Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2021 - 2022 годах эксперимента, предусматривающего установление особенностей предоставления субсидий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения"
(подготовлен Минфином России 12.03.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству (далее - участники эксперимента) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" обеспечить в целях создания финансовых механизмов координации научной и научно-технической деятельности на всех этапах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения проведение с 1 мая 2021 года по 31 декабря 2022 года эксперимента, предусматривающего установление особенностей предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, из федерального бюджета юридическим лицам на финансовое обеспечение и возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее соответственно - Российская академия наук, эксперимент, субсидия, получатель субсидии).
2. При предоставлении субсидий (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в заключаемые Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством как получателями средств федерального бюджета договоры (соглашения) о предоставлении субсидий включаются:
а) планируемые значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, в разрезе уровней готовности технологии;
б) положения о формировании отчетности о достижении значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, в разрезе уровней готовности технологии;
в) достижение соответствующего уровня готовности технологии в качестве показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии;
г) положения о формировании отчетности об объемах льгот и преференций, которыми воспользовались получатели субсидии;
д) объем выручки, полученной в результате внедрения технологии в производство, и (или) объем внедренных в производство технологий в качестве значений результата предоставления субсидии при предоставлении субсидии на выполнение научно-технического проекта (первый - седьмой уровни готовности технологии) или работы, охватывающей третий - седьмой уровни готовности технологии.
3. Определение уровня готовности технологии осуществляется экспертными советами, созданными при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральном медико-биологическом агентстве в соответствии с утвержденными методиками определения уровня готовности технологии. Методики определения уровня готовности технологии, соответствующей общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утверждаются соответственно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством.
4. При утверждении методик определения уровня готовности технологии следует руководствоваться базовыми уровнями готовности технологий:
первый уровень (фундаментальные научные исследования) - сформулированы идея решения соответствующей проблемы, произведено ее теоретическое описание, определена фундаментальная концепция технологии и обоснована ее полезность;
второй уровень (фундаментальные научные исследования) - определены целевые области применения технологии, доказана эффективность использования идеи в решении прикладных задач на базе произведенных расчетов;
третий уровень (прикладные научные исследования) - получен компонент и (или) макетный образец, продемонстрированы его (их) ключевые характеристики;
четвертый уровень (прикладные научные исследования) - компонент и (или) макетный образец проверены в лабораторных условиях;
пятый уровень (экспериментальные разработки) - изготовлен и испытан экспериментальный образец в условиях, близких к реальным;
шестой уровень (экспериментальные разработки) - изготовлен и испытан опытный образец в условиях, близких к реальным;
седьмой уровень (экспериментальные разработки) - проведены испытания опытно-промышленного образца в реальных условиях эксплуатации;
восьмой уровень (опытно-промышленное производство) - окончательно подтверждена работоспособность опытно-промышленного образца, запущены опытно-промышленное производство и сертификация;
девятый уровень (коммерциализация) - технология удовлетворяет всем требованиям - инженерным, производственным, эксплуатационным, а также требованиям к качеству и надежности и выпускается серийно.
5. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) на выполнение прикладных научных исследований при наличии письменного подтверждения от организации, заинтересованной в трансфере предполагаемых к получению результатов на новый уровень готовности технологии или заинтересованной в использовании предполагаемых к получению результатов в производстве, либо от получателя субсидии, подтверждающего обеспечение трансфера предполагаемых к получению результатов на новый уровень готовности технологии, или подтверждающего в дальнейшем использование предполагаемых к получению результатов в производстве;
б) на выполнение экспериментальных разработок при наличии письменного подтверждения от организации, заинтересованной в использовании предполагаемых к получению результатов в производстве, либо от получателя субсидии, подтверждающего в дальнейшем использование предполагаемых к получению результатов в производстве;
6. Не допускается предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на выполнение работ по проведению прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, за исключением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в области общественных и гуманитарных наук.
