Проект Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.04.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области
Статья 1. Общие положения
1. В целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения провести на территории субъекта Российской Федерации - Сахалинской области (далее - участник эксперимента) - эксперимент по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов (далее - эксперимент).
2. Эксперимент проводится с 1 января 2022 года до 31 декабря 2026 года включительно.
Статья 2. Основные понятия, используемые
в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) парниковые газы - газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение и находятся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
2) антропогенные выбросы парниковых газов (далее - выбросы парниковых газов) - парниковые газы, образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени;
3) поглощение парниковых газов - процесс или вид деятельности,в результате которых происходит изъятие из атмосферы парниковых газов и (или) аккумулирование углерода;
4) кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее - кадастр парниковых газов) - систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов и поглощений парниковых газов с указанием их массы (далее - инвентаризация), основанное на официальной статистической информации по территории участника эксперимента;
5) регулируемые организации - юридические лица, хозяйственная и иная деятельность которых осуществляется на территории участника эксперимента и сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых определяется в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
6) реестр выбросов парниковых газов - информационный ресурс, содержащий систематизированные отчеты регулируемых организаций о выбросах парниковых газов;
7) климатический проект - комплекс мероприятий, реализуемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - исполнитель климатического проекта), в результате которого обеспечивается сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем;
8) квота - публично-правовой норматив, устанавливаемый для регулируемой организации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, который определяет предельную допустимую массу выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности этой организации;
9) углеродная единица - верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа;
10) единица выполнения квоты - верифицированный результат выполнения (непревышения) установленной квоты, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа;
11) владелец единиц - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым принадлежат углеродные единицы и (или) единицы выполнения квоты;
12) реестр углеродных единиц - информационный ресурс, в котором регистрируются климатические проекты, ведется учет углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
13) оператор - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;
14) счет в реестре углеродных единиц - запись, содержащаяся в реестре углеродных единиц, которая используется для учета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты;
15) счет изъятия из обращения - специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты;
16) обращение единиц - совокупность операций, совершаемых при передаче углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты;
17) участник обращения единиц - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие счет в реестре углеродных единиц;
18) операции с единицами - действия с углеродными единицами и (или) единицами выполнения квоты, регистрируемые в реестре углеродных единиц;
19) зачет единиц - аннулирование углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты путем списания их со счета владельца единиц и зачисления на счет изъятия из обращения;
20) верификация - процедура проверки и подтверждения независимой экспертной организацией правильности сведений и утверждений о массе выбросов и поглощений парниковых газов или ее изменении, в том числе в результате реализации климатического проекта или выполнения квоты, проводимая в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона;
21) программа реализации эксперимента - документ, определяющий задачи органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации -участника эксперимента, задачи регулируемых организаций и установленные для этих организаций квоты;
22) углеродная нейтральность - состояние, при котором масса выбросов парниковых газов равна массе их поглощения за календарный год;
23) углеродоемкость - масса выбросов парниковых газов, образуемых при производстве регулируемой организацией единицы продукции или энергии;
24) координатор эксперимента - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации;
25) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, определяемый высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, уполномоченного на реализацию эксперимента на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Цель, задачи и принципы реализации эксперимента
1. Целью проведения эксперимента является достижение на территории участника эксперимента углеродной нейтральности.
2. Задачами эксперимента являются:
1) стимулирование внедрения технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения;
2) формирование системы независимой верификации сведений и утверждений о выбросах и поглощении парниковых газов;
3) создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
3. Принципы реализации эксперимента включают:
1) приоритет устойчивого социально-экономического развития участников эксперимента с низким уровнем выбросов парниковых газов;
2) прозрачность и проверяемость сведений и утверждений о выбросах и поглощении парниковых газов;
3) открытость и отсутствие двойного зачета углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
4) возможность регулируемых организаций формировать предложения по установлению квот;
5) дифференцированный учет показателей углеродоемкости регулируемых организаций при установлении квот.
6) соответствие международным стандартам.
Статья 4. Методы специального регулирования
выбросов и поглощения парниковых газов
В рамках эксперимента используются следующие методы специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов:
1) инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов;
2) квотирование выбросов парниковых газов;
3) обязательная отчетность регулируемых организаций (далее - углеродная отчетность);
4) верификация углеродной отчетности;
5) реализация климатических проектов;
6) обращение и зачет углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
7) специальные экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов;
8) особенности, устанавливаемые при регулировании государственных закупок товаров, работ, услуг.
