Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами"
(подготовлен Минприроды России 26.03.2021 г.)
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Утвердить прилагаемую форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. Признать утратившими силу пункты 1 и 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" .
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от " " 2021 г. N
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
2. К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
3. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с установленными контейнерами, бункерами;
крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (в том числе утратившие потребительские свойства мебель, бытовая техника);
мусоровоз - специализированное транспортное средство, используемое для транспортирования твердых коммунальных отходов;
погрузка твердых коммунальных отходов - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое для транспортирования твердых коммунальных отходов;
потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия регионального оператора или оператора по транспортированию отходов по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое для транспортирования твердых коммунальных отходов;
мусороперегрузочные станции - площадки, в том числе с расположенными на них сооружениями и оборудованием, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для перегрузки твердых коммунальных отходов из мусоровозов или иных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, в большегрузные транспортные средства (в том числе автопоезда, транспортные средства с системой мультилифт);
пункт приема вторичных материальных ресурсов - здание, строение, сооружение, помещение или его часть, место (площадка), предназначенные для накопления или сбора вторичных материальных ресурсов, самостоятельно доставляемых физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в целях последующей их передачи на утилизацию;
содержание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе уборка, включающая перемещение в контейнеры и бункеры твердых коммунальных отходов, складированных на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов или около него (за исключением уборки мест погрузки твердых коммунальных отходов), ремонт, размещение информации, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оборудование такого места контейнерами и бункерами;
урна - емкость объемом до 0,5 м3, являющаяся элементом благоустройства, для накопления твердых коммунальных отходов на территориях общего пользования;
фандомат - роботизированный автомат, предусматривающий сбор товаров или упаковки, утративших свои потребительские свойства, в обмен на денежное вознаграждение, купон на скидку для покупки товара и другие возмездные меры, стимулирующие сбор товаров и упаковки.
3. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с требованиями экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для здоровья человека и окружающей среды.
4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом II настоящих Правил.
II. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
6. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с собственником (владельцем, пользователем) жилого дома или с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) при уборке территории городских и сельских поселений , - с органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной на уборку территории соответствующего муниципального образования;
г) на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, - с лицом или лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд;
д) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), а также используемых для размещения комплекса функционально и пространственно взаимосвязанных офисных помещений, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на праве собственности или ином законном основании, или уполномоченными ими лицами.
7. При приобретении права собственности на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, или переходе такого права к новому собственнику такой собственник в течение 10 дней обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав, направить ему заявку о заключении договора и документы, предусмотренные пунктами 11 и 12 настоящих Правил, и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
Лица, указанные в подпункте "а" пункта 6 настоящих Правил, в течение 10 календарных дней со дня заключения договора управления многоквартирным домом, содержащего обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов, обязаны уведомить регионального оператора о заключении такого договора, направить ему заявку о заключении договора и документы, предусмотренные пунктами 11 и 12 настоящих Правил, и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
Организации, указанные в подпункте "б" пункта 6 настоящих Правил, в течение 10 календарных дней со дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником жилого дома (домовладения), обязаны уведомить регионального оператора о заключении такого договора, направить ему заявку о заключении договора и документы, предусмотренные пунктами 11 и 12 настоящих Правил, и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
8. В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, такое лицо вправе направить в адрес регионального оператора заявку для заключения одного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
9. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя на заключение договора, направляемая в адрес регионального оператора в письменной форме или электронном виде. От имени потребителя вправе действовать его законный или уполномоченный представитель в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
10. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
11. В заявке потребителя указываются следующие сведения:
а) реквизиты потребителя:
для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право представителя на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства, идентификационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;
для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;
б) наименование и место нахождения помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в 6 настоящих Правил;
в) сведения о виде экономической деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и видах образующихся твердых коммунальных отходов за год.
12. К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;
б) документы, подтверждающие наличие:
у управляющей организации или товарищества собственников недвижимости либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов;
у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
г) документы, содержащие сведения:
о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
д) копия паспорта отходов I - IV классов опасности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
е) информация о нахождении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на которое потребитель осуществляет складирование твердых коммунальных отходов.
13. Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня их поступления.
В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 11 и 12 настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
14. В случае поступления заявки потребителя от нескольких потребителей в отношении одних и тех же объектов (частей объектов) рассмотрение заявок потребителей может быть приостановлено региональным оператором не более чем на 10 рабочих дней для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах (частях объектов).
15. В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 11 и 12 настоящих Правил, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной настоящим постановлением Правительства Российской Федерации и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В случае если региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки потребителя не направил заявителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора с учетом сведений, указанных в заявке потребителя, по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
16. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
17. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях проекта договора, направленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
18. Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
19. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 16 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
20. В случае если региональный оператор не направит проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, предусмотренный пунктом 19 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. 21. В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 19 настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
22. Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 10 - 12 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 13 - 20 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 10 - 12 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в указанном случае, а также в случаях, предусмотренных пунктами 20 и 23 настоящих Правил, осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) не установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории объекта, на котором образуются отходы, в отношении которых заключается договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных для категории объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы, имеющих схожее функциональное назначение.
23. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
24. Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
25. В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
26. Размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, определяется как произведение количества твердых коммунальных отходов, определенного в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, за расчетный период, и цены, определенной региональным оператором в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
II. Порядок осуществления накопления твердых коммунальных отходов
27. Накопление твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) осуществляется в порядке, установленном органами власти субъекта Российской Федерации.
28. При организации накопления твердых коммунальных отходов необходимо учитывать следующее.
28.1. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иным способом, предусмотренном пунктами 28.2и 28.9 настоящих Правил.
В случае, если в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для включения сведений о таких местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
28.2. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерной площадке, на которую осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, образующихся в одном источнике образования твердых коммунальных отходов;
в) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на которую осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, образующихся в нескольких источниках образования твердых коммунальных отходов;
г) в индивидуальные контейнеры на территории домовладений;
д) в индивидуальные контейнеры в техническом помещении;
е) в пакеты с погрузкой в мусоровоз или транспортное средство, используемое для транспортирования твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться в приоритетном порядке способами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 28.2 настоящих Правил.
28.3. Потребители твердых коммунальных отходов вправе применить способ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 28.2 настоящих Правил, только при отражении в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведений о единственном источнике образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в соответствующем месте (на площадке) накопления твердых коммунальных отходов.
28.4. Способы, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 28.2 настоящих Правил, могут применяться с использованием контейнерной площадки, заглубленной по отношению к земной поверхности (заглубленная контейнерная площадка), с контейнерами или вкладышами (мешками большого литража). В этом случае вывоз твердых коммунальных отходов может осуществляться с периодичностью, отличающейся от периодичности, установленной требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации не более чем на 48 часов, и не допускающей складирование твердых коммунальных отходов за пределами таких контейнерных площадок.
28.5. В сельских поселениях и районах малоэтажной застройки городских поселений при отсутствии возможности организации складирования твердых коммунальных отходов способами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 28.2 настоящих Правил, по решению органа местного самоуправления с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального образования допускается складирование твердых коммунальных отходов способами, предусмотренными подпунктом "г" или подпунктом "е" пункта 28.2 настоящих Правил.
Решение органа местного самоуправления должно содержать, в том числе следующие данные:
способ складирования твердых коммунальных отходов, предусмотренный подпунктом "г" или подпунктом "д" пункта 28.2 настоящих Правил;
описание границ поселения (района), в отношении которого принято решение о применении способа складирования твердых коммунальных отходов, предусмотренных подпунктом "г" или подпунктом "д" пункта 28.2 настоящих Правил;
типовые характеристики используемых индивидуальных контейнеров (объем, тип корпуса контейнера и его ходовой части, способ захвата подъемником мусоровоза и др.) (в случае складирования твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным подпунктом "г" пункта 28.2 настоящих Правил);
расположение или порядок определения мест погрузки твердых коммунальных отходов, а при необходимости также типовые характеристики пакетов (в случае складирования твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным подпунктом "д" пункта 28.2 настоящих Правил);
график вывоза твердых коммунальных отходов.