7. Получатель субсидии обеспечивает:
а) привлечение средств внебюджетных источников в объеме, равном 100 процентам от размера субсидии на проведение прикладных научных исследований (третий и четвертый уровни готовности технологии);
б) привлечение средств внебюджетных источников в объеме, равном не менее 70 процентам от стоимости работы по проведению экспериментальной разработки (пятый - седьмой уровни готовности технологии), при предоставлении субсидии на проведение экспериментальной разработки;
в) привлечение средств внебюджетных источников в объеме, равном не менее 70 процентам от стоимости работы, охватывающей третий - седьмой уровни готовности технологии, при предоставлении субсидии на выполнение такой работы;
г) привлечение средств внебюджетных источников в объеме, равном не менее 70 процентам от стоимости научно-технического проекта (первый - седьмой уровни готовности технологии) при предоставлении субсидии на выполнение научно-технического проекта;
8. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, содержащихся в федеральном перечне (классификаторе) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, сформированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 7 мая 2021 года.
9. Участникам эксперимента обеспечить:
а) размещение проектов тематик научных исследований, включаемых в планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных участникам эксперимента, и выполняемых за счет средств субсидии на выполнение ими государственного задания (далее соответственно - проекты тем, научные темы, организации), проектов планов научных работ организаций (далее - проекты планов) в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (далее - ЕГИСУ НИОКТР) в срок не позднее 17 мая 2021 года;
б) размещение отчетов организаций о проведенных научных исследованиях, полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год (далее - отчеты) в ЕГИСУ НИОКТР в срок не позднее 7 мая 2021 года;
в) при формировании федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представление предложений о предоставлении дополнительных бюджетных ассигнований на проведение научных исследований или перераспределении бюджетных ассигнований на проведение научных исследований с учетом наличия заключений Российской академии наук на проекты тем таких научных исследований;
г) при внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представление предложений о перераспределении бюджетных ассигнований на проведение научных исследований с учетом наличия заключений Российской академии наук на проекты тем таких научных исследований.
10. Российской академии наук обеспечить:
а) оценку актуальности, обоснованности научных исследований, проводимых и (или) планируемых к проведению организациями за счет средств субсидии на выполнение ими государственного задания, их трудозатрат путем рассмотрения проектов тем, проектов планов и отчетов, размещенных в ЕГИСУ НИОКТР;
б) формирование в ЕГИСУ НИОКТР заключений Российской академии наук по отчетам организаций в срок не позднее 15 мая 2021 года;
в) формирование в ЕГИСУ НИОКТР заключений Российской академии наук по проектам тем и проектам планов, в том числе по проектам тем, которые ранее были направлены Российской академией наук на доработку согласно пункту 10 Правил осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 (далее - Правила N 1781), в срок не позднее 31 мая 2021 года;
г) формирование в ЕГИСУ НИОКТР заключений Российской академии наук на проекты тем в случаях, указанных в подпункте "в" пункта 9 в течение 20 календарных дней со дня формирования проектов тем участниками эксперимента в ЕГИСУ НИОКТР.
11. При реализации пунктов 9-10 настоящего постановления учитывать положения пункта 4 Правил N 1781.
12. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 7 мая 2021 года:
а) предусмотреть в утверждаемых им формах проекта темы и заключения Российской академии наук по проекту темы возможность заполнения сведений о трудозатратах организаций, необходимых для проведения научных исследований;
б) обеспечить доработку функционала ЕГИСУ НИОКТР, в том числе в части предоставления технической возможности размещения сведений о проектах тем, проектах планов, отчетах, заключений Российской академии наук, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 10 настоящего постановления, а также присвоения регистрационных номеров таким сведениям.
13. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации обеспечить:
а) информационное взаимодействие ЕГИСУ НИОКТР с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
б) предоставление из ЕГИСУ НИОКТР в систему "Электронный бюджет" сведений о наименовании научных тем, в отношении которых получены заключения Российской академии наук, содержащие вывод о целесообразности их финансирования, о трудозатратах организаций, необходимых для проведения научных исследований, а также регистрационных номеров, присвоенных научным темам.
14. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству обеспечить:
а) приведение в соответствие с настоящим постановлением нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, не позднее 31 декабря 2021 года;
б) представление ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство финансов Российской Федерации информации о ходе проведения эксперимента;
в) представление в отношении IV квартала 2022 года информации о ходе проведения эксперимента до 1 декабря 2022 года.
15. Министерству финансов Российской Федерации представить доклад в Правительство Российской Федерации об итогах проведения эксперимента в срок до 15 декабря 2022 года.
16. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.