Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 29 января по 18 февраля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/11-20/00112736).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан в соответствии с пунктом 12 раздела I Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного Правительством Российской Федерации 1 октября 2020 г. N 9282п-П11.
Проект акта вносит изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и предполагает наделение арендодателя правом внесудебного отказа от исполнения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - договоры аренды), а также устанавливает перечень оснований для такого отказа.
В отношении проекта акта рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере экологии и природопользования от делового и экспертного сообщества принято решение о согласовании с учетом замечаний*(1).
Проект акта согласован Минэкономразвития России с замечаниями*(2). Кроме того, к проекту акта представлены замечания Минфина России*(3) и Минпромторга России*(4).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 5 по 15 марта 2021 года.
При проведении публичных консультаций в адрес Минэкономразвития России поступили поддерживающие предлагаемое регулирование позиции АНО МФК "РРАПП", АО "Зарубежнефть", АО "Концерн Росэнергоатом", АО "Мосгаз", АО "Мосинжпроект", Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента экономического развития Белгородской области, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Министерства экономического развития Приморского края, ООО "Оникс", ПАО "Т Плюс", ПАО "Татнефть", Управления лесами Тамбовской области, ФБУ "РОСЛЕСОЗАЩИТА".
Кроме того, от АО "Стройтрансгаз", АО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", АО ХК "СДС-Уголь", Ассоциации "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве", Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области, Министерства экономического развития Кировской области, Общероссийского объединения работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", ООО "Иркутская нефтяная компания", ПАО "ВымпелКом", ПАО "Лукойл", ПАО "Новатек", ПАО "Россети", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО НК "РуссНефть", АО "Полиметалл УК" поступили замечания и предложения в отношении проекта акта, частично учтенные в настоящем заключении.
С учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций по проекту акта, необходимо обратить внимание на положения действующего законодательства, регулирующие расторжение договоров аренды.
По общему правилу договоры аренды лесных участков расторгаются и изменяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Лесным кодексом*(5).
Расторжение договора аренды возможно в трех случаях: по соглашению сторон*(6), по требованию одной из сторон в судебном порядке*(7), при реализации права на (внесудебный) односторонний отказ от исполнения договора*(8).
Гражданским кодексом*(9) установлено, что основаниями расторжения любого договора по требованию одной из сторон в судебном порядке, то есть досрочное расторжение договора аренды, являются предусмотренные законом или договором основания или существенное нарушение условий договора. В отношении расторжения договоров аренды Гражданским кодексом*(10) предусмотрены следующие основания:
1) использование имущества с существенным нарушением условий договора аренды или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенное ухудшение имущества;
3) невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором аренды срока;
4) неисполнение арендатором установленной законом или договором аренды обязанности по осуществлению капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки.
В соответствии со статьями 51, 60.1, 60.12, 61 Лесного кодекса невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты, воспроизводства лесов от пожаров, от загрязнений также является основанием для досрочного расторжения договора аренды.
Статьи 45 и 46 Земельного кодекса устанавливают дополнительные основания расторжения договора аренды в судебном порядке.
При этом требование о расторжении договора аренды может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор*(11) (письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства)*(12).
Положения Земельного кодекса устанавливают, что досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды арендатором*(13).
Необходимо обратить особое внимание на то, что отказ от исполнения договора аренды является крайней мерой реагирования при нарушении договора аренды со стороны контрагента и связано, как правило, с тем, что одной из сторон договора аренды утрачено право осуществлять деятельность, например, в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору аренды. При этом сторона, которой предоставлено право на отказ от исполнения договора аренды, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно.
Такое право может устанавливаться законом и договором аренды, в связи с чем такое право закреплено действующими типовыми договорами аренды, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" (далее - типовые договоры аренды).
Таким образом, действующее регулирование устанавливает право арендодателя расторгнуть договор аренды досрочно только в судебном порядке в целях защиты прав арендатора, при этом позволяет сторонам самостоятельно установить в договоре право каждой стороны отказаться от исполнения договора аренды во внесудебном порядке.
Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Предлагаемый разработчиком подход ухудшает положение субъектов предпринимательской деятельности, что может повлечь рост транзакционных издержек, в том числе таких как расходы на судебную защиту и издержки получения компенсации в случае недобросовестного поведения сторон отношений.
1) Так, проектом акта предлагается установить право арендодателя отказаться от исполнения договора аренды, а также закрепить перечень существенных нарушений договора аренды, при этом для арендатора каких-либо новых прав при взаимодействии с арендодателем не предусмотрено.
Кроме того, при таком неравном распределении прав положение арендатора существенно ухудшается.