28.6. При складировании твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным подпунктом "г" пункта 28.2 настоящих Правил, индивидуальный контейнер должен быть герметичен и располагаться на территории земельного участка домовладения. Не допускается выставлять индивидуальный контейнер за пределы территории домовладения заблаговременно (ранее 12 часов) до прибытия мусоровоза или иного специализированного транспортного средства, осуществляющего транспортирование твердых коммунальных отходов.
В дни вывоза потребители должны выставить индивидуальные контейнеры за пределы территории домовладения по возможности максимально близко к краю проезжей части и таким образом, чтобы не препятствовать и не создавать угрозу для движения пешеходов и транспортных средств, а также обеспечить возможность погрузки твердых коммунальных отходов.
После погрузки твердых коммунальных отходов индивидуальные контейнеры должны быть возвращены потребителем на территорию земельного участка домовладения.
28.7. При складировании твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным подпунктом "е" пункта 28.2 настоящих Правил, должны использоваться закрытые и неповрежденные пакеты.
28.8. Складирование твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным подпунктом "д" пункта 28.2 настоящих Правил, допускается в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях только при отсутствии возможности организации складирования твердых коммунальных отходов способами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 28.8 настоящих Правил.
28.9. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) в бункеры, расположенные на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;
в) навалом в специально отведенном месте контейнерной площадки;
г) навалом на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;
д) в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое для транспортирования крупногабаритных отходов.
28.10. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, по графику или по заявкам потребителей.
Доставка крупногабаритных отходов на контейнерную площадку или специальную площадку для складирования крупногабаритных отходов осуществляется потребителями самостоятельно.
Способ складирования и места расположения таких мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов определяются в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
28.11. В целях складирования твердых коммунальных отходов, образованных физическими лицами в местах общего пользования многоквартирных домов, на улицах, стадионах, в скверах, парках и иных местах общественного пользования, лица, осуществляющие содержание таких мест, оборудуют урны, обеспечивают их опорожнение и централизованное складирование извлеченных твердых коммунальных отходов способами, установленными в пункте 28.2 настоящих Правил.
В случае оборудования урн для раздельного накопления, складирование извлеченных из таких урн отходов осуществляется в контейнеры, предназначенные для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, либо в мусоровоз, транспортирующий раздельно накопленные твердые коммунальные отходы. Смешивание твердых коммунальных отходов, раздельно накопленных в урнах, не допускается.
28.12. В случае оборудования контейнеров и бункеров датчиками контроля наполнения периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяется с учетом поступления соответствующего сигнала о наполненности контейнера или бункера. При этом вывоз твердых коммунальных отходов должен быть обеспечен не позднее 10 часов после поступления сигнала о наполнении контейнера или бункера.
29. Потребители обязаны обеспечить свободные подъездные пути к местам погрузки твердых коммунальных отходов.
В случае несоблюдения положений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, а также невыставления контейнеров, пакетов вывоз твердых коммунальных отходов не осуществляется, при этом размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежит перерасчету.
30. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое для транспортирования твердых коммунальных отходов.
31. Владелец места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов обязан обеспечивать содержание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае захламления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в результате нарушения региональным оператором периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, уборку такого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и вывоз твердых коммунальных отходов обеспечивает региональный оператор в пределах стоимости услуг, определенной по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
32. Владелец мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов обязан обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
33. В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или иные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов или нарушить режим работы объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
34. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, а также на территории, прилегающей к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
35. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов вводится в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и осуществляется посредством:
установки контейнеров для раздельно накопленных твердых коммунальных отходов;
погрузки раздельно накопленных твердых коммунальных отходов в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое для транспортирования раздельно накопленных твердых коммунальных отходов, не допускающее их смешивание.