Статья 5. Регулируемые организации
1. Отнесение юридических лиц к регулируемым организациям осуществляется высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента ежегодно на основании критериев хозяйственной и иной деятельности этих юридических лиц, осуществляемой на территории участника эксперимента, которая сопровождается выбросами парниковых газов, эквивалентных 50 тысячам тонн углекислого газа в год и более за период до 2024 года и 20 тысячам тонн углекислого газа в год и более, начиная с 2024 года. Порядок такого отнесения устанавливается координатором эксперимента.
2. Указанные в части первой настоящей статьи критерии хозяйственной и иной деятельности подлежат согласованию с координатором эксперимента.
Статья 6. Инвентаризация выбросов и поглощений
парниковых газов
1. Инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента осуществляется уполномоченным органом в соответствии с методическими указаниями, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
2. Результаты инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов включаются уполномоченным органом в кадастр парниковых газов. Кадастр парниковых газов подлежит проверке и согласованию с федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации для ведения национального кадастра парниковых газов, подготавливаемого в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
3. Кадастр парниковых газов утверждается высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента.
4. Для оценки поглощения парниковых газов в рамках эксперимента могут использоваться средства измерений и данные дистанционного зондирования Земли, а также результаты, получаемые на тестовых полигонах, создаваемых для отработки инструментальных методов контроля парниковых газов и уточнения расчетных методик.
Привлечение инвестиций для проведения работ по оценке поглощения парниковых газов в рамках эксперимента осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Квотирование выбросов парниковых газов
1. Для достижения цели эксперимента высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента утверждает по согласованию с координатором эксперимента программу реализации эксперимента. Программа реализации эксперимента определяет комплекс мер по социально-экономическому развитию с низким уровнем выбросов парниковых газов и ожидаемый срок достижения участником эксперимента углеродной нейтральности.
Мониторинг выполнения программы реализации эксперимента осуществляется уполномоченным органом на основании углеродной отчетности, формируемой в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Отчет о результатах мониторинга программы реализации эксперимента уполномоченный орган представляет в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, высшему органу государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента и координатору эксперимента. Форма указанного отчета и порядок его предоставления определяется координатором эксперимента.
По результатам выполнения программы реализации эксперимента координатор эксперимента в течение трех месяцев после окончания срока этой программы представляет доклад в Правительство Российской Федерации.
2. Размер квоты определяется на основании методики, утверждаемой координатором эксперимента, и учитывает результаты общественного обсуждения проекта программы реализации эксперимента с регулируемыми организациями, проводимых уполномоченным органом. Методические рекомендации по организации указанного общественного обсуждения утверждает координатор эксперимента.
Для определения квоты используются верифицированные данные о выбросах парниковых газов регулируемой организации за 2021 год. Квота устанавливается на каждый год и на весь срок проведения эксперимента.
При установлении квоты учитывается баланс выбросов и поглощения парниковых газов на территории участника эксперимента в 2021 году, установленный в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в кадастре парниковых газов, а также необходимый для достижения цели эксперимента темп сокращения выбросов парниковых газов, дифференцированный с учетом особенностей отраслей экономики.
3. Уполномоченный орган представляет высшему органу государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента проект программы реализации эксперимента с приложением результатов проведенных консультаций и предложений по установлению квот, согласованных с координатором эксперимента.
4. Для выполнения установленной квоты регулируемые организации вправе использовать принадлежащие им углеродные единицы и единицы выполнения квоты (при условии зачета таких единиц в реестре углеродных единиц). Информация о зачете углеродных единиц и единиц выполнения квоты подтверждается оператором реестра углеродных единиц и отражается регулируемой организацией в углеродной отчетности.
5. Оценка выполнения регулируемой организацией квоты осуществляется уполномоченным органом на основании данных о выбросах парниковых газов в углеродной отчетности, представляемой в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
6. За невыполнение (превышение) квоты в отношении регулируемой организации устанавливается штраф в размере ста пятидесяти рублей за каждую тонну эквивалента углекислого газа сверх установленной квоты.
Законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлен иной размер штрафа, но не более двух тысяч рублей за каждую тонну эквивалента углекислого газа сверх установленной квоты.
Привлечение регулируемой организации к административной ответственности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, начиная с 1 января 2023 года.
7. В случае, если регулируемая организация в отчетном году обеспечила выполнение квоты, уполномоченный орган выпускает в обращение единицы выполнения квоты, в количестве соответствующем разнице между величиной квоты и фактической массой выбросов парниковых газов.
Единицы выполнения квоты на основании решения уполномоченного органа о выпуске в обращение единиц выполнения квоты и заявления регулируемой организации зачисляются оператором реестра углеродных единиц на счет регулируемой организации в реестре углеродных единиц.
Статья 8. Углеродная отчетность
1. Регулируемые организации ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, представляют углеродную отчетность в уполномоченный орган в порядке и по форме, которые устанавливаются координатором эксперимента. Данные углеродной отчетности включаются регулируемой организацией в реестр выбросов парниковых газов, ведение которого осуществляется уполномоченным органом.
2. Углеродная отчетность включает:
а) верифицированные сведения о массе выбросов парниковых газов, образуемых в результате деятельности регулируемой организации за календарный год, предшествующий году представления отчетности, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов;
б) верифицированные сведения о выполнении (невыполнении) квоты, установленной в отношении регулируемой организации, а также о текущем балансе углеродных единиц и единиц выполнения квоты на счете регулируемой организации в реестре углеродных единиц;
в) отчет независимой экспертной организации о результатах верификации сведений регулируемой организации о массе выбросов парниковых газов и выполнении установленной квоты.
3. Ответственность за несвоевременное представление углеродной отчетности, а также за представление в указанном отчете недостоверной и (или) неверифицированной информации устанавливается законодательством Российской Федерации.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять в уполномоченный орган сведения о выбросах парниковых газов, образуемых в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности, только при наличии отчета о результатах верификации таких сведений.
5. Координатор эксперимента в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе использовать данные углеродной отчетности регулируемых организаций, собираемой уполномоченным органом, в государственных информационных системах.
Статья 9. Верификация углеродной отчетности
1. Верификация углеродной отчетности осуществляется независимой экспертной организацией, аккредитованной по международным стандартам в области оценки, измерения и мониторинга выбросов парниковых газов, перечень которых установлен координатором эксперимента, или аккредитуемой государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (либо организацией, уполномоченной государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ") при соблюдении независимой экспертной организацией следующих критериев:
1) наличие сертификата о соответствии внутренних процедур международным стандартам в части определения выбросов и поглощения парниковых газов, выдаваемого держателем этого международного стандарта или уполномоченным им лицом;
2) отсутствие на период деятельности по верификации углеродной отчетности, процедуры банкротства, просроченной налоговой задолженности или задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, судебных тяжб и процессов, связанных с нарушением платежной дисциплины или социально трудовых отношений, аффилированности с зарубежными организациями;
3) наличие контроля обеспечения беспристрастности проводимых работ (включая объективность и отсутствие конфликтов интересов), а также внутренних процедур для решения вопросов, связанных с жалобами, спорами;
4) наличие квалифицированных экспертов и компетенций;
5) наличие подтвержденного опыта верификации документации в рамках механизмов Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата или международных добровольных стандартов;
6) наличие локальных актов организации о внутренних процедурах обеспечения конфиденциальности, а также для осуществления верификации отчетов о выбросах парниковых газов, а также отчетов о результатах климатических проектов;
7) наличие системы управления качеством проводимых работ (контроль документов, внутренний аудит, осуществление корректировок);
8) наличие у независимой экспертной организации работников, заключивших с ней трудовые договоры для выполнения работ по учету, мониторингу и верификации выбросов и поглощения парниковых газов, имеющих необходимую для проведения этих работ квалификацию.
2. Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" осуществляет оценку соответствия независимых экспертных организаций критериям, определенным в части первой настоящей статьи, в соответствии порядком, устанавливаемым координатором эксперимента, и размещает сведения об аккредитованных независимых экспертных организациях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Основанием для исключения независимой экспертной организации из числа аккредитованных независимых экспертных организаций является:
1) выявление в ходе осуществления деятельности по верификации углеродной отчетности несоответствия независимой экспертной организации установленным критериям;
2) получение письменного заявления независимой экспертной организации о прекращении деятельности;
3) нарушение более двух раз требований, предъявляемых к верификации выбросов парниковых газов.