2) Предлагаемый подход не соответствует принципам добросовестности, разумности, справедливости и соразмерности, поскольку предлагаемые меры реагирования на нарушение договора аренды в большинстве предложенных случаев не соразмерны экономическим последствиям расторжения договора для сторон отношений. При принятии проекта акта не будет соблюден баланс интересов арендаторов и арендодателей.
3) В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебное рассмотрение и разрешение спора о расторжении договора аренды гарантирует законность и обоснованность такого расторжения.
В случае расторжения договора аренды во внесудебном порядке арендаторы могут нести серьезные издержки при оспаривании решения арендатора о расторжении договора, поскольку к моменту рассмотрения дела в суде (в соответствии с проектом акта) договор аренды будет расторгнут. Таким образом, арендодатель, расторгнув договор с одним арендатором и заключив его с другим, может нарушить права обоих арендаторов, в таком случае судебных споров может стать больше, и нагрузка на суды дополнительно возрастет.
Кроме того, подготовка арендаторов к осуществлению деятельности на территории лесных участков требует затрат, которые направлены на приобретение оборудования, подготовку объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, затраты на которые не будут возвращены, а вывоз движимого имущества потребует дополнительного времени, которое не предусмотрено проектом акта.
2. Предлагаемая редакция пункта 1 части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что основанием расторжения договора аренды является невнесение арендатором арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного договором аренды срока платежа.
1) Такое основание отказа от исполнения договора аренды (в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса) уже предусмотрено типовыми договорами аренды*(14).
2) Поскольку периодичность и точные сроки внесения платы не регламентированы ни в законодательстве, ни в тексте типового договора аренды, а устанавливаются только в приложении к договору аренды с примечанием о том, что количество сроков внесения арендной платы должно быть не менее 6 - 10 в год*(15), представляется, что такая задолженность не может признаваться в качестве существенного нарушения договора. Предлагается установить в проекте акта в качестве основания для расторжения договора аренды задолженность в размере, равном арендной плате за период не менее чем полгода.
3. Предлагаемая редакция пункта 2 части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что основанием расторжения договора аренды является невыполнение арендатором либо выполнение арендатором мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в объемах менее 50 %, предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд.
1) Такое основание отказа от исполнения договора аренды (в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса) уже предусмотрено типовыми договорами аренды*(16).
2) Часть 2 статьи 24 Лесного кодекса также устанавливает, что невыполнение проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды (в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса).
3) В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов не содержит единого перечня мероприятий, а также не определяет порядок формирования такого перечня мероприятий.
В связи с тем, что критерии определения выполнения 50 % от всего объема мероприятий разработчиком не установлены, не представляется возможным оценить объемы выполнения таких мероприятий.
Также необходимо установить, применяется ли требование о выполнении 50 % мероприятий к каждому конкретному мероприятию или ко всем мероприятиям в целом. Предполагается, что арендатор может полностью выполнить мероприятия по охране, при этом не выполнить мероприятия по восстановлению и частично выполнить мероприятия по защите лесов.
4. Предлагаемая редакция пункта 3 части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что основанием расторжения договора аренды (отказа от исполнения договора аренды) является исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
1) Такое основание отказа от исполнения договора аренды (в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса) уже предусмотрено типовыми договорами аренды*(17).
2) Основаниями для исключения инвестиционных проектов из перечня приоритетных инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды по инициативе арендодателя в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" являются:
- нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год;
- нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 26 настоящего Положения срока представления отчета об исполнении поквартального графика;
- отсутствие (по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды в течение 90 рабочих дней со дня его подписания;
- нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды срока платежа.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
В нарушение установленных требований проект акта не только дублирует нормы действующего законодательства, но и не соответствует норме о досрочном расторжении договора аренды в связи с исключением инвестиционного проекта, поскольку досрочное расторжение договора аренды предусматривает судебный порядок, в то время как отказ от исполнения договора осуществляется во внесудебном порядке.
5. Предлагаемая редакция пункта 4 части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что основанием расторжения договора аренды является использование лесного участка без проекта освоения лесов.
1) В соответствии с типовыми договорами аренды за использование лесного участка без проекта освоения лесов уже предусмотрен штраф*(18) в размере 50 тысяч рублей (для индивидуального предпринимателя) или 150 тысяч рублей (для юридических лиц) за каждый календарный месяц просрочки по истечении установленного срока. Также подавляющим большинством типовых договоров аренды уже установлено требование о разработке и представлении арендатором проекта освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды*(19).
2) По выявленным в ходе проведения публичных консультаций замечаниям экспертов, при заключении договоров аренды (в том числе при перезаключении на новый срок) на практике выявляются обстоятельства, не зависящее от воли арендатора (выявление наложений, пересечений границ муниципальных образований и границ субъектов Российской Федерации), которые существенно увеличивают сроки проведения кадастровых работ и согласования со всеми заинтересованными лицами, что отражается на сроке оформления проектов освоения лесов и сроке их утверждения. При этих обстоятельствах невозможно не использовать участок, если на нем размещены объекты недвижимости.
3) Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже предусмотрена ответственность за использование лесных участков без специальных разрешений, в том числе без проекта освоения лесов.
В связи с изложенным выше необходимо установление срока использования лесных участков без проекта освоения лесов в период проведения экспертизы разработанного проекта освоения лесов.
6. Предлагаемая редакция пункта 5 части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что основанием расторжения договора аренды является совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", без согласования с арендодателем в письменной форме.
Такими действиями являются:
1) передача арендованного участка в субаренду;
2) передача своих прав и обязанностей по договору аренды другим лицам (перенаем);
3) передача арендных прав в залог;
4) внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
При этом статья 22 Земельного кодекса устанавливает, что при аренде на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Таким образом, предлагаемое регулирование не согласовано с действующими нормами права.
7. Положения проекта акта могут трактоваться неоднозначно, вследствие чего могут противоречить друг другу.
Так, предлагаемая редакция абзаца первого части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса допускает расторжение арендодателем договора аренды в одностороннем порядке. Формулировку "расторжение договора в одностороннем порядке" можно рассматривать как право арендодателя на досрочное растяжение договора аренды (в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса) или как право на отказ от исполнения договора аренды (в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса).
Вместе с тем проектируемый абзац седьмой части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает право арендодателя отказаться от исполнения договора аренды в одностороннем порядке.
В связи с тем, что расторжение договора может осуществляться по взаимному соглашению сторон, по требованию одной из сторон по решению суда (в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса) или при реализации права на (внесудебный) отказ от исполнения договора аренды (в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса), использование точных терминов при подготовке проекта акта имеет существенное значение.
В данном случае проект акта не соответствует принципам правовой определенности и системности, закрепленным в статье 7 Закона об обязательных требованиях. Иными словами, содержание проекта акта должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при применении обязательных требований, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
8. Проект акта, устанавливающий право арендодателя расторгать договор аренды при нарушении условий договора аренды со стороны арендатора, не предусматривает изъятий при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в случае нарушения условий договора аренды без вины арендатора такая серьезная санкция, как расторжение договора, может быть применена независимо от того, насколько добросовестно и качественно до нарушения арендатор осуществлял свои обязанности.
Относительно существенности нарушений необходимо отметить следующее.
В соответствии со сложившейся практикой при определении, является ли неисполнение обязательства существенным, во внимание должно быть принято, в частности:
- существенно ли неисполнение лишает арендодателя того, что он имел право ожидать в соответствии с договором аренды;
- имеет ли принципиальный характер с точки зрения договора аренды строгое соблюдение неисполненного обязательства;
- является ли неисполнение умышленным или совершено по грубой небрежности;
- дает ли арендодателю неисполнение основание полагать, что арендатор продолжит нарушать в будущем договор аренды;
- понесет ли арендатор несоразмерные потери в результате подготовки или осуществления исполнения, если договор аренды будет прекращен.
Иными словами, при формировании перечня оснований для расторжения договора необходимо исходить не только из интересов арендодателя, который в данном случае имеет преимущество как публичная сторона, но и из возможностей и интересов арендатора как частной стороны. В противном случае не соблюдается принцип равенства участников гражданского оборота.
9. Проект акта не предусматривает переходные положения. Учитывая, что предлагаемое регулирование изменяет порядок расторжения договора аренды, считаем необходимым установить достаточный переходный период.
10. Проектируемый абзац 7 части 1.1. Лесного кодекса устанавливает, что арендодатель вправе отказаться от исполнения договора аренды после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок и осуществления после этого сверки выполненных работ.
1) Проект акта не предусматривает порядка оспаривания результатов сверки выполненных работ (акта сверки).
2) Разумный срок, не определенный в проекте акта, а также в иных нормативных правовых актах, не может быть установлен в качестве срока, отведенного для устранения нарушений. Проверка исполнения обязательства в разумный срок представляется затруднительной.
Так, по данным экспертов, мероприятия по восстановлению леса могут проводиться в некоторых регионах ограниченное время (в течение 2-3 месяцев в благоприятное для посадки саженцев, сеянцев время года). Таким образом, необходимо предусмотреть такие сроки, при которых арендатор сможет исполнитель свои обязательства.
Предлагается закрепить в проекте акта положение о том, что арендодатель устанавливает такой срок в письменном предупреждении, при этом необходимо установить срок исполнения обязательств арендатора, составляющий не менее шести месяцев.