36. В случаях, когда на территории субъекта Российской Федерации, введено раздельное накопление твердых коммунальных отходов, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и складирование таких твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов, групп отходов, групп однородных отходов (раздельное накопление) в соответствии с установленными правилами раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Лица, осуществляющие содержание мест общего пользования многоквартирных домов, улиц, стадионов, скверов, парков и иных мест общественного пользования, обязаны оборудовать такие места урнами для раздельно накопленных твердых коммунальных отходов, в соответствии с установленными правилами раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
37. При осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры:
с синей цветовой индикацией - для бумаги и изделий из бумаги, утративших свои потребительские свойства;
с оранжевой цветовой индикацией - для незагрязненных пластмассовых изделий, утративших свои потребительские свойства (не включая резиновые изделия), и (или) незагрязненного лома и отходов черных и цветных металлов;
с зеленой цветовой индикацией - для незагрязненных отходов стекла и изделий из стекла;
с коричневой цветовой индикацией - для отходов пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия, утратившие свои потребительские свойства.
с желтой цветовой индикацией - для совместно накапливаемых твердых коммунальных отходов, указанных в абзацах втором, и (или) третьем, и (или) четвертом настоящего пункта, и (или) иных вторичных материальны ресурсов, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов для несортированных твердых коммунальных отходов используются контейнеры с серой цветовой индикацией.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить дополнительные виды отходов, групп отходов, групп однородных отходов, для раздельного накопления и цветовые индикации для контейнеров, используемых для накопления таких отходов.
Для обозначения цветовой индикации могут использоваться контейнеры соответствующего цвета, символьные обозначения в виде цветовых наклеек на контейнерах или комбинации таких обозначений.
В случае использования при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов пакетов орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно принять решение о применении к ним цветовой индикации.
38. Обращение с раздельно накопленными твердыми коммунальными отходами, складирование которых осуществляется в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов обеспечивается в соответствии с правилами обращения с вторичными материальными ресурсами, установленными Правительством Российской Федерации.
39. В случае обнаружения региональным оператором факта складирования твердых коммунальных отходов вне мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, на котором обнаружен факт складирования твердых коммунальных отходов, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении факта незаконного складирования твердых коммунальных отходов.
Собственник земельного участка, на котором незаконно складируются твердые коммунальные отходы, обязать в срок, не позднее 15 рабочих дней с даты получения уведомления, заключить с региональным оператором договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и оплатить услугу по цене в пределах единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
II. Порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов
40. В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
41. По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
42. Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:
а) наименование вида и класса опасности твердых коммунальных отходов;
б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов;
в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, схема потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
е) способ коммерческого учета объем и (или) масса твердых коммунальных отходов;
ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
з) права и обязанности сторон по договору;
и) порядок осуществления региональным оператором контроля исполнения оператором по транспортированию твердых коммунальных отходов условий заключенного договора;
к) ответственность сторон.
43. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами и (или) иными транспортными средствами, используемыми для транспортирования твердых коммунальных отходов, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
44. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов и (или) иных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, не допускается. Аппаратура спутниковой навигации, которой должны быть оснащены транспортные средства, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов, должна обеспечивать получение, обработку и передачу в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов навигационной информации при транспортировании твердых коммунальных отходов.
45. Оператор, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов на основании договора с региональным оператором, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенном с региональным оператором.
46. При транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
47. В отношении каждого мусоровоза и (или) иного транспортного средства, используемого для транспортирования твердых коммунальных отходов, должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение трех рабочих дней предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации.
48. В случае, если субъектом Российской Федерации установлен порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов, смешивание твердых коммунальных отходов, накопление которых осуществляется раздельно, с совместно накопленными твердыми коммунальными отходами при транспортировании твердых коммунальных отходов не допускается.
49. Транспортирование твердых коммунальных отходов может осуществляться с использованием мусороперегрузочных станций.
