Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части оптимизации процесса установления и выплаты дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, а также в части оптимизации взаимодействия государственных и муниципальных архивов с территориальными органами ПФР по обмену информацией, необходимой для установления пенсий и иных социальных выплат)"
(подготовлен Минтрудом России 02.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части оптимизации процесса установления и выплаты дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, а также в части оптимизации взаимодействия государственных и муниципальных архивов с территориальными органами ПФР по обмену информацией, необходимой для установления пенсий и иных социальных выплат)" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение пункта 1.9 Плана совершенствования деятельности ПФР, ФСС, учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России, за счет внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 30 апреля 2020 г. N 3828п-П12, и направлен на оптимизацию процесса установления и выплаты дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей) в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон N 84-ФЗ), а также на оптимизацию взаимодействия государственных и муниципальных архивов с территориальными органами ПФР по обмену информацией в электронном виде, необходимой для установления пенсий и иных социальных выплат.
1. Проект федерального закона предусматривает сокращение перечня документов, необходимых для установления дополнительного социального обеспечения, а также обеспечение возможности подтверждения сведений о стаже и заработке, учитываемых при его установлении, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В этой связи проектом федерального закона вносятся следующие изменения.
1.1. Статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) дополнена положением о представлении страхователями, которые используют труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и страхователями, которые относятся к организациям угольной промышленности, имеющими рабочие места, занятость на которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведений, указанных в подпунктах 1 - 11 настоящего пункта, а также сведений о периодах работы, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии, и сумме заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной доплаты к пенсии. Формы и форматы таких сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
1.2. Статья 1 Федерального закона N 155-ФЗ и Федерального закона N 84-ФЗ дополнена положениями о подтверждении периодов работы, засчитываемой в выслугу лет для установления доплаты к пенсии, имевшие место до 1 января 2023 года, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями, использующими труд членов летных экипажей (далее - плательщики взносов), и организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов), а после 1 января 2023 года - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
1.3. Статья 2 Федерального закона N 155-ФЗ и статья 3 Федерального закона N 84-ФЗ дополнены положениями о подтверждении среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, и работника организации угольной промышленности, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии, за периоды работы, осуществлявшейся до 1 января 2023 года, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, а также плательщиками взносов, после 1 января 2023 года - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
2. Сведения о периодах работы, включаемой в стаж для установления доплаты к пенсии, и о заработке, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии, предоставляются плательщиками взносов ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, в соответствии с порядком, установленным статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ (проектируемые положения части первой статьи 32 Федерального закона N 155-ФЗ и части первой статьи 42 Федерального закона N 84-ФЗ). При этом указанные сведения о лице, обратившемся с заявлением о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера, плательщики взносов представляют в течение трех календарных дней со дня поступления плательщику взносов запроса территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации либо обращения указанного лица к плательщику взносов (проектируемые положения части второй статьи 32 Федерального закона N 155-ФЗ и части второй статьи 42 Федерального закона N 84-ФЗ).
Предоставление сведений страхователями персонифицированных данных позволит отражать ПФР соответствующие сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц для правильного учета их пенсионных прав, а также сократить сроки и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Проектом федерального закона закрепляется обязанность за плательщиками взносов по предоставлению в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии, и заработке, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии, за периоды до 1 января 2023 года в отношении граждан из числа членов летных экипажей и работников организации угольной промышленности, которые не являются (не являлись) получателями доплаты к пенсии. Такие сведения работодатели должны будут сдать в ПФР до 1 июля 2025 года (проектируемые положения части третьей статьи 32 Федерального закона N 155-ФЗ и части третьей статьи 42 Федерального закона N 84-ФЗ).