11. Проектируемый абзац 8 части 1.1 Лесного кодекса предусматривает, что датой расторжения договора аренды считается дата, указанная в письменном уведомлении о расторжении договора.
Такое положение не позволяет арендаторам защитить свои права и интересы в случаях, когда такие уведомления будут получены арендаторами позже даты расторжения договора. Необходимо отметить, что данное положение имеет важное значение при налоговом учете.
Предлагается закрепить доработанный с учетом замечаний перечень существенных нарушений договора аренды в типовых договорах аренды с целью применения судами при рассмотрении дел о расторжении договоров аренды. В таком случае сохранится баланс интересов арендодателей и арендаторов, поскольку перечень существенных нарушений не может быть исчерпывающим, а также поскольку устанавливаемая перечнем презумпция может быть оспорена арендаторами при несоответствии фактическим обстоятельствам.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии проекта акта Закону об обязательных требованиях;
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекта акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации., а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно направляем позиции участников публичных консультаций, не включенные в заключение об оценке регулирующего воздействия, в целях их возможного учета.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия
на проект федерального закона "О внесении изменений
в статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
поступивших по результатам публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее -проект акта) Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, в период с 5 по 15 марта 2021 г. проведены дополнительные публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества, по результатам которых в отношении проекта акта получены замечания и предложения АО "Стройтрансгаз", АО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", АО ХК "СДС-Уголь", Ассоциации "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве", Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области, Министерства экономического развития Кировской области, Общероссийского объединения работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", ООО "Иркутская нефтяная компания", ПАО "ВымпелКом", ПАО "Лукойл", ПАО "Новатек", ПАО "Россети", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО НК "РуссНефть", ПО "Полиметалл УК", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта.
N п/п |
Структурная единица проекта/отчета |
Содержание замечания/предложения по проекту/отчету |
1. |
Статья 1 проект акта |
ПАО "Россети" Предусмотренные подпунктом 2 проектируемой части 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса основания для расторжения договора не должны применяться в случаях, когда лесовосстановление и лесоразведение производится лесопользователями в особом порядке - в соответствии с требованиями статьи 63.1 Лесного кодекса, поскольку противоречит сути предоставления лесного участка в аренду именно для целей лесовосстановления. Предлагается изложить норму в следующе редакции: "2) невыполнение арендатором либо выполнение арендатором мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в объемах менее 50 % предусмотренных проектом освоения лесов в течение трех лет подряд (за исключением случаев, когда в качестве арендатора выступает лицо, обязанное обеспечить лесовосстановление и лесоразведение в соответствии со статьей 63.1 настоящего кодекса");". |
2. |
Статья 1 проект акта |
АО ХК "СДС-Уголь" Расторжение договора аренды лесного участка, фактически использованного (нарушенного) в период действия договора аренды (как это указано в проекте акта) и подлежащего рекультивации, невозможно и требует дополнительной проработки вопроса, поскольку использование земельного участка в целях рекультивации требует наличие оформленных прав на данный лесной участок. 1. В статье 1 проекта акта просим исключить проектируемый пункт 4 части. 1.1 статьи 74.1 Лесного кодекса (использование лесного участка без проекта освоения лесов как основание для расторжения договора арендодателем в одностороннем порядке). 2. Просим оценить целесообразность расторжения договора аренды лесного участка, фактически нарушенного (именно об этом говорится в проекте акта) и, соответственно, требующего рекультивации, а также проработки вопроса о дальнейшей судьбе такого участка. |
-------------------------------------------
*(1) Протокол от 19 февраля 2021 г. N 136 РГДС.
*(2) Письмо Минэкономразвития России от 3 февраля 2021 г. N 2763-ИТ/Д18и.
*(3) Письмо Минфина России от 16 февраля 2021 г. N 19-03-06/2/10387.
*(4) Письмо Минпромторга России от 11 февраля 2021 г. N МА-9768/08.
*(5) Статья 74.1 Лесного кодекса.
*(6) Пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса.
*(7) Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса.
*(8) Статья 450.1 Гражданского кодекса.
*(9) Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса.
*(10) Статья 619 Гражданского кодекса.
*(11) Пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса.
*(12) Статья 619 Гражданского кодекса.
*(13) Часть 9 статьи 22 Земельного кодекса.
*(14) Пункт 5.6 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки живицы;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
*(15) В зависимости от предмета договора аренды.
*(16) Пункт 5.6 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки живицы;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
*(17) Пункт 5.6 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки живицы;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
Пункт 5.5 Типового договора аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
Пункт 5.4 Типового договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
*(18) Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для заготовки живицы;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
Подпункт "б" пункта 4.2 4 Типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
Подпункт "б" пункта 4.2 Типового договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
*(19) Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки живицы;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
Подпункт "г" пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.