Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росреестром (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Президента Российской Федерации от 26 января 2021 г. N Пр-114, поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. N АО-П11-16885.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование порядка оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета с 3 по 23 февраля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-21/00112694).
В соответствии с разделом 3 сводного отчета проблемой, на решение которой направлено проектируемое регулирование, является необходимость согласования операторами аэродромов размещения индивидуальных жилых, садовых, дачных домов и хозяйственных построек при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, что представляется не вполне обоснованным.
Указанная проблема выявлена по результатам правоприменительной практики в рамках реализации механизма "дачной амнистии" (письмо губернатора Московской области А.Ю. Воробьева от 22 января 2021 г. N Исх-540/01-01 Президенту Российской Федерации В.В. Путину, послужившее основанием для поручения Президента Российской Федерации от 26 января 2021 г. N Пр-114) и основывается на необходимости проведения дорогостоящих мероприятий для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на каждый объект недвижимости, расположенный в границах приаэродромной территории, с проведением необходимых исследований влияния факторов среды обитания на здоровье человека.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает цель проектируемого регулирования, вместе с тем редакция проекта акта предусматривает ряд иных изменений, в отношении которых следует отметить следующее.
Проектом акта предусматривается исключение обязанности по получению санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление деятельности по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, размещению радиотехнических и иных объектов, а также обязанности по согласованию указанной деятельности с операторами аэродромов одновременно с установлением права осуществления строительства и эксплуатации зданий, сооружений, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства в границах приаэродромных территорий.
Вместе с тем сводный отчет не содержит обоснования выбранных разработчиком методов решения проблемы и анализа последствий реализации проектируемого регулирования, в том числе:
- описания предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
- новых преимуществ, а также обязанностей или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменений содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения;
- оценки расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений;
- информацию о рисках решения проблемы предложенным способом регулирования и рисках негативных последствий.
Установление прав граждан по осуществлению деятельности по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, размещению радиотехнических и иных объектов в границах приаэродромных территорий затрагивает интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности - органов и организаций, в ведении которых находятся аэродромы. При этом раздел 7 сводного отчета не учитывает такой группы участников отношений.
В соответствии с информацией, представленной в разделе 19 сводного отчета, разработчиком не были извещены о начале публичных консультаций надлежащим образом органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, интересы которых будут затронуты проектируемым регулированием.
Приаэродромные территории выполняют не только охранную функцию в отношении населения от воздействующих на него факторов, но и защитную функцию для объектов, в отношении которых устанавливается приаэродромная территория.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере. Вопрос обеспечения баланса интересов при реализации проектируемого регулирования, в том числе в части определения подзон и их правовых режимов, требует дополнительной аргументации в сводном отчете.
В проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.