Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 01.04.2021 г.)
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 , ст. 3), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 52, ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, 3 11, ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18, ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439, N 44, ст. 6029, N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388, N 12, ст. 1322, N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386, N 38, ст. 4821, N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286, N 18, ст. 2177, N 30, ст. 4311, ст. 4325, N 37, ст. 4974, N 42, ст. 5736, N 43, ст. 5901, N 43, ст. 5926; 2015, N 2, ст. 491, N 16, ст. 2394, N 17, ст. 2571, N 20, ст. 2925, N 38, ст. 5300, N 47, ст. 6605, N 49, ст. 6976; 2016, N 1, ст. 242, N 2, ст. 325, N 7, ст. 996, N 7, ст. 997, N 16, ст. 2229, N 28, ст. 4741, N 37, ст. 5497, N 40, ст. 5752, N 42, ст. 5929; 2017, N 10, ст. 1485, N 37, ст. 5539, N 42, ст. 6166, N 43, ст. 6327, N 52, ст. 8161; 2018, N 24, ст. 3533, N 52, ст. 8275; 2019, N 1, ст. 10, N 12, ст. 1310, N 47, ст.6669; 2020, N 8, ст.1031, N14, ст.2098, N 21, ст. 3255, N 45, ст. 7129, N 48, ст. 1923) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации".
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
Утверждено
Приказом Минтранса России
от ________202___ г. N ____
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации) в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие свидетельства, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации, предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа (далее - члены экипажа).
3. Нормы настоящего Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.
Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее - представители работников).
4. Член летного экипажа обязан отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в РПП.
II. Рабочее время
5. Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
В рабочем времени учетного периода время послеполетных работ, входящих в состав полетной смены, может учитываться в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.
Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом 7 настоящего Положения.
7. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 настоящего Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представителей работников.
Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.
8. Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия члена экипажа в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - транспортные полеты), и полетов при выполнении авиационных работ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39 настоящего Положения), 20 часов в месяц и 120 часов в год.
При этом продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленную пунктами 16, 17 и 41 настоящего Положения. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
III. Полетная смена
9. Период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:
а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);
б) полетное время, которое исчисляется:
для воздушных судов - общее время от момента начала движения воздушного судна с целью выполнения полета (буксировка, выталкивание, запуск двигателей (двигателя)),до момента его полной остановки по окончании полета;
для вертолетов - с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов"; (далее - полетное время);
в) время регламентированного технологического перерыва;
г) время кратковременных перерывов;
д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП, может учитываться в рабочем времени учетного периода в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.".
е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);
ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.
10. Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету.
По согласованию с выборным органом профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и (или) кабинных экипажей, продолжительность времени послеполетных работ может не включаться в продолжительность полетной смены и учитывается в рабочем времени учетного периода.".
IV. Полетное время
11. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год.
12. Продолжительность полетного времени, установленная пунктом 11 настоящего Положения, с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год.
V. Время работы на земле между полетными сменами
13. Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.
14. Время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает:
а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов;
б) время дежурства и пребывания в резерве;
в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном пунктом 27 настоящего Положения;
г) время погрузки и выгрузки воздушных судов;
д) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.
Время начала и окончания работы на земле, указанной в подпунктах "а" и "д", устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
VI. Продолжительность полетной смены минимального состава
экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации,
при выполнении транспортных полетов
15. Продолжительность полетной смены минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна, устанавливается работодателем в зависимости от базового времени явки на вылет и количества посадок, запланированных заданием на полет.
При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее - базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится во внебазовом аэропорту 48 часов и более.
16. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложениях N 1 - 3 Положения. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
17. По согласованию с выборным органом профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и (или) кабинных экипажей максимально допустимая продолжительность полетной смены члена кабинного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) указанных в приложении N 1 Положения, может превышать полетную смену летного экипажа на разницу во времени явки летного и кабинного экипажа на предполетную подготовку, но не более 30 минут. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
VII. Продолжительность полетной смены
увеличенного состава экипажа при выполнении
транспортных полетов
18. В том случае, если плановая продолжительность полетной смены превышает максимально допустимую, установленную пунктами 16, 17 настоящего Положения, для выполнения функций члена экипажа в полете на время регламентированного технологического перерыва вводятся дополнительные члены экипажа (далее - увеличенный состав экипажа).
19. Продолжительность полетной смены увеличенного состава летного экипажа устанавливается работодателем в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа и количества посадок, запланированных заданием на полет.
20. Максимально допустимая продолжительность полетной смены увеличенным составом летного экипажа в течение 24 часов не может превышать значений, указанных в приложении N 4 Положения. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
21. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от:
а) продолжительности полетной смены и количества посадок;
б) типа воздушного судна;
в) видов обслуживания пассажиров по классам, предусмотренным в полете (первый, бизнес-класс, экономический).
