Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы"
(подготовлен Минсельхозом России 15.03.2021 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 25 августа 2017 года N 996, советом по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы принято решение о разработке проекта подпрограммы "Развитие питомниководства и садоводства в Российской Федерации" (протокол совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы от ___________ 2021 г. N __ПС).
Подпрограмма "Развитие питомниководства и садоводства в Российской Федерации" (далее - подпрограмма) направлена на совершенствование и внедрение научно обоснованной системы ведения питомниководства, которая будет являться базой для интенсификации всей подотрасли садоводства. Научно-обоснованная система ведения питомниководства предусматривает создание высокотехнологичных и конкурентоспособных отечественных разработок, обеспечивающих увеличение производства свободного от вредоносных вирусов посадочного материала плодовых и ягодных культур на основе выполнения проектов, включающих элементы комплексного научно-технического проекта полного цикла, с целью сокращения импортозависимости и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Для выполнения задачи по импортозамещению и обеспечению потребности населения отечественными плодами и ягодами необходимо наладить устойчивое производство посадочного материала высших категорий качества. Строительство в научных центрах фитотронов и организация базовых питомников (общей площадью не менее 500 га) с современным защищённым грунтом позволит довести ежегодный устойчивый выпуск посадочного материала плодовых и ягодных культур перспективных отечественных сортов до объема - 23 - 24 млн штук в год.
По экспертной оценке, ежегодная потребность хозяйств населения в саженцах плодовых и ягодных культур составляет 12,5 млн штук, рассады земляники - 90 млн штук.
В посадочном материале косточковых плодовых и ягодных культур наблюдается значительное превышение сортов отечественной селекции по сравнению с сортами иностранной селекции. Однако в производстве посадочного материала семечковых культур, в том числе яблони, преобладают сорта зарубежной селекции, такие как: Гала (Новая Зеландия), Айдаред (США), Голден Делишес США), Спартан (Канада), Флорина (Франция), Лобо (Канада), Лигол (Польша).
В 2019 г. площадь плодовых питомников в Российской Федерации составила 2,5 тыс. га, производство посадочного материала (без земляники) достигло 26,6 млн штук. Дефицит саженцев отечественного производства компенсируется импортом из-за рубежа.
В 2019 г. в Российскую Федерацию импортировано 18,7 млн штук саженцев плодовых и ягодных культур (без винограда) (в 2017 г. - 15,0 млн штук). Импортируемый посадочный материал применяется в основном для закладки садов интенсивного типа, а также частично реализуется населению.
По данным оперативной отчетности органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации по состоянию на июнь 2019 г. в целом по Российской Федерации заложено 5652 га многолетних плодовых и ягодных насаждений, включая питомники (или 48,8 процентов от установленного показателя по соглашениям (11 582 га)). В том числе садов интенсивного типа заложено 4334,8 га (76,7 процентов от общего объема закладки), соответственно первых полей питомников 304 га (5,4 процентов), из них плодовых - 230 га.
В соответствии с технологией питомниководства выход посадочного материала для закладки промышленных садов будет осуществлён только через 3 - 4 года в основном в осенний период.
С учетом ситуации, складывающейся на внутреннем рынке посадочного материала плодовых и ягодных растений, и растущей потребностью подотрасли садоводства в качественном посадочном материале Минсельхоз России совместно с Минобрнауки России и Российской академией наук подготовили проект подпрограммы "Развитие питомниководства и садоводства в Российской Федерации".
Подпрограмма включает мероприятия по селекции, питомниководству и садоводству конкурентоспособных отечественных сортов плодовых и ягодных культур, разработке средств диагностики патогенов для данных видов растений, производству химических средств и агрохимикатов биологического происхождения для защиты плодовых и ягодных растений, разработке технологий производства и послеуборочного хранения плодов и ягод.
Реализация подпрограммы позволит поэтапно сократить зависимость Российской Федерации от импорта посадочного материала плодовых и ягодных культур.
Проект подпрограммы структурирован по двум технологическим направлениям питомниководства и садоводства.
Первое направление включает развитие технологий в области селекции плодовых и ягодных растений:
обеспечивает разработку эффективных технологий в области питомниководства, в том числе разработку и внедрение технологий, направленных на повышение пищевой ценности и сохранности плодов и ягод, увеличение производства биологических препаратов для защиты от вредителей и болезней плодовых и ягодных культур, создание новых биологических стимуляторов роста растений.
Второе направление предусматривает развитие технологий в питомниководстве на основе освобождения от вредоносной вирусной инфекции и ускоренного тиражирования посадочного материала перспективных сортов и подвоев высших категорий качества.
По данному направлению комплексные научно-технические проекты к 2025 году выйдут на уровень крупных пилотных питомников (с производством саженцев в сотни тысяч штук).
При этом задача организации крупных питомников для промышленного производства саженцев в объеме миллионов штук и более будет решаться за счет кредитных и иных внебюджетных средств, так как требует значительных капиталовложений, не относящихся к научной и научно-технической деятельности в рамках подпрограммы.
Достижение цели и реализация задач подпрограммы основано на снижении уровня импортозависимости подотрасли садоводства за счет:
уменьшения использования в производстве плодов и ягод посадочного материала сортов плодовых и ягодных культур зарубежной селекции;
разработки отечественных конкурентоспособных технологий производства саженцев плодовых и ягодных культур;
получения новых конкурентоспособных сортов и гибридов плодовых и ягодных культур с более высокими потребительскими характеристиками;
увеличения производства биологических препаратов для защиты плодовых и ягодных культур от вредителей и болезней, для наиболее полного обеспечения потребностей отечественных производителей саженцев;
Отсутствие в приложении N 3 "Целевые индикаторы и показатели подпрограммы" подпрограммы количественных значений по отдельным показателям не предполагает достижения численных значений показателей в данные годы.
Подпрограмма будет реализована посредством выполнения сформированных комплексных научно-технических проектов. При этом основной акцент будет сделан на ответственности заказчиков комплексных научно-технических проектов за внедрение в промышленное производство созданных новых отечественных сортов и гибридов плодовых и ягодных культур.
Для повышения конкурентоспособности, снижения рисков и обеспечения дальнейшего развития отечественной подотрасли садоводства будут сформулированы институциональные условия перевода научно-исследовательских работ по генетике и селекции плодовых и ягодных культур на новую научно-технологическую базу, что станет возможно только при обеспечении полноценного финансирования подпрограммы.
Реализация подпрограммы потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, требующегося Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на проведение фундаментальных и поисковых исследований, реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, на повышение квалификации и подготовку и переподготовку кадров высшими учебными заведениями в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, а также на создание кафедр в высших учебных заведениях по питомниководству и садоводству, требующихся Минсельхозу России в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Вместе с тем, основные расходы федерального бюджета по финансированию научно-исследовательских работ Минобрнауки России будут осуществлены путем перераспределения средств, предусмотренных внутри государственной программой Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Реализация подпрограммы не повлечет изменение объема полномочий и (или) компетенций федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но приведет к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению их доходной части.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы" (далее - проект постановления) отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики в рамках реализации соответствующей меры государственной поддержки, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.