Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"."
(подготовлен Минтрансом России 17.03.2021 г.)
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8, статьей 10, пунктом 2 статьи 35 и пунктом 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2020, N 24, ст. 3740), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2018, N 52, ст. 8275), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса Росии
от "___" ________ 2021 г. N ____
Федеральные авиационные правила
"Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" (далее - Правила) распространяются на гражданские воздушные суда, за исключением сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее (далее - ВС).
ВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности гражданского воздушного судна (далее - СЛГ), выданного на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г. уполномоченным органом в области гражданской авиации.
2. Правила устанавливают требования к летной годности ВС, форму и порядок оформления СЛГ, порядок приостановления действия и аннулирования СЛГ экземпляра ВС.
3. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске ВС к эксплуатации.
3.1. Ранее выданные СЛГ сохраняют свою силу до окончания срока их действия или аннулирования.
II. ОФОРМЛЕНИЕ СЛГ
4. Для оформления СЛГ юридическое или физическое лицо (или их уполномоченный представитель) (далее - заявитель) по форме, представленной в Приложении N 1 к настоящим Правилам, подаёт заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган (далее - уполномоченный орган).
5. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки должен принять решение о начале процедуры сертификации ВС, либо мотивированном отказе в принятии к рассмотрению заявки в случае выявления фактов неполноты или недостоверности содержащихся в заявке сведений, необходимых для оформления СЛГ и направить его заявителю по электронным каналам связи либо почтовым отправлением.
6. В случае принятия заявки уполномоченным органом к рассмотрению заявитель должен привлечь по своему выбору организацию, аккредитованную уполномоченным органом в области гражданской авиации, для участия в работе по оформлению СЛГ (далее - аккредитованная организация).
6.1. В случае подачи заявки учебным заведением гражданской авиации уполномоченный орган для выполнения процедур, предусмотренных пунктами 7-9 настоящих Правил, привлекает специалистов центрального аппарата и/или территориальных органов уполномоченного органа.
7. Заявитель в соответствии с требованиями изложенными в Приложении N 2 к настоящим Правилам должен представить в аккредитованную организацию для выполнения процедуры оценки: ВС, документы, подтверждающие выполнение на данном ВС всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией, которая должна содержать изменения и дополнения, внесённые разработчиком ВС.
8. Аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня предъявления заявителем ВС и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, должна оформить и передать заявителю и в уполномоченный орган заключение о соответствии требованиям к летной годности экземпляра ВС (далее - заключение) (рекомендуемый образец приведён в приложении N 3 к настоящим Правилам).
В случае несоответствия экземпляра ВС установленным требованиям к летной годности заявитель должен устранить выявленные недостатки и замечания и представить в аккредитованную организацию отчёт об их устранении, включающий копии технической документации, подтверждающей выполнение работ по их устранению.
9. В случае отсутствия замечаний и недостатков, выявленных при проведении повторной оценки ВС, аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня представления вышеупомянутого отчета об устранении замечаний должна направить в уполномоченный орган заключение подготовленное в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении N 6 к настоящим Правилам.
10. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения от аккредитованной организации издаёт и выдаёт заявителю СЛГ, оформленное в соответствии с образцом, представленным в Приложении N 4 к настоящим Правилам.
11. СЛГ выдаётся на период срока службы ВС, установленного разработчиком ВС. Текст СЛГ содержит перевод на английский язык.
12. Уполномоченный орган, оформивший СЛГ, вносит информацию о его выдаче в федеральную государственную информационную систему "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" (далее - ФГИС "РЭВС") и является ответственным за поддержание этой информации в актуальном состоянии.
13. Уполномоченный орган, оформивший СЛГ, ведет электронный архив документации, на основании которой было принято решении о выдаче СЛГ, приостановлении и (или) возобновлении его действия и аннулировании СЛГ. Индивидуальная запись в электронном архиве по каждому ВС именуется "Дело ВС" и содержит обязательные разделы, перечисленные в Приложении N 6 к настоящим Правилам.
III. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВС
14. Инспекционный контроль летной годности ВС (далее - инспекционный контроль) организуется и проводится уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, с использованием контрольных карт, разработанных уполномоченным органом в области гражданской авиации, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю аккредитованную организацию.
15. Плановый инспекционный контроль проводится не чаще одного раза в год. При этом возможно совмещение проведения планового инспекционного контроля с плановыми проверками эксплуатанта ВС. По согласованию с эксплуатантом (собственником) ВС плановый инспекционный контроль может проводиться вне базового аэродрома.
16. При наличии информации о нарушении правил эксплуатации и (или) поддержания летной годности ВС проводится внеочередной инспекционный контроль. В этом случае место и время проведения внеочередного инспекционного контроля не требует согласования с эксплуатантом.
17. Результаты инспекционного контроля являются основанием для принятия уполномоченным органом решения о приостановлении или возобновлении (в случае приостановления) действия сертификата летной годности в пределах срока его действия.
18. При выявлении несоответствий требованиям, изложенным в приложении N 2 к настоящим Правилам, эксплуатант (собственник) по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для подготовки заключения в порядке, указанном в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.
19. По результатам инспекционного контроля составляется акт инспекционного контроля (рекомендуемый образец акта приведён в приложении N 5 к настоящим Правилам).
IV. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛГ
20. Действие СЛГ приостанавливается решением уполномоченного органа, выдавшего СЛГ:
по результатам инспекционного контроля;
по инициативе заявителя.
21. Основанием для приостановления действия СЛГ (за исключением случая, когда СЛГ приостанавливается по инициативе заявителя) является несоответствие ВС требованиям, изложенным в Приложении N 2 к настоящим Правилам, а также несоблюдение требований, изложенных в эксплуатационной документации ВС.
22. Решение о приостановлении действия СЛГ оформляется уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, и незамедлительно доводится до сведения заявителя любым способом, который позволяет достоверно установить дату информирования заявителя о приостановлении действия СЛГ. Копия решения выдается (направляется) заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении действия СЛГ любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения заявителю.
23. Эксплуатант (владелец) прекращает эксплуатацию ВС со дня получения уведомления о приостановлении действия СЛГ.
24. Информация о приостановлении действия СЛГ вносится уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, в ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня после дня уведомления заявителя решения о приостановлении действия СЛГ.
25. В случае если действие СЛГ было приостановлено по инициативе эксплуатанта (владельца), действие приостановленного СЛГ возобновляется уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, в срок не более трёх рабочих дней со дня получения заявления о возобновлении действия СЛГ.
26. Для возобновления действия СЛГ, приостановленного на основании результатов инспекционного контроля, эксплуатант (владелец) направляет в уполномоченный орган, принявший решение о приостановлении СЛГ, заключение об устранении оснований для приостановления СЛГ по результатам инспекционного контроля.
27. Уполномоченный орган, принявший решение о приостановлении СЛГ, на основании заключения в срок не более трёх рабочих дней со дня получения заключения, оформляет решение о его возобновлении и направляет копию решения эксплуатанту (владельцу).
28. Решение о возобновлении действия СЛГ вносится в ФГИС "РЭВС" в день его оформления.
V. АННУЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛГ
29. СЛГ подлежит аннулированию решением уполномоченного органа, выдавшего СЛГ:
по инициативе заявителя;
в случае, если не были устранены основания приостановления действия СЛГ по результатам инспекционного контроля в срок до 90 календарных дней после дня принятия уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, решения о приостановлении его действия в соответствии с главой IV настоящих Правил.
30. Решение об аннулировании СЛГ оформляется уполномоченным органом, выдавшим СЛГ, и выдаётся (направляется) эксплуатанту (заявителю) в течение трёх рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании действия СЛГ. Решение об аннулировании действия СЛГ выдаётся (направляется) любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения эксплуатанту (заявителю).