Формы и форматы сведений, указанных в проектируемых частях первой и второй статьи 32 Федерального закона N 155-ФЗ и частях 1 и 2 статьи 42 Федерального закона N 84-ФЗ, порядок их заполнения плательщиками взносов, определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
С учетом внедрения и стремительного развития цифровых технологий в социальной сфере, целью которых является предоставление государственных услуг гражданам в электронной форме, проектируемые изменения Федерального закона N 155-ФЗ и Федерального закона N 84-ФЗ направлены на сокращение объема документов, необходимых для установления и выплаты дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, предоставляемых как гражданами так и плательщиками взносов. Это позволит снизить административные издержки указанных работодателей в части предоставления документов, необходимых для установления доплаты к пенсии, которые в настоящее время предоставляются ими практически в каждом случае при рассмотрении заявления об установлении доплаты к пенсии, а для граждан - создать более удобные условия реализации права на доплату к пенсии, исключая необходимость посещения ими территориального органа ПФР в случае необходимости предоставления правоустанавливающих документов для доплаты к пенсии.
3. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 26 "Использование архивных документов" Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" положениями, в соответствии с которыми организация информационного взаимодействия государственных и муниципальных архивов с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в целях получения необходимых оцифрованных сведений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, будет осуществляться в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерацией федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО) посредством создания кабинета для архивных учреждений.
Для осуществления такого взаимодействия со стороны архивных учреждений требуется наличие интернет - ресурса и электронной цифровой подписи руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) поставщиками информации в ЕГИССО являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Состав информации, размещаемой в ЕГИССО поставщикам информации, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (далее - Постановление N 181).
Государственные и муниципальные архивы не являются поставщиками информации в ЕГИССО.
В этой связи для реализации проектируемых положений вносятся изменения в статью 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ, согласно которым государственные и муниципальные архивы, не являясь поставщиками информации ЕГИССО, будут иметь полномочия поставщиков информации в части передачи Пенсионному фонду Российской Федерации архивных документов о стаже и заработке граждан, необходимых для установления пенсий. Порядок передачи, а также атрибутивный состав и формат передаваемых сведений утверждается Правительством Российской Федерации.
С учетом того, что принятие проектируемых положений в части организации информационного взаимодействия между архивными учреждениями и территориальными органами ПФР потребует доработки ЕГИССО в целях обеспечения передачи соответствующей информации - срок вступления статьи 2 и статьи 4 проекта федерального закона определен 1 июля 2023 года.
В соответствии с пенсионным законодательством*(1) для установления пенсии необходимы все юридически значимые обстоятельства, которые должны быть подтверждены соответствующими документами, к которым в том числе отнесены архивные документы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" архивные документы относятся к документам, обязанность по представлению которых возложена на гражданина. С целью сокращения обращений граждан в архивные организации и в этой связи уменьшения количества проверок архивных документов, представленных гражданами в территориальные органы ПФР лично, территориальные органы ПФР оказывают содействие гражданам в получении документов во всех случаях, когда для этого имеются основания, путем направления запроса в архивную организацию (в том числе в электронной форме).
В настоящее время обмен информацией между территориальными органами ПФР и архивными учреждениями в целях установления пенсий и иных социальных выплат осуществляется в большинстве случаев на бумажных носителях путем направления запроса в государственный (муниципальный) орган, располагающий необходимыми сведениями, по месту нахождения организации, в которой осуществлялась (осуществляется) трудовая деятельность гражданина.
С учетом проектируемых изменений взаимодействие территориальных органов ПФР по истребованию документов, необходимых для установления пенсии, будет осуществляться непосредственно с государственными и муниципальными архивами, что позволит значительно сократить сроки предоставления сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий; проведения заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию; проведения проверок документов, представленных для установления и выплаты пенсий, в том числе для досрочного назначения пенсий.
Кроме того, вносимые изменения предусматривают предоставление соответствующих сведений в виде формализованных документов, что исключает административные издержки, снижает трудоемкость предоставления данных сведений как со стороны государственных и муниципальных архивов, так и со стороны территориальных органов ПФР.
Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015; Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н; перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н; Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.