также в части оспариваемых исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения. В случае, если оспариваемые постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут нарушить права всех взыскателей или всех должников, участвующих в сводном исполнительном производстве, оно может быть приостановлено полностью*(15).
3.9. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, состоящего из вводной, констатирующей и резолютивной частей, в котором должны быть указаны:
1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) краткое изложение жалобы по существу;
4) обоснование принятого решения;
5) принятое по жалобе решение;
6) сведения о порядке обжалования принятого решения*(16).
3.10. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично*(17).
В случае признания жалобы обоснованной частично в постановлении указывается в какой части жалоба признана обоснованной.
3.11. В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:
1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;
2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) отменить принятое постановление и принять новое решение;
4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений*(18).
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849, 2020, N 52 (ч. I), ст. 8588.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060, 2018, N 53 (ч. I), ст. 8454.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590, 2019, N 52 (ч. I), ст. 7805.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111, 2020, N 1 (ч. 1), ст. 9.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 28, ст. 4732, 2020, N 49, ст. 7917.
*(6) Зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный N 45209.
*(7) Зарегистрирован Минюстом России 25.06.2012, регистрационный N 24684 с изменениями, внесенными приказами ФССП России от 11.03.2013 N 79 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2013, регистрационный N 27936),от 29.06.2016 N 395 (зарегистрирован Минюстом России 20.07.2016, регистрационный N 42921), от 13.06.2017 N 295 (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2017, регистрационный N 47204), от 29.01.2018 N 41 (зарегистрирован Минюстом России 07.02.2018, регистрационный N 49948).
*(8) Зарегистрирован Минюстом России 12.02.2021, регистрационный N 62482.
*(9) К должностным лицам службы судебных приставов постановления, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в порядке подчиненности относятся: судебный пристав-исполнитель, старший судебный пристав (его заместитель), главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации (его заместитель), заместитель главного судебного пристава Российской Федерации.
*(10) Действиями по исполнению исполнительных документов являются исполнительные действия, предусмотренные статьей 64 Закона, и меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 68 Закона.
*(11) Часть 2.1 статьи 14 Закона.
*(12) Статья 122 Закона.
*(13) Части 1-3 статьи 18 Закона.
*(14) Часть 2 статьи 126 Закона.
*(15) Часть 3 статьи 39, часть 3 статьи 40 Закона.
*(16) Часть 1 статьи 127 Закона.
*(17) Часть 2 статьи 127 Закона.
*(18) Часть 3 статьи 127 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.