31. Аннулированный СЛГ не подлежит восстановлению, за исключением случаев признания решения об аннулировании незаконным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
32. Информация об аннулировании СЛГ вносится уполномоченным органом во ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня с даты принятия решения об аннулировании СЛГ.
Приложение N 1 к Правилам
(рекомендуемый образец)
Руководителю уполномоченного органа
в области гражданской
авиации
ЗАЯВКА
НА ОФОРМЛЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
1. Прошу оформить сертификат летной годности ВС:
1.1. Тип (модель) ___________________________________
1.2. Категория ___________________________________
1.3. Серийный (заводской) номер _____________________
1.4. Дата изготовления __________________________
1.5. Наименование изготовителя ______________________
1.6. Государство-изготовитель __________________________
1.7. Сертификат типа: N ______________, дата выдачи ___
1.8. Регистрационный номер (если имеется): RA - ____________
1.9. Данные по комплектации соответствуют записям в формуляре N____
2. Срок действия ранее выданного сертификата: до " __" __20_ г.
3. Сведения о заявителе:
3.1 Если эксплуатант ВС - физическое лицо:
Фамилия _____________, имя ___________
отчество (при наличии) ____________________________
3.2. Адрес ________________________________
3.3. Телефон ________________________________
3.4. Адрес электронной почты (при наличии) ____________
3.5. Если эксплуатант ВС - юридическое лицо:
3.6. Полное наименование организации____________________________
3.7. Юридический адрес организации______________________________
3.8. Почтовый адрес организации_________________________________
3.9. Фактический адрес организации _______________________________
3.10. Фамилия ______________, имя___________
отчество (при наличии) ________________
руководителя организации
3.11. Фамилия ___________, имя___________
отчество (при наличии) ________________________________
телефон _______________ сотрудника, ответственного за обеспечение
взаимодействия
4. Наименование (ФИО) и адрес владельца (собственника) ВС
5. Место базирования ВС ____________________________
6. Наименование и адрес организации по техническому обслуживанию в которой проводилось техническое обслуживание ВС
Приложение в одном экземпляре на1листе.
М.П. (при наличии) Заявитель
Приложения к заявке:
1. Сведения о ВС и условиях его эксплуатации:
1.1. Максимальная взлётная масса, кг _________
1.2. Наработка ВС с начала эксплуатации: в лётных часах ____, полетах ____, годах____
1.3. Остаток назначенного ресурса (срока службы) ВС:
в летных часах ____, полетах____ , годах______
1.4. Наработка ВС после последнего ремонта:
в летных часах______ , полетах _______,годах_____
1.5. Остаток ресурса ВС до ремонта:
в летных часах ______, полетах _____,годах_______
1.6. Организация по техническому обслуживанию выполнившая последний ремонт, и дата этого ремонта ______________________
1.7. Заявляемые условия навигации __________________
Приложение N 2 к Правилам
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ИЗДАНИЯ СЛГ
ЭКЗЕМПЛЯРА ТИПОВОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
1. Судовые документы должны соответствовать положениям воздушного законодательства Российской Федерации.
2. Действующая эксплуатационная документация должна содержать изменения и дополнения, изданные разработчиком воздушного судна (далее - ВС).
3. Пономерная документация должна содержать актуальную информацию о ВС.
4. В отношении ВС и его компонентов должны быть проведены работы, направленные на выявление неутверждённых компонентов ВС, не прошедших сертификацию или квалификацию.
5. На ВС должно быть проверено ресурсное состояние и состояние компонентов с ограниченным ресурсом.
6. На ВС и всех его компонентах должны быть выполнены директивы лётной годности и доработки по бюллетеням.
7. На ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен комплекс технического обслуживания в организациях по техническому обслуживанию авиационной техники.
8. На ВС и всех его компонентах должны быть выполнены разовые осмотры и проверки, назначенные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
9. На ВС должны быть выполнены ремонтные работы в случаях повреждения ВС.
10. Основные лётные характеристики ВС по данным средств объективного контроля должны соответствовать характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации ВС.