22. Выполнение полетов увеличенным составом экипажа может осуществляться только при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового воздушного судна специальными местами, оборудованными креслами или спальными местами с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию, при этом, с учетом конструктивных особенностей конкретного воздушного судна, кресла или спальные места в салоне пассажирского воздушного судна должны быть изолированы от пассажиров.
23. Время регламентированного технологического перерыва включается во время полетной смены в полном размере.
VIII. Рабочее время при дежурстве и нахождении в резерве
24. В период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.
25. Член экипажа может быть назначен в резерв не более четырех раз в календарный месяц. Продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов.
26. Время пребывания на дежурстве и в резерве в специально отведенном для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, в месте жительства - в размере не менее 25 процентов.
В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени учетного периода, но не включается в продолжительность полетной смены.
IX. Время работы на земле при ожидании вылета
во внебазовом аэропорту между полетными сменами
и при задержке вылета
27. Время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
28. Время задержки вылета исчисляется от времени вылета, установленного заданием на полет, до фактического времени вылета.
X. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха
при выполнении полетной смены, разделенной на части
при выполнении транспортных полетов
29. При выполнении полетов минимальным составом экипажа члену экипажа с его согласия полетная смена может быть разделена на две части.
Время перерыва между двумя частями полетной смены в рабочее время не включается.
Разделение полетной смены на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.
30. При разделении полетной смены на части допускается разделение не более двух полетных смен в течение учетного периода рабочего времени и не более двух полетных смен подряд.
31. Общая продолжительность полетной смены, разделенной на части,не должна превышать продолжительности полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения.
32. Разделение полетной смены на части при выполнении полетов увеличенным составом экипажа не допускается.
33. После выполнения двух полетных смен, разделенных на части, подряд члену экипажа в базовом аэропорту предоставляется отдых не менее 48 часов.
XI. Продолжительность рабочего времени
при перемещении члена экипажа в качестве пассажира
34. Время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время с момента явки к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до момента прибытия к месту назначения (размещения на отдых).
35. Время, затраченное на перемещение члена экипажа (с учетом времени явки) в качестве пассажира на воздушном судне к месту исполнения служебных обязанностей, полностью входит в полетную смену, когда это время непосредственно предшествует времени полетной смены без предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55 - 59 настоящего Положения. При этом, если указанной продолжительности полетной смены, установленной пунктами 16, 17 настоящего Положения, недостаточно для выполнения задания на полет, то продолжительность полетной смены может быть увеличена не более чем на два часа.".
XII. Продолжительность рабочего времени
при выполнении учебных и (или) тренировочных полетов
36. При выполнении учебных и (или) тренировочных полетов устанавливаются следующие ограничения по продолжительности полетной смены, полетному времени и количеству заходов на посадку:
а) продолжительность полетной смены не может превышать 10 часов;
б) полетное время в полетной смене не может превышать 6 часов;
в) количество заходов на посадку не может превышать 25;
г) количество заходов на посадку для воздушного судна четвертого класса и вертолетов всех классов не может превышать 40.
XIII. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха
при перегонке воздушного судна с неисправностями
37. При перегонке воздушных судов с неисправностями, при которых не разрешается перевозка пассажиров и груза, продолжительность полетной смены члена экипажа не может превышать 12 часов.
38. Отдых между полетными сменами члена экипажа при перегонке воздушного судна с неисправностями должен составлять не менее 10 часов, а после перегонки в базовом аэропорту - не менее 42 часов.
XIV. Рабочее время и время отдыха членов экипажа
при непредвиденных обстоятельствах
39. При непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и других случаях, не предусмотренных заданием на полет, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены для завершения задания на полет в следующих размерах:
1) на два часа при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа;
2) на три часа при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа.
Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.
40. В том случае, если командиром воздушного судна не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены или использование этого права не позволяет продолжить полет, командир воздушного судна может принять решение о завершении полетной смены и предоставлении ежедневного отдыха членам экипажа с предоставлением условий для отдыха. При этом продолжительность ежедневного отдыха, установленная пунктом 59 настоящего Положения, может быть уменьшена, но не менее чем до 10 часов с соответствующим увеличением ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены.
XV. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей при выполнении авиационных работ на всех типах воздушных судов и коммерческих воздушных перевозок на вертолетах.
41. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа не может превышать:
при выполнении авиационных работ на всех типах воздушных судов и коммерческих воздушных перевозок на вертолетах - 12 часов. При выполнении полетной смены, 50 процентов и более продолжительности которой приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00 - 11 часов.
При выполнении авиационно-химических работ - 10 часов (при внесении минеральных удобрений - 12 часов).
