Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
(подготовлен Ростехнадзором 01.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 3, 11 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", пункта 5 части 2 статьи 24 указанного закона, а также пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Новака от 17 февраля 2021 г. N АН-П51-1929.
Целью законопроекта является регламентация порядка проведения маркшейдерских и геологических работ при выполнении работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 5 части 2 статьи 24 Закона Российской Федерации "О недрах" основным требованием по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является: проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. Пунктами 3 и 11 части 2 статьи 22 указанного закона обязанностями пользователя недр являются: ведение геологической, маркшейдерской и иной документации и обеспечение её сохранности.
Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляемых лицензирование конкретных видов деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", Ростехнадзор осуществляет лицензирование производства маркшейдерских работ.
Порядок лицензирования производства маркшейдерских работ определён Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467 "О лицензировании производства маркшейдерских работ" (далее - Положение N 1467).
Согласно подпункту "д" пункта 5 Положения N 1467, производство маркшейдерских работ осуществляется в соответствии с требованиями по проведению маркшейдерских работ.
Согласно пункту 2 статьи 8.10 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ предусмотрена мера административного воздействия в виде штрафа.
Законодательство Российской Федерации не содержит положений, согласно которым установлен федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на утверждение требований к производству маркшейдерских работ, организации маркшейдерских наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ, связанных с пользованием недрами, и прогнозирования опасных ситуаций, ведению маркшейдерской документации при пользовании недрами, составу и содержанию проектной документации на производство маркшейдерских работ и порядку ее согласования.
Отсутствие законодательного урегулирования в указанной области привело к правовому пробелу в вопросах маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ.
Требования по производству маркшейдерских работ содержались в Инструкции по производству маркшейдерских работ, утверждённой приказом Госгортехнадзора России от 6 июня 2003 N 73, которая, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N 1192 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.", утратила силу.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", согласно которым требования к проведению геологических работ при разработке месторождений, производству маркшейдерских работ устанавливаются органом государственного горного надзора.
В целях снижения риска возникновения негативных факторов, оказывающих влияние на безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, законопроектом предусмотрено, что при проведении маркшейдерских работ должна обеспечиваться правильность осуществляемых пространственных измерений и определений параметров горных разработок и подземных сооружений, положений участков строительства и эксплуатации подземных и наземных сооружений, границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ с применением взрывчатых материалов промышленного назначения, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок, деформации зданий и сооружений, сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, границ разноса бортов карьеров и разрезов в соответствии с методиками (методами) измерений и установленными показателями точности измерений.
В соответствии с положениями законопроекта, требования к проведению маркшейдерских работ распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на производство маркшейдерских работ.
Законопроект не устанавливает требований к техническим устройствам, применяемым при проведении геологических и маркшейдерских работ.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В целом реализация положений законопроекта позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия в правовом регулировании отношений, связанных с обеспечением безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, исключить избыточные требования в области недропользования и будет способствовать совершенствованию механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите жизненно важных интересов личности и общества от техногенных аварий.
Принятие законопроекта и его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
_________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.