11. Для полётов в заявленных условиях навигации ВС должно быть укомплектовано оборудованием и обеспечено эксплуатационной документацией.
12. Трафареты, надписи, идентификационная маркировка, нанесённые на ВС и его компоненты, должны соответствовать эксплуатационной документации ВС.
13. ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.
14. На ВС не должно быть сертифицированных изменений (модификаций) конструкции (в том числе изменения компонентов и программного обеспечения).
15. На ВС, изготовленном за пределами Российской Федерации и ввозимом на территорию Российской Федерации, для которого запрашивается сертификат летной годности в Российской Федерации, должен быть в наличии экспортный сертификат летной годности, выданный государством регистрации (для ранее эксплуатировавшихся ВС) или государством-изготовителем (для ранее не эксплуатировавшихся ВС), или иной документ о летной годности ВС, предусмотренный двусторонним соглашением между Российской Федерацией и государством-экспортером ВС.
Приложение N 3 к Правилам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ____
О СООТВЕТСТВИИ ГРАЖДАНСКОГО
ВОЗДУШНОГО СУДНА УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Комиссия в составе:
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
в период с "__" _________ 20__ г. по "__" _________20__ г. провела оценку соответствия ВС:
тип (модель) |
|
категория: |
|
серийный (заводской) номер: |
|
дата изготовления: |
|
наименование изготовителя: |
|
государство-изготовитель: |
|
сертификат типа (аттестат): |
|
регистрационный номер: |
RA - |
требованиям к летной годности и установила следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(результаты оценки соответствия ВС)
ВЫВОДЫ: воздушное судно соответствует (не соответствует) требованиям к летной годности ВС.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
(подпись, инициалы, фамилия) |
|
(подпись, инициалы, фамилия) |
Приложение N 4 к Правилам (форма)
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ RUSSIAN FEDERATION
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА THE FEDERAL AIR TRASPORT AGENCY |
ФАВТ Ф-5 |
||
СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ N ХХХХХ CERTIFICATE OF AIRWORTHINESS | ||||
1. Национальные и регистрационные знаки/ nationality and registration mark: |
2. Изготовитель и обозначение воздушного судна изготовителем/ manufacturer and designation of aircraft: |
3. Серийный номер воздушного судна/ aircraft manufacturer's serial number: |
||
4. Категории и/или применение/ transport category ___________________________________
| ||||
5. Настоящий сертификат лётной годности выдан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года и Воздушным кодексом Российской Федерации, относится к вышеупомянутому воздушному судну, которое считается пригодным к полетам при условии, что его техническое обслуживание и эксплуатация соответствуют вышеуказанному и установленным эксплуатационным ограничениям. /This Certificate of Airworthiness is issued pursuant to the for the Convention on International Civil Aviation dated 7th December, 1944 and Air code of the Russian Federation, as amended, in respect of the above mentioned aircraft, which is considered to be airworthy when maintained and operated in accordance with the foregoing requirements and the pertinent operating limitations. 6. Дата выдачи/Data of issue: _____________ подпись/ signature _________________________ | ||||
7. Срок действия сертификата/this Certificate remains valid for the period shown below:
__________________________________________________________________________________ |
Приложение N 5 к Правилам
АКТ
ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
|
|
Место инспекционного контроля |
Дата |
Комиссия в составе:
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
провела инспекционный контроль летной годности гражданского воздушного судна в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна".
