Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"
(подготовлен Минприроды России 09.04.2021 г.)
Проект постановления разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.10.2019 N ДМ-П9-8395р, пункта 2 протокола совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 08.09.2020 N ВА-П11-65пр, пункта 4 протокола совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 14.10.2020 N ВА-П11-81пр и предусматривает внесение изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. N 1727 (далее - проект постановления, Правила N 1727, ППК "РЭО").
Указанные изменения направлены на расширение возможных форм финансового участия ППК "РЭО" в реализации проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке, утилизации и размещению отходов, в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - федеральный проект).
Проектом постановления предусмотрено дополнение Правил N 1727 следующими формами финансирования проектов на безвозмездной и невозвратной основе:
а) возмещение недополученных доходов российских лизинговых организаций в размере 25 процентов от стоимости предмета лизинга с учетом налога на добавленную стоимость, при предоставлении инвесторам скидки по оплате авансового платежа в рамках заключенных договоров лизинга;
б) возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" недополученных доходов по кредитам, выданным инвесторам на реализацию проектов, а также по кредитам на цели рефинансирования ранее полученных кредитов, выданных инвесторам на реализацию проектов, по льготной ставке;
в) компенсация части понесенных инвесторами затрат на строительство, реконструкцию объектов, в объеме, утвержденном Наблюдательным советом ППК "РЭО".
Возможность предоставления ППК "РЭО" указанных мер поддержки предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2019 N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"" (далее - Указ).
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа ППК "РЭО" осуществляет разработку мер по привлечению частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные проекты), в том числе в порядке, установленном наблюдательным советом компании, организует и осуществляет финансирование инвестиционных проектов (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и подключению таких объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры.
Ввиду того, что отрасль по обращению с отходами характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствие как возмездных, так и безвозмездных мер поддержки инвестиционных проектов не позволит обеспечить выполнение показателей федерального проекта и достигнуть национальных целей и стратегических задач в области обращения с отходами, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При осуществлении финансирования инвестиционных проектов могут использоваться одна или несколько форм финансирования инвестиционных проектов, предусмотренных Правилами N 1727, в редакции проекта постановления, внесенного в Правительство Российской Федерации письмом Минприроды России от 12.02.2021 N 01-25-07/3427.
Ввиду того, что источником финансового обеспечения реализации мер поддержки является федеральный проект, целесообразно, в том числе с точки зрения бюджетного законодательства, осуществлять предоставление всех форм финансирования инвестиционных проектов в рамках одного нормативного правового акта.
В настоящее время в федеральный проект включены результаты "Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов", "Введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов" (далее - результаты), предполагаемые к реализации как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Все предлагаемые возмездные и безвозмездные меры направлены на реализацию инвестиционных проектов, напрямую связанных с указанными результатами, которые в свою очередь влияют на достижение основных показателей федерального проекта - "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов".
Вместе с тем, в случае предоставления субсидии по заявительному принципу в рамках конкретного результата федерального проекта, установить заблаговременно конечное значение такого результата не представляется возможным. В связи с этим, существуют риски формирования заведомо искаженных значений результатов, требующих регулярных изменений федерального проекта с твердыми коммунальными отходами" в зависимости от поступивших и отобранных заявок, а также риски необходимости возврата уже полученных субсидий инвесторами и другими участниками рынка.
Кроме того, при предоставлении в рамках одного инвестиционного проекта возмездной и безвозмездной меры поддержки определить влияние каждой меры с установлением отдельных результатов не представляется возможным.
Принимая во внимание, что большинство проектов в отрасли потребуют софинансирования, целесообразно оказание всех мер поддержки посредством "одного окна" - ППК "РЭО".
В ином случае (например, если часть мер поддержки будет оказывать ППК "РЭО" как институт развития, а часть - федеральный орган исполнительной власти) возникают следующие риски:
- искажение результатов предоставления таких мер поддержки (ввод в эксплуатацию одних и тех же мощностей по разным мерам поддержки);
- отсутствие единой статистики по результатам предоставления таких мер поддержки, и, как следствие, отсутствие достоверных данных по вводу мощностей по обработке, утилизации и размещению отходов на территории Российской Федерации, в отношении которых была оказана государственная поддержка;
- невозможность определения оптимальных мер поддержки для конкретного инвестиционного проекта;
- риски возврата хозяйствующими субъектами полученных субсидий.
Кроме того, в настоящее время инвестиционные программы большинства субъектов Российской Федерации и инвесторов находятся в начальной стадии формирования.
Как следствие, не представляется возможным определить объем субсидий, который будет востребован рынком под каждую отдельную меру поддержки, а также спрогнозировать объем необходимого финансирования под данные меры поддержки по годам.
На основании изложенного, установить объем финансирования для каждой меры поддержки и предусмотреть отдельный результат для каждой такой меры в рамках федерального проекта в настоящий момент не представляется возможным, целесообразно предоставление как возмездных и возвратных, так и безвозмездных и невозвратных форм финансирования инвестиционных проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами через ППК "РЭО" в рамках проекта постановления.
ППК "РЭО" как институт развития создавалась именно для обеспечения комплексного подхода в финансировании проектов с использованием различных инструментов экономического стимулирования привлечения инвестиций.
Принятие проекта постановления позволит ППК "РЭО" выступать в качестве "стратегического инвестора": обеспечить с помощью финансовых вложений непосредственное управление объектами инвестирования, а также аккумулировать необходимые средства в отрасли обращения с отходами.
Комплексность подхода по применению форм финансирования в рамках "единого окна" позволит обеспечить эффективное использование выделенных бюджетных средств за счет возможности внутреннего перераспределения таких средств под конкретные потребности рынка и проекты.
Принятие проекта постановления позволит обеспечить более качественное планирование и освоение средств федерального бюджета в долгосрочной перспективе, а также создаст более комфортные условия для участников рынка (инвесторы, банки, лизинговые компании). Данный подход поддерживается как деловым сообществом, так и субъектами Российской Федерации.
Также отмечаем, что все операции с предоставляемыми в рамках Правил N 1727 средствами подлежат казначейскому сопровождению, ввиду чего риски по злоупотреблениям и нецелевому использованию указанных средств со стороны хозяйствующих субъектов исключены.
Более того, в соответствии с Правилами N 1727 порядок финансирования ППК "РЭО" инвестиционных проектов устанавливается наблюдательным советом. Ввиду чего, для каждой меры поддержки возможно определить особенности по содержанию соглашений с инвесторами, а также установить особенности осуществления контроля как за использованием средств, так и за ходом реализации инвестиционных проектов.
С учетом изложенного, принятие проекта постановления за счет комплексного подхода позволит обеспечить достижение результатов федерального проекта без ухудшения качества и эффективности контроля за предоставлением средств на данные цели.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.