Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 03.03.2021 г.)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) часть третью статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
"Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса. В случае, если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением. Допускается проведение указанных обязательных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Для отдельных категорий работников правоохранительных органов с учетом особенностей работы обязательные медицинские осмотры по решению соответствующего органа могут проводиться лишь в течение рабочего дня (смены).";
2) в статье 330.3:
части вторую и третью изложить в следующей редакции:
"Работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры) (часть третья статьи 213 настоящего Кодекса).
Проведение медицинских осмотров до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) работодатель обязан организовывать каждый рабочий день (каждую смену, рейс) для всех работников, занятых на подземных работах.";
в части четвертой слова "Проведение медицинских осмотров в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работодатель организует при необходимости" заменить словами "Проведение медицинских осмотров в течение (внутрисменные, внутрирейсовые медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры) организуется при необходимости по решению работодателя";
в части пятой слова "в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)" заменить словами "до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (внутрисменные, внутрирейсовые медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры)".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) подготовлен в рамках реализации мероприятий Плана мероприятий ("Дорожной карты") по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимовым от 6.08.2018 N 6182п-п9, в соответствии с пунктом 17 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N АД-П9-7382, данным на основании подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации о 25 октября 2017 г. N Пр-2165ГС.
Предлагаемые изменения предусматривают, что с момента принятия проекта федерального закона допускается проведение предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых перед началом рабочего дня (смены, рейса), а также послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, проводимых по окончании рабочего дня (смены, рейса), с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Указанные изделия обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.
Следует отметить, что применение медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя.
Корреспондирующие изменения вносятся также в статью 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса. В случае, если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое в соответствии со статьей 185 настоящего Кодекса, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением. Такие корректировки необходимы в связи с тем, что для ряда отраслей в силу объективных причин (например, начало течения рабочего времени непосредственно в шахте для подземных работ) время прохождения медицинских осмотров не включается в рабочее время, однако оплачивается в соответствии со 185 статьей Трудового кодекса РФ. Поскольку данное время уже оплачивается в соответствии со статьей 185 Трудового кодекса РФ, внесение данных изменений не повлечет увеличение расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также со стороны работодателей.
В часть третью статьи 213 и статью 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации вносятся новые термины "рейс", "внутрирейсовые", "послерейсовые", "иного рабочего времени", которые в настоящее время не имеют определения в Трудовом кодексе РФ, однако используются в законодательстве Российской Федерации, непосредственно регулирующем вопросы организации и проведения медицинских осмотров. Таким образом, в данном случае новых прав и обязанностей в рамках корректировки Трудового кодекса РФ у работодателей и работников не наступает, а предлагаемые изменения позволяют устранить имеющиеся противоречия в законодательстве.
Поскольку принятие данного законопроекта введет возможность проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, это потребует корректировки широкого круга подзаконных актов, издание которых прямо не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, однако необходимо в силу специального законодательства.
Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, общественного обсуждения и принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу следующих федеральных законов Российской Федерации:
Проект федерального "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - приведение Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также иных федеральных законов, содержащих требования о проведении медицинских осмотров работников, в соответствие с нормами трудового законодательства в части использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - одновременно с принятием федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")""
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей порядка лицензирования медицинской деятельности субъектами экономической деятельности, связанной с использованием в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтранс России.
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтранс России.
6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка профессионального отбора, лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление порядка определения психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, либо лиц, принимаемых на такую работу.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - утверждение перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, подлежащих определению психофизиологических качеств, в том числе профессиональной пригодности.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
9. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэнерго России
10. Приказ Минздрава Российской Федерации от 21.03.2000 N 101 "О Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия" Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение особенностей заполнения путевых листов при использовании в рамках медицинского осмотра медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, ФМБА России
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.