42. При перегонке воздушного судна в ремонт, из ремонта на оперативную точку, с оперативной точки на базу продолжительность полетной смены не может превышать 12 часов.
43. На члена летного экипажа при выполнении авиационных работ, включая авиационно-химические, распространяются нормы полетного времени, установленные пунктами 11, 12 настоящего Положения.
При этом при выполнении отдельных видов авиационных работ максимально допустимая продолжительность полетного времени не может превышать:
а) при авиационно-химических работах с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных) - четырех часов;
б) при авиационных работах по монтажу и демонтажу линий электропередач - четырех часов;
в) при выполнении авиационных работ, связанных со строительными, монтажными и погрузочно-разгрузочными работами - пяти часов;
г) при аэросъемочных работах с посадками на лед - пяти часов;
д) при выполнении авиационных работ, связанных с перевозкой грузов на внешней подвеске - шести часов;
е) при аэровизуальных полетах, связанных с обездвиживанием и отстрелом животных - шести часов;
ж) при выполнении аэровизуальных полетов, связанных с поисковыми, аварийно-спасательных работами, радиационной разведки местности, полетами на морские (плавучие) буровые установки - семи часов.
Для завершения полетной смены с грузом на внешней подвеске допускается увеличение полетного времени на один час.
44. Член экипажа может выполнить в течение одной полетной смены два разных вида работ, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 43 настоящего Положения.
При этом максимально допустимая суммарная продолжительность полетного времени определяется пропорционально по видам работ в пределах норм, установленных пунктом 41 настоящего Положения.
45. Для члена летного экипажа при выполнении авиационно-химических работ устанавливается следующее предельное количество посадок в течение полетной смены:
а) на воздушном судне - 45 посадок;
б) на вертолете - 55 посадок.
46. Продолжительность непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении авиационных работ не может превышать 15 последовательных календарных дней, при выполнении авиационно-химических работ - 30 последовательных календарных дней.
47. Если сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышают нормы, установленные пунктом 46 настоящего Положения, то повторное направление члена экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через семь календарных дней нахождения в месте постоянной работы.
48. При выполнении авиационно-химических работ члену экипажа с его согласия полетная смена может быть разделена на части с продолжительностью перерыва между двумя частями не менее двух часов.
Время перерыва между двумя частями полетной смены в рабочее время не включается.
Разделение полетной смены на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представителей работников.
Общая продолжительность полетной смены, разделенной на части, не должна превышать продолжительности полетной смены, установленной пунктом 41 настоящего Положения.
49. При выполнении авиационно-химических работ члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:
а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;
б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.
50. Члену летного экипажа предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных шести календарных дней в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов.
XVI. Время прохождения
обязательного медицинского освидетельствования
51. Работодатель обеспечивает предоставление следующих периодов времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров (по предписанию врача):
а) квартальные и полугодовые медицинские осмотры - два календарных дня;
б) медицинское освидетельствование - четыре календарных дня.
XVII. Время отдыха
52. Отдыху члену экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
53. Членам экипажа предоставляются следующие виды отдыха:
а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами);
б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни);
в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).
XVIII. Отдых ежедневный
54. Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.
55. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:
а) продолжительности времени завершенной полетной смены;
б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;
в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.
56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.
58. Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут,то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.
59. По согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 5 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 56, 58 настоящего Положения.
60. В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22.00 до 06.00) работодатель предоставляет членам экипажа условия для отдыха или организует доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта к месту проживания.
XIX. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)
61. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило,в месте постоянного проживания и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.
62. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.
63. Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00.
XX. Требования к планированию и учету рабочего времени
и времени отдыха
64. При сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.
Графики работы составляются работодателем с учетом мнения представителей работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее чем за пять дней до введения их в действие.
65. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ.
66. Работодатель обязан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха членов экипажа.
Продолжительность полетной смены, полетного времени, рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ членов экипажа регистрируется в задании на полет и в автоматизированной системе, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей.
Суммированное полетное время за учетные периоды регистрируется в летных книжках членов летного экипажа.
При отсутствии автоматизированной системы, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей, ведение учета рабочего времени и времени отдыха членов экипажей осуществляется в следующем порядке:
1) полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов летного экипажа;
2) продолжительность полетной смены регистрируется в задании на полет;
3) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в табеле учета рабочего времени.
