Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении измененияв перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009"
(подготовлен Минсельхозом России 24.03.2021 г.)
Проект Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009" (далее - проект Указ) разработан в целях включения федеральных казенных предприятий, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям Российской Федерации относятся охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных.
Минсельхоз России входит в систему органов обеспечения биологической безопасности Российской Федерации. Основным направлением работы в рамках обеспечения биологической безопасности страны является защита от болезней и минимизация угрозы их заноса с неблагополучных территорий иностранных государств.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" Минсельхоз России наделен полномочиями по организации проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных.
Минсельхозом России организуется мониторинг эпизоотической ситуации, направленный на выявление и оценку наиболее значимых рисков и угроз благополучию территории России по заразным болезням животных. Проведение противоэпизоотических мероприятий осуществляется для обеспечения ликвидации, предупреждения возникновения и распространения заразных болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных, недопущения заноса возбудителей трансграничных болезней животных на территорию страны, а также выпуска полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения.
В целях обеспечения эпизоотического благополучия и оперативного реагирования на изменения эпизоотической ситуации были созданы государственные предприятия "Армавирская биофабрика" (1919 г.), "Курская биофабрика" (1896 г.), "Орловская биофабрика" (1918 г.), "Ставропольская биофабрика" (1896 г.) и "Щелковский биокомбинат" (1924 г.).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 190 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Уставами федеральных казенных предприятий, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации, установлено что предприятия созданы в целях обеспечения производства лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для проведения противоэпизоотических мероприятий, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность (устав федерального казенного предприятия "Орловская биофабрика", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 2309-р, устав федерального казенного предприятия "Армавирская биологическая фабрика", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 2310-р, устав федерального казенного предприятия "Ставропольская биофабрика", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 2330-р, устав федерального казенного предприятия "Курская биофабрика - фирма "БИОК", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 2331-р, устав федерального казенного предприятия "Щелковский биокомбинат", утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 2332-р).
В настоящее время, предприятия являются единственными производителями по ряду лекарственных средств для ветеринарного применения против заразных болезней животных, в том числе особо опасных общих для человека и животных (сибирская язва, бешенство, бруцеллез, ящур, туберкулез, лептоспироз, высокопотогенный грипп птиц, сап). Наряду с этим на предприятиях хранится коллекция возбудителей особо опасных инфекций животных бактериальной и вирусной этиологии.
Кроме того, биомедицинские и ветеринарные технологии включены в Перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 (пункт 4).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг).
Предприятие самостоятельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 97 от 11 марта 2019 г. "Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" основными задачами государственной политики в области химической и биологической безопасности, являются, в том числе, приоритетное обеспечение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса на основе использования современных технологий, обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний; укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом функций этих организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Вследствие усиливающегося негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду и возрастания угрозы для жизнедеятельности человека, национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, необходимо наличие собственной государственной системы разработки и производства средств диагностики и профилактики опасных и особо опасных инфекционных заболеваний и поддержание производственных мощностей федеральных государственных организаций по выпуску биологических препаратов, их надежного и устойчивого функционирования.
Необходимость своевременного и эффективного выполнения мероприятий, направленных на нейтрализацию (парирование) негативного влияния вредных и опасных биологических факторов и (или) уменьшение их воздействия на население и окружающую среду, совершенствования и упрочения биологической безопасности в Российской Федерации, разработка современных средств диагностики и более эффективных препаратов для вакцинации для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности возникновения энзоотичных процессов, требует сохранения за государством в лице соответствующих Министерств, правомочий собственника и недопущение приватизации и перехода федеральных казенных предприятий под частный или иностранный контроль.
Проект указа был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Реализация предлагаемого решения не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в проекте указа отсутствуют. Проект указа не содержит норм, касающихся соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, видов разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за их нарушение или последствий несоблюдения.
Предлагаемые решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта указа не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.