Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 17.03.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 12 Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р.
Законопроектом предусматривается порядок правомерного использования отдельных видов произведений и объектов смежных прав, в отношении которых установить авторов или иных правообладателей в целях получения предварительного разрешения на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности крайне затруднительно (проблема так называемых "сиротских" произведений и произведений, экземпляры которых недоступны в обычной продаже).
В настоящее время во многих странах актуальна проблема правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, связь с авторами (правообладателями) которых обществом утрачена.
Анализ зарубежного регулирования и правоприменительной практики показывает, что такие результаты интеллектуальной деятельности именуются как произведения с неустановленным или недоступным правообладателем, произведения, не определяемые по субъекту авторского права, бесхозные, орфанные, сиротские произведения.
Причины, по которым результаты интеллектуальной деятельности относят к категории "сиротских", могут быть разные: безразличие или нежелание правообладателей контролировать использование принадлежащих им результатов, утрата информации об авторе или правообладателе вследствие потери или повреждения оригинала (экземпляра) соответствующего результата интеллектуальной деятельности, переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и недоступность приобретателя или правопреемника исключительного права на такой результат и др. .
Кроме того, в фондах общедоступных библиотек находятся экземпляры произведений, недоступных в обычной продаже (так называемые "вышедшие из оборота" произведения), в отношении которых также потеряна связь с правообладателями. Указанные произведения часто являются востребованными, их издатели и авторы могут быть известны, однако установить обладателей исключительных прав на такие произведения и получить у них согласие, например, на оцифровку и распространение произведений библиотеки не могут. Зачатую это обусловлено "возрастом" произведений (т.е. длительностью временного интервала между датой издания книги и настоящим временем), ограниченной коммерческой ценностью произведений или тем обстоятельством, что они никогда не предназначались и (или) не использовались для коммерческих целей.
Определение правового статуса вышеуказанных результатов интеллектуальной деятельности, а также пределов их правомерного использования заинтересованными лицами, необходимо не только для обеспечения интересов правообладателей, но и для повышения доступности таких результатов для общества.
Унифицированный подход по вопросу использования "сиротских" произведений и произведений, экземпляры которых недоступны в обычной продаже, в настоящее время отсутствует. При этом в законодательстве зарубежных стран наиболее распространен механизм, согласно которому использование отдельных произведений с недоступными правообладателями допускается без согласия авторов и иных правообладателей, но с выплатой справедливого вознаграждения в пользу организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Настоящим законопроектом для заинтересованных лиц предусматривается право использования таких произведений, исполнений и фонограмм без согласия правообладателей при условии уплаты пользователями компенсационного вознаграждения уполномоченной организации.
Законопроектом предлагается, чтобы такая организация определялась Минкультуры России из числа организаций по управлению правами на коллективной основе в порядке и в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.
Собранное с пользователей компенсационное вознаграждение, размер которого будет исчисляться исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок, должно аккумулироваться уполномоченной организацией на отдельном номинальном счете и выплачиваться правообладателям после их установления.
Положениями законопроекта предусматривается право уполномоченной организации инвестировать находящиеся на номинальном счете денежные средства в интересах правообладателей на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов, а также при условии обеспечения беспрепятственного получения правообладателями причитающегося им компенсационного вознаграждения.
При этом 50 процентов дохода, полученного уполномоченной организацией от инвестирования таких денежных средств, будет направляться на номинальный счет для распределения и последующей выплаты правообладателям.
Предусмотренный законопроектом механизм предлагается применять в следующих случаях:
воспроизведение, распространение изготовленных экземпляров и доведение до всеобщего сведения правомерно обнародованного музыкального произведения (с текстом или без текста), произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, если ни один из обладателей исключительного права на него не установлен, несмотря на предпринятые пользователем необходимые и достаточные меры;
воспроизведение, распространение изготовленных экземпляров и доведение до всеобщего сведения фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если ни один из обладателей исключительного права на нее не установлен, несмотря на предпринятые пользователем необходимые и достаточные меры;
воспроизведение и доведение до всеобщего сведения посредством федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" экземпляров произведений, принадлежащих общедоступным библиотекам и правомерно введенных в гражданский оборот, которые не переиздавались свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации.
Указанные законодательные изменения позволят расширить возможности правомерного использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также доступ общественности к таким результатам с учетом интересов авторов и иных правообладателей.
Законопроектом также предлагается уточнить положения подпунктов 7, 8 пункта 2 статьи 1270, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 1317 и подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 1324 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященные отдельным видам (способам) использования произведения, исполнения и фонограммы.
Перечисленные нормы определяют, что сообщением произведения, исполнения и фонограммы в эфир или по кабелю признаются только случаи, когда их использование осуществляется по радио или телевидению.
Однако появление сети "Интернет" значительно расширило технологические возможности осуществления "потокового вещания", в связи с чем в настоящее время объекты авторских и смежных прав активно транслируются в режиме реального времени посредством сети "Интернет".
В данном случае возникает не новый вид или способ использования, а новая среда онлайн-вещания произведений, исполнений и фонограмм.
При этом такое использование не может признаваться доведением до всеобщего сведения (подпункт 11 пункта 2 статьи 1270, подпункт 3 пункта 2 статьи 1317, подпункт 4 пункта 2 статьи 1324 ГК РФ), поскольку трансляция в режиме реального времени не позволяет лицу получить доступ к объекту авторских или смежных прав в любое время по собственному выбору.
Таким образом, законопроектом вносятся уточнения в статьи 1270, 1317 и 1324 ГК РФ, согласно которым сообщением произведений (исполнений, фонограмм) в эфир или по кабелю будет признаваться их сообщение для всеобщего сведения по радио, телевидению или посредством информационно - телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет".
Кроме того, законопроект направлен на устранение юридико-технической неточности, которая была допущена в подпункте 3 пункта 2 статьи 1317 ГК РФ при принятии Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в соответствии с действующей редакцией данной нормы использованием исполнения считается доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору.
Однако очевидно, что доводиться до всеобщего сведения может только запись исполнения (т.е. зафиксированные звуки или изображения в какой-либо материальной форме), как это было предусмотрено пунктом 2 статьи 1317 ГК РФ до внесенных в него изменений Федеральным законом N 35-ФЗ.
Поэтому законопроектом вносится уточнение в подпункт 3 пункта 2 статьи 1317 ГК РФ, согласно которому использованием исполнения будет считается доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей каких-либо государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.