Приложение N 1
к Положению
Максимальная продолжительность полетных смен членов экипажей воздушных судов с двумя пилотами в составе летного экипажа (в часах и минутах)
Время явки для выполнения полетной смены |
Количество посадок воздушного судна |
||||||||
1-2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
06.00-13.29 |
12.00 |
11.45 |
11.30 |
11.15 |
11.00 |
10.30 |
10.00 |
09.30 |
09.00 |
13.30-13.59 |
12.00 |
11.35 |
11.20. |
11.05 |
10.45 |
10.15 |
09.45 |
09.15 |
09.00 |
14.00-14.29 |
12.00 |
11.25 |
11.15 |
10.55 |
10.30 |
10.00 |
09.30 |
09.00 |
09.00 |
14.30-14.59 |
12.00 |
11.20 |
11.10 |
10.45 |
10.15 |
09.45 |
09.15 |
09.00 |
09.00 |
15.00-15.29 |
12.00 |
11.15 |
11.00 |
10.30 |
10.00 |
09.30 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
15.30-15.59 |
11.45 |
11.00 |
10.45 |
10.15 |
09.45 |
09.15 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
16.00-16.29 |
11.30 |
10.50 |
10.30 |
10.00 |
09.30 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
16.30-16.59 |
11.15 |
10.40 |
10.15 |
09.45 |
09.15 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
17.00-04.59 |
11.00 |
10.30 |
10.00 |
09.30 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
09.00 |
05.00-05.29 |
11.20 |
10.55 |
10.30 |
10.05 |
09.40 |
09.30 |
09.20 |
09.10 |
09.00 |
05.30-05.59 |
11.40 |
11.20 |
11.00 |
10.40 |
10.20 |
10.00 |
09.40 |
09.20 |
09.00 |
Приложение N 2
к Положению
Максимальная продолжительность полетных смен членов экипажей легких воздушных судов с двумя пилотами в составе летного экипажа (в часах и минутах)
Время явки для выполнения полетной смены |
Количество посадок воздушного судна |
||
1-4 |
5-9 |
10 и более |
|
06.00-15.29 |
12.00 |
11.00 |
10.00 |
15.30-16.59 |
11.00 |
10.00 |
09.00 |
17.00-04.59 |
10.00 |
09.00 |
08.00 |
05.00-05.59 |
11.00 |
10.00 |
09.00 |
Приложение N 3
к Положению
Максимальная продолжительность полетных смен членов экипажей легких воздушных судов с одним пилотом в составе летного экипажа (в часах и минутах)
Время явки для выполнения полетной смены |
Количество посадок воздушного судна |
||
1-4 |
5-6 |
7 и более |
|
06.00-15.29 |
10.00 |
09.00 |
08.00 |
15.30-16.59 |
09.00 |
08.00 |
07.00 |
17.00-04.59 |
08.00 |
07.00 |
07.00 |
05.00-05.59 |
09.00 |
08.00 |
07.00 |
Приложение N 4
к Положению
Продолжительность полетных смен увеличенного состава летного экипажа при выполнении транспортных полетов (в часах и минутах)
Численность членов минимального состава летного экипажа |
Численность членов дополнительного состава летного экипажа |
Численность членов увеличенного состава летного экипажа |
Количество посадок воздушного судна/максимальная продолжительность полетной смены |
|
1-2 |
3 и более |
|||
2 |
1 |
3 |
13.30 |
12.30 |
2 |
2 |
4* |
16.00 |
14.00 |
3 |
1 |
4 |
14.00 |
12.00 |
3 |
2 |
5 |
15.00 |
13.00 |
3 |
3 |
6* |
16.00 |
14.00 |
4 |
2 |
6 |
14.00 |
13.00 |
4 |
3 |
7 |
15.00 |
13.30 |
4 |
4 |
8* |
16.00 |
14.00 |
5 |
2 (1-пилот) |
7* |
14.00 |
12.30 |
5 |
3 |
8 |
15.00 |
13.00 |
5 |
4 (2-пилота) |
9* |
15.30 |
13.30 |
5 |
5 |
10* |
16.00 |
14.00 |
6 |
2 (1-пилот) |
8* |
14.00 |
12.30 |
6 |
3 |
9 |
14.30 |
13.00 |
6 |
4 (2-пилота) |
10* |
15.00 |
13.30 |
6 |
5 |
11 |
15.00 |
14.00 |
6 |
6 |
12* |
16.00 |
15.00 |
* Продолжительность полетных смен может быть дополнительно увеличена на четыре часа на грузовых воздушных судах (или пассажирских воздушных судах. переоборудованных под грузовые перевозки), имеющих специально оборудованные спальные места для отдыха членов летного экипажа.
Приложение N 5
к Положению
Минимальная продолжительность ежедневного времени отдыха членов экипажа
Продолжительность завершенной полетной смены (час) |
В базовом аэропорту (час) |
Во внебазовом аэропорту (час) |
До 12 часов (включительно) |
Не менее 12 |
Не менее 10 |
До 14 часов (включительно) |
Не менее 14 |
Не менее 12 |
Более 14 часов |
Не менее 18 |
Не менее 16 |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.