4. Верификация осуществляется в соответствии с международными стандартами, перечень которых ведется координатором эксперимента.
Статья 10. Реализация климатических проектов
1. Юридические лица и физические лица вправе реализовывать климатические проекты.
2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами и физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются координатором эксперимента.
3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц исполнителем климатического проекта.
4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов подлежат верификации, которая предусматривает проверку и подтверждение сведений, содержащихся в отчете о реализации климатического проекта. Форма такого отчета и порядок его представления утверждаются координатором эксперимента. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
5. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.
6. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевого показателя ограничения выбросов парниковых газов.
7. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов включает в себя применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
9. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, о единицах выполнения квоты, о передаче таких единиц их владельцем иному лицу и зачете таких единиц. Ведение реестра углеродных единиц и проведение в нем операций осуществляются оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Уполномоченный орган обеспечивает оператору доступ к информации, которая содержится в реестре выбросов парниковых газов.
10. В реестр углеродных единиц включается следующая информация:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);
2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
3) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации (при наличии);
6) сведения об установленной квоте (при наличии), фактических выбросах парниковых газов и о выпущенных в обращение единицах выполнения квоты (при наличии);
7) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта или углеродной отчетности;
8) сведения об операциях с единицами;
9) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
11. Обработка персональных данных и их защита осуществляются оператором в соответствии с законодательством о персональных данных.
12. Счет в реестре углеродных единиц открывается оператором на основании договора с участником обращения единиц на согласованных сторонами условиях. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него углеродных единиц или единиц выполнения квоты.
13. Оператор обязуется осуществлять операции по счету в реестре углеродных единиц в соответствии с распоряжением владельца этого счета, удостоверяемым усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - распоряжение владельца счета). Операции с единицами осуществляются оператором не позднее календарного дня, следующего за днем поступления оператору указанного распоряжения.
14. Выпущенные в обращение углеродные единицы или единицы выполнения квоты оператор зачисляет на счет соответственно исполнителя климатического проекта или регулируемой организации. Удостоверением выпуска в обращение единиц и права на них владельца единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.
15. Передача единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц или единиц выполнения квота с его счета и зачисления на счет приобретателя. Единицы считаются переданными с момента внесения оператором соответствующей записи по счету приобретателя единиц.
16. Основанием для закрытия счета в реестре углеродных единиц является расторжение договора между оператором и участником обращения единиц. Углеродные единицы и (или) единицы выполнения квоты при закрытии счета аннулируются и зачисляются на счет изъятия из обращения.
17. Зачет единиц осуществляется оператором в соответствии с распоряжением владельца счета посредством списания единиц с его счета и зачисления на счет изъятия из обращения.
18. В случаях, предусмотренных договором, на основании которого открыт счет в реестре углеродных единиц, владелец этого счета оплачивает услуги оператора по совершению операций с единицами, находящимися на этом счете.
19. Оператор реестра углеродных единиц имеет обособленное структурное подразделение на территории участника эксперимента.
Статья 11. Обращение и зачет углеродных единиц и единиц выполнения квоты
1. Обращение единиц осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для выполнения регулируемыми организациями установленной квоты, использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов.
2. Обращение единиц включает в себя совокупность операций, которые регистрируются в реестре углеродных единиц путем внесения в него соответствующих записей.
3. Владелец единиц вправе принимать решение о зачете единиц в целях выполнения квоты и уменьшения углеродного следа.
Статья 12. Специальные экономические и финансовые механизмы,
стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов
1. Стимулирование деятельности регулируемых организаций направлено на сокращение выбросов парниковых газов, увеличение их поглощения, а также внедрение (практическое применение) наилучших доступных и наилучших из имеющихся в мире технологий.
2. Законодательными актами субъекта Российской Федерации - участника эксперимента о налогах, в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их установления.
3. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента вправе устанавливать иные меры поддержки в форме предоставления субсидий, связанных с возмещением затрат на производство товаров, работ и услуг.
Статья 14. Особенности, устанавливаемые при регулировании государственных закупок, товаров, работ и услуг
Особенности регулирования в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг, направленные на достижение целей эксперимента, устанавливаются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.