Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 18 сентября 2020 г. N ЮБ-П9-11383, которым в том числе предусмотрено приостановление до 31 декабря 2022 г. действия норм о применении в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков штрафных санкций в случае нарушения обязанностей по установке (замене) приборов учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является формирование механизма, направленного на стимулирование гарантирующих поставщиков и сетевых организаций на исполнение своих обязанностей по установке приборов учета электрической энергии и создание возможности контроля такой деятельности со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 22 января по 11 февраля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/11-20/00110520).
Минэкономразвития России концептуально поддерживает приостановление действия норм о применении в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков штрафных санкций в случае нарушения обязанностей по установке (замене) приборов учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, однако по результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета обращаем внимание на наличие следующих замечаний.
1. Проектом акта предусматривается внесение изменений в часть 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части исключения возложения административной ответственности за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета электрической энергии, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета электрической энергии с одновременным установлением частью 13 статьи 9.16 КоАП РФ административной ответственности за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной в соответствии с законодательством об электроэнергетике осуществлять деятельность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), от исполнения указанных обязанностей либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, о допуске в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, вступающей в силу с 1 января 2023 года.
Как указано в разделе 6 сводного отчета, проект акта направлен на формирование механизма штрафных санкций за неисполнение Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" (далее - Закон N 522-ФЗ) путем внесения изменений в КоАП РФ.
При этом в сводном отчете не уточняется, в отношении невыполнения каких конкретно обязательных требований, предусмотренных Законом N 522-ФЗ, устанавливается административная ответственность.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 5 статьи 1 Закона N 522-ФЗ гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Вместе с тем предмет административной ответственности "несоблюдение в качестве обязательных требований об установке, о замене, о допуске в эксплуатацию приборов учета электрической энергии" носит неопределенный характер в части идентификации обязательного требования, нарушение которого способствует привлечению к административной ответственности.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
С учетом изложенного в целях соблюдения принципа законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением считаем необходимым представить дополнительное обоснование к проектируемому положению либо доработать проект акта в части исключения/изменения вышеуказанного основания для привлечения к административной ответственности соответствующих организаций.
2. Разработчиком при подготовке проекта акта не соблюдены Правила в части соблюдения требований к заполнению сводного отчета.
2.1. Так, разработчиком в качестве проблемы, на решение которой направлено проектируемое регулирование, указано на отсутствие контроля со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации по установке приборов учета электрической энергии гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями в рамках исполнения законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем обозначение указанной проблемы не соотносится с проектируемым регулированием, которым, наоборот, предлагается приостановить действие норм о применении в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков штрафных санкций в случае нарушения обязанностей по установке (замене) приборов учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, раздел 3 сводного отчета не соотносится с проектируемыми изменениями. Аналогичное замечание относится к формулированию разработчиком цели регулирования и описания предлагаемого регулирования в разделах 5 и 6 сводного отчета, формулированию разработчиком новых преимуществ, обязанностей и ограничений, устанавливаемых проектом акта, в разделе 10 сводного отчета.
2.2. Разработчиком некорректно заполнен раздел 11 сводного отчета, согласно которому проектируемое регулирование будет способствовать экономии расходов потребителей электрической энергии вследствие возможности подачи жалобы в органы исполнительной власти Российской Федерации, что также не имеет отношения к проектируемому регулированию.
Возможность подачи жалобы установлена частью 12 статьи 9.16 действующей редакции КоАП РФ. При этом не представляется возможным определить, как устанавливаемые КоАП РФ положения будут способствовать экономии средств потребителей.
2.3. На основании пункта 15.1 сводного отчета проект акта вступает в силу с 31 декабря 2021 г., в то же время статьей 2 проекта акта установлен иной срок вступления в силу проекта акта.
С учетом изложенного сводный отчет, сформированный разработчиком, не соотносится с проектируемыми положениями, не содержит проблемы, на решение которой направлено проектируемое регулирование, описания предлагаемого регулирования с указанием требований, за несоблюдение которых предусматривается установление административной ответственности.
Обращаем внимание, что сводный отчет является обязательным к рассмотрению Минэкономразвития России документом, позволяющим оценить возможный эффект от принятия проектируемых изменений в соответствующей сфере регулирования при выработке решения о целесообразности принятия проекта акта. В соответствии с пунктом 29 Правил некорректное заполнение сводного отчета является нарушением порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.