Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 02.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 10 ноября 2020 г. N ТГ-П8-14448.
Целью законопроекта является освобождение всех государственных научных центров Российской Федерации (далее - ГНЦ РФ) от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за оказание образовательных услуг независимо от их организационно-правовой формы и от уплаты земельного налога независимо от особенностей местного законодательства. Установление данных налоговых льгот обеспечит предоставление единых мер государственной поддержки ГНЦ РФ с целью создания благоприятных условий для проведения образовательной деятельности и научных исследований, коммерциализации их результатов и практического применения научных достижений по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации.
Для минимизации расходов в области налогообложения и повышения эффективности деятельности ГНЦ РФ законопроектом предусмотрено внесение следующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ):
- в статью 149 части второй НК РФ, предусматривающие освобождение ГНЦ РФ от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за оказание образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы;
- в статью 395 части второй НК РФ, предусматривающее освобождение ГНЦ РФ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 1221-р статус ГНЦ РФ сохранен за 42 научными организациями, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2020 г. N 1828 присвоен статус ГНЦ РФ Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского".
В частности, статус ГНЦ РФ имеют: 13 федеральных государственных учреждений, 1 федеральное государственное автономное учреждение, 14 федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) и 15 акционерных обществ (далее - АО).
В настоящее время от уплаты НДС за оказание образовательных услуг освобождены 14 из 43 ГНЦ РФ, которые являются некоммерческими организациями (13 федеральных государственных учреждений и 1 федеральное государственное автономное учреждение).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ освобождаются от уплаты НДС услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В ГНЦ РФ подготовка научных кадров высшей квалификации и молодых специалистов по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы организаций.
ГНЦ РФ активно выполняют задачу формирования целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров в целях обеспечения реализации комплексных инновационных проектов полного цикла, которая успешно решается на основе тесного сотрудничества ГНЦ РФ с национальными исследовательскими университетами, федеральными, техническими университетами и другими образовательными организациями высшего образования (далее - вузы). Подготовка научных кадров осуществляется на базовых кафедрах и в научно-образовательных центрах, созданных ГНЦ РФ совместно с вузами. Во всех ГНЦ РФ функционируют аспирантуры, созданы и развиваются значимые научные школы. Финансирование данной деятельности осуществляется ГНЦ РФ зачастую за счет собственных средств.
Доля студентов, в подготовке которых ГНЦ РФ совместно с вузами принимают участие, составляла в 2019 г. 5 380 чел. (0,13 %) от общего количества студентов в Российской Федерации, составляющего 4 099,2*(1) тыс. чел. Доля аспирантов ГНЦ РФ (1 016 чел.) составляла 1,21 % по отношению к 84 265*(2) аспирантам в Российской Федерации.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2018-2020 годы, коммерческие организации, имеющие статус ГНЦ РФ, уплатили НДС (млн. руб.):
общая сумма уплаченного НДС:
за 2018 г |
- 1 987,77; |
за 2019 г |
- 2 222,94; |
за 2020 г. |
- 5 012,15. |
общая сумма уплаченного НДС за оказание образовательных услуг:
за 2018 г. |
- 19,23 (1,0 % от общей суммы уплаченного НДС); |
за 2019 г. |
- 12,60 (0,6 % от общей суммы уплаченного НДС); |
за 2020 г. |
- 33,50 (0,6 % от общей суммы уплаченного НДС). |
Прогнозируемая сумма налоговых льгот от уплаты НДС за оказание образовательных услуг коммерческих научных организаций (ФГУП и АО), обладающих статусом ГНЦ РФ, после вступления законопроекта в силу составит около 21,77 млн. руб. ежегодно (из расчета средней суммы уплаченного НДС за оказание образовательных услуг коммерческих научных организаций за последние 3 года, млн. руб.: 19,23 (за 2018 г.) + 12,60 (за 2019 г.) + 33,50 (за 2020 г.) / 3 года = 21,77).
Стоит отметить, что освобождение от уплаты земельного налога имеют только 23 из 43 ГНЦ РФ. Все они территориально расположены в г. Москве, где в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 3.1. Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" организации освобождаются от уплаты земельного налога, которым в установленном порядке присвоен статус ГНЦ РФ.
В настоящее время преференция от уплаты земельного налога отсутствует в следующих субъектах Российской Федерации, в которых располагаются земельные участки у ГНЦ РФ, закрепленные за ними на соответствующих вещных правах и используемые ими в целях научной и (или) научно-технической деятельности:
|
Субъект Российской Федерации |
Совокупный земельный налог за 2020 г. (млн. руб.) |
1 |
Московская область |
90,74 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
20,29 |
3 |
Ленинградская область |
17,96 |
4 |
Пермский край |
13,84 |
5 |
Калужская область |
13,72 |
6 |
Краснодарский край |
13,30 |
7 |
Ульяновская область |
8,65 |
8 |
Приморский край |
6,94 |
9 |
Новосибирская область |
5,05 |
10 |
Республика Татарстан |
2,50 |
11 |
Свердловская область |
2,48 |
12 |
Саратовская область |
0,88 |
13 |
Республика Крым |
0,50 |
14 |
Тверская область |
0,42 |
15 |
г. Севастополь |
0,34 |
16 |
Республика Адыгея |
0,34 |
17 |
Астраханская область |
0,24 |
18 |
Тамбовская область |
0,13 |
19 |
Красноярский край |
0,10 |
20 |
Мурманская область |
0,10 |
21 |
Волгоградская область |
0,07 |
22 |
Астраханская область |
0,01 |
Итого 23 субъекта Российской Федерации: |
198,57 |
Таким образом, прогнозируемая сумма налоговых льгот от уплаты земельного налога с учетом предлагаемого изменения в статью 395 части второй НК РФ, предусматривающего освобождение ГНЦ РФ от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в целях научной и (или) научно-технической деятельности, составит 198,57 млн. руб. ежегодно (в размере совокупного земельного налога за 2020 г.).
Указанные ГНЦ РФ и их структурные подразделения в большинстве указанных субъектов Российской Федерации являются градообразующими и в значительной степени влияющими на социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Таким образом, сложилась ситуация, что у 29 (67%) и у 20 (46,5 %) из 43 ГНЦ РФ отсутствуют преференции в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость за оказание образовательных услуг и от уплаты земельного налога соответственно, что приводит к неравным мерам государственной поддержки, при том, что все ГНЦ РФ наделены едиными функциями в рамках осуществления своей деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения в НК РФ позволят:
- создать равные конкурентные условия деятельности каждого ГНЦ РФ;
- увеличить объем финансирования ГНЦ РФ на проведение научных исследований и экспериментальных разработок, предусмотренных приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, обновление материально-технической базы, научно-исследовательского оборудования, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с высокой степенью коммерческой востребованности результатов за счет собственных средств, а также увеличить долю подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура) и подготовки молодых специалистов (студенты, практиканты) по приоритетным научно-технологическим направлениям Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте не затрагиваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Данные 2019 г. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования. Высшее образование. https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed.
*(2) Данные 2019 г. Основные показатели деятельности аспирантуры и докторантуры. // Официальная статистика. Население. Образование. - Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13398.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.