Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также в части определения ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 февраля 2020 г. N Пр-234ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2019 г. (часть 1 подпункта "а" пункта 1 перечня поручений), от 29 июня 2016 г. N Пр-1240 (части 1 и 2 подпункта "б" пункта 1 перечня), от 14 мая 2020 г. N Пр-817 и поручений Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N ВА-П11-1083 (пункт 1), от 31 декабря 2020 г. N ВА-П11-17629.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целями проектируемого регулирования являются:
- совершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
- установление механизма, способствующего вовлечению невостребованных земельных долей в рыночный оборот путем внесения соответствующих изменений в гражданское и земельное законодательство;
- устранение недостатков действующего законодательства, регулирующего вопросы сохранения и восстановления плодородия почв, использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, выявленных правоприменительной практикой;
- уточнение критериев ценных и особо ценных сельскохозяйственных земель, порядка их определения, а также установление границ этих земель.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон об обороте), Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных, предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота, установления критериев и границ ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения.
По итогам рассмотрения проекта акта можно отметить, что основными новациями проекта акта предусматривается:
исключение земельных долей, собственник которых умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, из перечня невостребованных земельных долей;
определение бесхозяйной земельной доли, на которые будут распространяться правила о бесхозяйных недвижимых вещах, предусмотренные гражданским законодательством;
обязанность собственника земельной доли произвести выдел земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли до 1 января 2024 года в случае, если земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, земельные доли на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, но не используются в обороте (земельный участок не сдается в аренду);
определение ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, а также установление обязанности субъектов Российской Федерации по утверждению перечня ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, установлению границ таких земель и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости;
установление запрета на геологическое изучение недр, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, утвержденных региональными перечнями полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на ценных и особо ценных землях сельскохозяйственного назначения;
полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, по установлению значений критериев для формирования перечней особо ценных земель.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета с 27 января по 23 февраля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-21/00112602).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период с 10 по 18 марта 2021 года, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерства сельского хозяйства Магаданской области, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Комитета по управлению имуществом Курской области, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта.
Вместе с тем поступили позиции саморегулируемой организации "Винодельческий Союз", Министерства сельского хозяйства Чувашской республики, Комитета агропромышленного комплекса Курской области, Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, Управления сельского хозяйства Тамбовской области, Минэкономразвития Приморского края, руководителя проекта по цифровизации АПК Центра технологического трансфера НИУ "Высшая школа экономики", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком (прилагаются).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 5 л. в 1. экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.