1. Данные о гражданском воздушном судне:
тип (модель) |
|
категория: |
|
серийный (заводской) номер: |
|
дата изготовления: |
|
наименование изготовителя: |
|
государство-изготовитель: |
|
сертификат типа (аттестат): |
|
регистрационный номер: |
RA - |
2. Заключение комиссии по итогам инспекционного контроля летной годности гражданского воздушного судна_____________________________________
3. Дата следующего инспекционного контроля -- "__" _____20__ г.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
(подпись, инициалы, фамилия) |
|
(подпись, инициалы, фамилия) |
Приложение N 6 к Правилам
ДЕЛО ВОЗДУШНОГО СУДНА
(представляется в электронном виде)
1. Заявка
2. Приложение к заявке
3. Свидетельство о регистрации ВС в Государственном реестре ГВС РФ
4. Документ, подтверждающий права на ВС
5. Сертификат лётной годности (российский или экспортный)
6. Доверенность представителю Владельца ВС (при необходимости)
7. Сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации) ВС
8. Сертификат типа двигателя, установленного на ВС
9. Сертификат типа воздушного винта, установленного на ВС
10. Акт оценки соответствия конструкции и документации экземпляра ВС карте данных Сертификата типа
11. Отчёт по фотоконтролю при оценке соответствия установленным требованиям летной годности экземпляра ВС
12. Перечень замечаний, обнаруженных при оценке соответствия установленным требованиям летной годности экземпляра ВС
13. Отчёт по устранению замечаний, выявленных при оценке соответствия установленным требованиям летной годности экземпляра ВС
14. Формуляры (паспорта) компонентов, установленных на ВС
15. Акт оценки аутентичности компонентов, установленных на ВС (либо Справка об отсутствии замен агрегатов)
16. Акт оценки технического состояния экземпляра ВС
17. Договор на ТО ВС
18. Сертификат организации по техническому обслуживанию
19. Программа ТО ВС
20. Справка о выполненном периодическом ТО
21. Свидетельство и карта-наряд на выполнение последнего периодического ТО
22. Статус директив лётной годности, обязательных бюллетеней и эквивалентных им документов по ВС, двигателям, воздушным винтам, компонентам
23. Перечень компонентов с ограниченным ресурсом и/или сроком службы на ВС, двигателях, воздушных винтах, компонентах
24. Разрешительная документация на выполнение работ по индивидуальному подтверждению возможности дальнейшей эксплуатации
25. Бортовой журнал (страницы за время действия предыдущего СЛГ)
26. Санитарный журнал ВС (страницы за время действия предыдущего СЛГ)
27. Отчёт о выполнении разовых осмотров и проверок, назначенных уполномоченным органом в области гражданской авиации в рамках организации разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов
28. Справка об авиационных событиях за отчётный период
29. Справка о повреждениях ВС (схема повреждений и ремонтов)
30. Формуляр ремонта силовых элементов (для отечественных ВС)
31. Паспорт коррозионного состояния
32. Отчёт о контрольном полете (либо Заключение о соответствии основных лётных характеристик, либо копия страницы формуляра о выполнении контрольно-испытательного полёта при приёмке ВС)
33. Результаты обработки данных средств объективного контроля (если установлены на ВС)
34. Справка о весе и центровке ВС. Протокол взвешивания и определения центровки ВС
35. Страницы руководства по летной эксплуатации, подтверждающие внедрение крайних изменений
36. Документы, описывающие конфигурацию ВС при его производстве
37. Справка о варианте утверждённой компоновки ВС
38. Перечень, средств связи и навигационного оборудования для полётов в заявленных условиях
39. Перечень оборудования безопасности
40. Подтверждение регистрации АРМ в системе МКВЦ "КОСПАС-САРСАТ"
41. Перечень минимально исправного оборудования ВС (MEL)
42. Разрешение на бортовые радиостанции
43. Акт допуска к выполнению полетов на МВЛ
44. Действующие ревизии эксплуатационной документации
45. Схема раскраски ВС
46. Схема аварийно-спасательной маркировки ВС
47. Страницы формуляра ВС: Титульный лист; Индивидуальные особенности; Ресурсы агрегатов; Свидетельство о приемке; Учет работы; Капитальный ремонт
48. Страницы формуляров двигателей и воздушных винтов: Титульный лист; Ресурсы агрегатов; Свидетельство о приемке; Учет работы; Капитальный ремонт
49. Справка о выполнении на ВС модификаций
50. Свидетельство о дерегистрации ВС из реестра предыдущего государства регистрации
51. Сертификат летной годности (действующий, либо предыдущий, либо удостоверение о приемке ВС, либо экспортный)
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.