Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения надежному концессионеру, способному обеспечить качественное и бесперебойное предоставление гражданам жизнеобеспечивающих услуг,а также улучшить состояние объектов и систем коммунальной инфраструктуры.
Действующие нормы Федерального закона "О концессионных соглашениях" позволяют передавать права владения и (или) пользования объектами и системами коммунальной инфраструктуры, не прошедшими в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), с ограничением доли его балансовой стоимости в общем составе имущества объекта концессионного соглашения пятьюдесятью процентами, а срока, отводимого на процедуру государственной регистрации такого имущества - одним годом с даты заключения концессионного соглашения.
Однако на практике зачастую встречаются случаи, когда доля балансовой стоимости незарегистрированного недвижимого имущества превышает указанное ограничение в связи с тем, что собственники такого имущества в силу различных обстоятельств не предпринимают действия по надлежащему оформлению прав на незарегистрированное недвижимое имущество в период до заключения концессионного соглашения.
Кроме того, в случае заключения концессионного соглашения при достаточно значимой доле незарегистрированного имущества в пределах пятидесяти процентов отведенного законодательством срока в один год, как правило, недостаточно для осуществления всех необходимых действий по государственной регистрации такого имущества.
В связи с этим незарегистрированное имущество возвращается в сферу действия краткосрочных договоров аренды, которые постоянно пролонгируются, либо остается на праве хозяйственного ведения у государственных и муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении у учреждений. Сложившаяся ситуация препятствует развитию механизма концессионных соглашений в коммунальном секторе, дестимулирует действующих концессионеров к осуществлению долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру, а потенциальных - к заключению концессионных соглашений.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается признать утратившей силу норму пункта 2 части 5 статьи 39 Федерального закона "О концессионных соглашениях" о том, что балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не должна превышать пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества.
После заключения концессионного соглашения у концессионера и (или) концедента (в зависимости от условий такого концессионного соглашения) появляется обязанность в срок, определённый в решении о заключении концессионного соглашения, но не более десяти лет (вместо одного года в действующей редакции) со дня заключения концессионного соглашения, оформить права в отношении незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом при заключении концессионного соглашения утверждается график выполнения обязательств концессионером и (или) концедентом по оформлению прав на такое незарегистрированное недвижимое имущество.
Следует отметить, что действующими нормами Федерального закона "О концессионных соглашениях" уже предполагается, что концедент также может принимать участие в регистрации своих прав, что отвечает принципам государственно-частного партнерства. Так, в соответствии с частью 10 статьи 39 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в случае передачи по концессионному соглашению незарегистрированного недвижимого имущества в решение о заключении концессионного соглашения включаются также перечень и описание незарегистрированного недвижимого имущества и обязательства концессионера или концедента в отношении такого имущества.
Соответственно, законопроектом уточняется содержание существенных условий концессионного соглашения в части возможности возложения обязательств по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе на самого концедента (по соглашению сторон концессионного соглашения). За неисполнение обязательств по регистрации прав на незарегистрированное недвижимое имущество, то есть за неисполнение существенных условий договора, наступают последствия, предусмотренные действующим концессионным и гражданским законодательством (вплоть до расторжения договора).
Следующей проблемой, на решение которой направлен законопроект, является часто встречающаяся практика заключения концессионных соглашений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с унитарными предприятиями, которые по своей природе не являются частным инвестором, так как его учредителем является субъект Российской Федерации или муниципальное образование. При этом концедентом и учредителем такого унитарного предприятия, которое выступает концессионером, зачастую является одно и то же юридическое лицо - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Данная конструкция по существу не является государственно-частным партнерством, одной из форм которого является сотрудничество на условиях концессионного соглашения, и, соответственно, не способствует притоку частных инвестиций в коммунальный сектор и обеспечению ответственности концессионера за исполнение условий концессионного соглашения.
Законопроектом предусматривается запрет на участие в качестве концессионеров в концессионном соглашении, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, государственных или муниципальных унитарных предприятий или бюджетных учреждений в случае, если хотя бы один из учредителей такого предприятия или учреждения является концедентом.
Сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, а также обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков определены в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 (пункт 3, подпункты "а" и "д").
Третьим важным аспектом законопроекта является введение норм, направленных на привлечение к осуществлению концессионной деятельности в коммунальном секторе надежных организаций, положительно себя зарекомендовавших в производственной и инвестиционной деятельности.
В этих целях предлагается установить требования, соответствие которым позволит исключить на этапе проведения конкурса недобросовестных участников. Действующими нормами Федерального закона "О концессионных соглашениях" такие требования в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не установлены.
Законопроект устанавливает базовые требования, подтверждающие квалификацию потенциального концессионера в качестве инвестора и оператора коммунальной инфраструктуры, которые включают опыт эксплуатации соответствующих объектов и систем, а также основные показатели производственной и инвестиционной деятельности. Законопроектом устанавливается размер и градация указанных требований в зависимости от численности населения, которое будет обслуживаться концессионером в рамках исполнения концессионного соглашения.
Принятие законопроекта существенно улучшит условия для привлечения в рамках концессионного механизма частных инвесторов и организаций, располагающих необходимым опытом и квалификацией, к осуществлению инвестиционной и операционной деятельности в отношении объектов и систем коммунальной инфраструктуры, а также позволит сократить значительный объем незарегистрированного недвижимого имущества в коммунальном секторе.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.