50. К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору, операторам, осуществляющим транспортирование твердых коммунальных отходов, запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.
III. Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов
51. Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором с использованием специализированных объектов, единые требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
52. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами обязаны заключить договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
53. По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять прием твердых коммунальных отходов, у регионального оператора и (или) у оператора по транспортированияю твердых коммунальных отходов, заключивших договор с региональным оператором, на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
54. Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:
а) наименование вида и класса опасности твердых коммунальных отходов;
б) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;
в) место и условия приема (передачи) твердых коммунальных отходов;
г) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов, принимаемых (передаваемых) на объект;
д) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
е) права и обязанности сторон по договору;
ж) порядок осуществления региональным оператором контроля исполнения оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов условий заключенного договора;
з) ответственность сторон.
55. Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.
56. Региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.
57. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
58. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществяющие деятельность по обработке или обезвреживанию твердых коммунальных отходов вправе заключать договоры на утилизацию отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов в результате оказания услуги по обработке или обезвреживанию, с операторами по утилизации отходов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
IV. Основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора
59. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора в судебном порядке, и с ним на основании вступившего в законную силу решения суда может быть расторгнуто соглашение, заключенное уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации, по следующим основаниям:
а) наличие подтвержденных многократных фактов в течение календарного года (пять раз и более) по вине регионального оператора нарушений условий соглашения, включая нарушение условия в отношении предоставления обеспечения исполнения обязательств по соглашению;
б) наличие на дату обращения в суд у регионального оператора подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом или актом сверки взаимных расчетов, подписанным сторонами договора, задолженности перед оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем величину обязательств по договору на оказание услуг по транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов за три последовательных месяца возникновения таких обязательств, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
в) подтвержденные актами органов контроля (надзора) многократные нарушения (пять раз и более) схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами.
60. Стороны соглашения вправе расторгнуть заключенное соглашение по соглашению сторон по инициативе одной из сторон в случаях:
а) снятия юридического лица - регионального оператора с регистрационного учета на территории Российской Федерации;
б) прекращения региональным оператором деятельности на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе в случае прекращения действия лицензии по решению уполномоченного органа по результатам контроля (надзора);
в) возбуждение в отношении руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) или главного бухгалтера регионального оператора уголовного дела, а также установления факта неснятой и непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности;
г) возбуждение в отношении регионального оператора процедуры несостоятельности (банкротства) и об открытии в отношении него конкурсного производства;
д) направления региональным оператором в адрес уполномоченного органа письменного отказа от осуществления деятельности и о намерении расторгнуть соглашение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
62. Региональный оператор обязан уведомить уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о возникновении указанных в пунктах 60, 61 настоящих Правил фактах, являющихся основанием для прекращения статуса регионального оператора, в течение пяти рабочих дней со дня установления такого факта.
63. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в случае возникновения оснований для лишения статуса регионального оператора, предусмотренных пунктом 60, вправе направить региональному оператору уведомление о наличии оснований для лишения регионального оператора статуса с предложением о направлении в адрес уполномоченного органа письменного отказа от осуществления деятельности и о намерении расторгнуть соглашение.
В случае, если в течение десяти рабочих дней региональным оператором в адрес уполномоченного органа не направлен письменный отказ от осуществления деятельности и предложение о расторжении соглашения, уполномоченный орган направляет заявление в суд с иском о расторжении соглашения.
64. В случаях, предусмотренных пунктом 61 настоящих правил, являющихся основанием для расторжения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором, одна из сторон вправе направить другой стороне предложение о расторжении соглашения и прекращения статуса регионального оператора, в том числе с приложением проекта соглашения о расторжении соглашения.
Сторона, получившая такое предложение, обязана его рассмотреть и в не позднее десяти рабочих дней направить другой стороне информацию о согласовании проекта соглашения о расторжении соглашения или представить протокол разногласий по отдельным положениям проекта соглашения, а также вправе отклонить предложение о расторжении соглашения и лишения статуса регионального оператора.
