Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"
(подготовлен Роспотребнадзором 05.03.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - проект постановления, проект) разработан во исполнение пункта 4 Плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 года N 4714п-П36, поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 25 февраля 2021 года N ДГ-П36-2241.
В соответствии с вышеуказанными поручениями Правительства Российской Федерации Роспотребнадзору необходимо обеспечить внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов актов Правительства Российской Федерации, издаваемых взамен отмененных и включенных в планы-графики подготовки проектов нормативных правовых актов.
Проект постановления разработан на основе Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1006 (далее - Правила N 1006), с учетом развития сферы оказания платных медицинских услуг, в том числе, с точки зрения появления новых возможностей, связанных с дистанционными формами коммуникации потребителей и исполнителей.
Исходя из этого в подготовленном проекте содержатся положения об особенностях заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом.
Из-за неполного владения информацией зачастую потребитель вводится в заблуждение о характере предоставляемой услуги. В частности, в определении от 27 марта 2018 г. N5-кг18-15 Верховный Суд РФ указал, что необходимо установление факта доведения до потребителя надлежащей информации о характере медицинской помощи, наличии противопоказаний для нее, о степени вероятности достижения желаемого результата и о риске неблагоприятных последствий.
Учитывая существующие риски для потребителя, как менее защищенной стороны договора, проект дополнен актуализированными (по сравнению с Правилами N 1006) положениями, в том числе, в отношении предоставляемой потребителю информации (перечень обязательной информации), которая должна быть доведена исполнителем до потребителя при предоставлении платных медицинских услуг.
С учетом анализа поступающих от потребителей обращений, а также судебной практики, формирующейся по вопросам оказания платных медицинских услуг, выявлен правовой пробел, выражающийся в отсутствии специального регулирования претензионного порядка в такой категории споров.
В этой связи в проект включены соответствующие правовые нормы.
Посредством правового анализа складывающейся в Российской Федерации судебной практики был обнаружен проблемный аспект, связанный с недостаточной точностью правового регулирования в сфере предоставления платных медицинских услуг (отсутствие законных указаний в отношении оказания дополнительных медицинских услуг и условий их предоставления (условия о предварительном информировании потребителя)).
Так, вследствие отсутствия в Правилах закрепления настоящей обязанности медицинской организации по предварительному информированию стало возможным нарушение прав потребителей, в частности в решении Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 марта 2019 г. по делу N 2-1002/2019 суд сделал вывод о том, что обязанность подписывать информированное согласие потребителя каждый раз при оказании отдельного вида услуг действующим законодательство не предусмотрена.
Кроме того, усматривается недостаточная урегулированность отношений между потребителем и исполнителем после исполнения договора. Зачастую недостатки оказанных медицинских услуг обнаруживаются в течение времени, а договор потребителем утрачивается по каким-либо причинам. Для разрешения данного вопроса предлагается установить срок хранения договора об оказании платных медицинских услуг исполнителем.
В соответствии с содержанием пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, и иным международным договорам, участником которых является Российская Федерация.
Реализация положений, предусмотренных проектом, не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 сентября 2019 года, не затрагивает государственные программы Российской Федерации и не оказывает на них негативного влияния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.