В случае, если одной из сторон не принято предложение другой стороны о расторжении соглашения или условия соглашения о расторжении соглашения признаны неприемлемыми, сторона, инициирующая расторжение соглашения, в случае отсутствия возможности урегулировать разногласия, обращается в суд с иском о расторжении соглашения.
65. Деятельность регионального оператора до момента прекращения его статуса осуществляется в порядке, установленном соглашением о расторжении соглашения.
66. В случае досрочного прекращения деятельности региональным оператором по основаниям, предусмотренным пунктами 60 и 61 настоящего порядка, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе присвоить статус регионального оператора иному лицу в порядке, установленном пунктами 6 и 7 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
67. Региональный оператор, утративший статус, обязан передать все сведения и документы, полученные и созданные им в связи с реализацией статуса регионального оператора, новому региональному оператору или лицу, определенному уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 6 и 7 статьи 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и необходимых для оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от " " 2021 г. N
ФОРМА ТИПОВОГО ДОГОВОРА
НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
______________________________ "__" _______ 20__ г.
(место заключения договора)
__________________________________________________________________
(наименование организации)
именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице ____________________________________________________________________,
____________________________________________________________________ (наименование должности, фамилия, имя, отчество физического лица)
действующего на основании ____________________________________________________________________,
(положение, устав, доверенность - указать нужное)
с одной стороны, и ____________________________________________________________________,
(наименование организации, фамилия, имя, отчество
физического лица)
именуемое в дальнейшем потребителем, в лице ____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, ___________________________________________________________________________________,
паспортные данные - в случае заключения договора физическим лицом, наименование должности, фамилия, имя, отчество - в случае заключения договора юридическим лицом)
действующего на основании ____________________________________________________________________,
(положение, устав, доверенность - указать нужное)
с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
2. Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов -
___________________________________________________________________,
(мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты - указать нужное)
в том числе крупногабаритных отходов - ______________________________________________________________________________________________________________________________________.
(в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов - указать нужное)
4. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами "__" ____________ 20__ г.
II. Сроки и порядок оплаты по договору
5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один
календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: __________________________________________________________________.
(размер указывается региональным оператором и может изменяться в одностороннем порядке при корректировке или пересмотре органом регулирования единого тарифа на услугу регионального оператора)
6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
7. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
III. Права и обязанности сторон
8. Региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
9. Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
10. Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иным способом в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, установленными Правительством Российской Федерации;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации;
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры, бункеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, бункеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, бункерах а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов, не являющихся твердыми коммунальными отходами;
е) определить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора, и предоставить такую информацию региональному оператору;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику;
з) осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и складирование таких твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах, в том числе в контейнерах для вторичных материальных ресурсов и пакетах для соответствующих видов отходов, групп отходов, групп однородных отходов (раздельное накопление) в соответствии с правилами раздельного накопления твердых коммунальных отходов, установленными порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
11. Потребитель имеет право:
а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору;
в) инициировать внесение изменений в условия договора, непротиворечащие настоящим Правилам.
IV. Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов
12. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации, следующим способом:
____________________________________________________________________.
(расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов - нужное указать)
V. Порядок фиксации нарушений по договору
13. В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
14. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
15. В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
16. Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
17. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VI. Ответственность сторон
18. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
20. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест (площадок) накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Обстоятельства непреодолимой силы
21. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.
22. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств.
Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую сторону.
VIII. Действие договора
23. Настоящий договор заключается на срок ____________________________________________________________________.
(указывается срок)
24. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
25. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон.
IX. Прочие условия
26. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
27. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
28. При исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
29. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
30. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой частью.
Региональный оператор Потребитель
____________________________________________________________________
"__" ________________ 20__ г. "__" ________________ 20__ г.
Приложение
к типовому договору на оказание
услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами
Информация по предмету договора
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления крупногабаритных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
Способ складирования твердых коммунальных отходов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.