Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018) (далее соответственно - проект акта, проект изменений, ТР ЕАЭС 047/2018, Союз), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/12-20/00111879).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 21 декабря 2020 года по 25 января 2021 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об их учете или о причинах отклонения.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком в целом соблюдены.
Проектом акта предусмотрены существенные изменения в ТР ЕАЭС 047/2018, вступающий в силу с 1 января 2022 года (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 98).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 Правил были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых свои предложения и замечания представили Комитет Делового Совета ЕАЭС по торгово-экономическим отношениям со странами-торговыми партнерами (далее - Комитет Делового Совета ЕАЭС), Союз производителей алкогольной продукции, АО "Весьегонский завод", ООО "Инкерманский завод марочных вин", Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства и виноделия" (ФГБНУ СКФНЦСВВ), СРО "Винодельческий Союз", АКОРТ, Союз виноградарей и виноделов, Ассоциация производителей пива, ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен", AB InBev Efes, Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции, ООО "Бочкаревский пивоваренный завод", Ассоциация РУСБРЕНД, Ассоциация "Комитет производителей алкогольной продукции"; компания "Грейнрус", ООО "МПК" Пивзавод Майкопский", АО "Солодовенный завод Суффле Санкт-Петербург", ОАО "Букет Чувашии" поддержали проекта акта; Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции, АО "Пивоваренный завод "Сыктывкарский", ОАО "Томское пиво" указали на возможность поддержать проект акта с учетом отдельных замечаний (справка прилагается).
Представляется целесообразным разработчику принять во внимание замечания и предложения, представленные в справке о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по проекту акта, прилагаемой к настоящему заключению.
I. Обращаем внимание на следующие положения проекта акта в представленной редакции, которые могут повлечь риски возникновения непредвиденных и (или) необоснованных расходов и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных негативных последствий.
1. Внесение изменений в раздел II ТР ЕАЭС в части изменения определений понятий и видов алкогольной продукции может привести к сложности (невозможности) идентификации продукции при оценке ее соответствия требованиям ТР ЕАЭС 047/2011. Некоторые из проектируемых изменений в части видов алкогольной продукции и их идентификационных характеристик представляются избыточными и необоснованными.
1.1. Проектом акта предлагаются внесения изменения в ТР ЕАЭС 047/2018 в части введения новой категории "плодовая алкогольная продукция" с одновременной заменой понятий "вино фруктовое", "вино фруктовое столовое", "вино фруктовое крепленое", "вино фруктовое крепленое ароматизированное", "вино фруктовое крепленое специальной технологии", "вино фруктовое игристое", "вино фруктовое игристое жемчужное", "вино фруктовое газированное", "вино фруктовое газированное жемчужное", понятиями "вино плодовое", "вино плодовое столовое", "вино плодовое крепленое", "вино плодовое крепленое ароматизированное", "вино плодовое крепленое специальной технологии", "вино плодовое игристое", "вино плодовое игристое жемчужное", "вино плодовое газированное", "вино плодовое газированное жемчужное".
Одновременно "плодовыми алкогольными" названы такие виды алкогольной продукции как "винный напиток", "винный напиток ароматизированный", "винный напиток газированный"; "фрукты в вине" предлагается переименовать в "плоды в плодовой алкогольной продукции"; "фруктовое сусло" - в "плодовое сусло".
Обращаем внимание, что в настоящее время на виды продукции, определенные ТР ТС 047/2018 как фруктовые вина и иные "фруктовые" виды алкогольных напитков, изготовленные из фруктов и ягод, действуют стандарты, которыми в том числе определены методы контроля (например, межгосударственный стандарт ГОСТ 33806-2016 "Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия", ГОСТ Р 52836-2007 "Вина фруктовые (плодовые) и виноматериалы фруктовые (плодовые). Общие технические условия", национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58013-2017 "Напитки винные фруктовые. Общие техническое условия", межгосударственный стандарт ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58013-2017 "Напитки винные фруктовые").
Между тем в отношении "плодовой алкогольной продукции" и иных проектируемых видов "плодовой" продукции стандарты не введены в действие либо не опубликованы.
Обращаем внимание, что ТР ЕАЭС вступает в силу с 1 января 2022 года, проект изменений не предусматривает какого-либо переходного периода, в то время как для подготовки стандартов для проектируемых видов продукции, подготовки аккредитованных лабораторий для осуществления оценки их соответствия требованиям ТР ЕАЭС 047/2018 необходимо длительное время.
Следствием невозможности идентификации продукции является невозможность осуществления оценки ее соответствия требованиям ТР ЕАЭС 047/2020, без которой выпуск в обращение такой продукции на территории Евразийского экономического союза не представляется возможными.
1.2. Исключение из ТР ЕАЭС 047/2018 определения понятия "вермут" также сопряжено с риском невозможности идентификации указанной продукции и отнесения ее к иным категориям алкогольной продукции. Вермут, согласно принятой редакции ТР ЕАЭС 047/2018, - вино ароматизированное, в котором характерные органолептические свойства достигаются в основном с использованием веществ, содержащихся в полыни (Artemisia), полученных путем настаивания и (или) мацерации. Для подслащивания используются только карамелизованный сахар, белый сахар, сахар-песок, рафинированный сахар-песок, сусло виноградное, сусло виноградное концентрированное. Проектом изменений в ТР ЕАЭС 047/2018 понятие "вино ароматизированное" также исключается из указанного технического регламента. Между тем в настоящее время в Российской Федерации действует национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52195-2003 "Вина ароматизированные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52195-2003), которым определены идентификационные признаки вина ароматизированного, а также вермута.
Вместе с тем проектируемая редакция ТР ЕАЭС 047/2011 включает определение такого вида алкогольной продукции как "ароматизированные виноградосодержащие напитки из виноградного сырья", к которой, по-видимому, предполагается относить вермут. Между тем новый вид продукции предполагает ограничение крепости в диапазоне от 14,5 до 20%, а также порога минимального ограничения доли вина, крепленого вина или виноградного сусла - не менее 75%. Однако ГОСТ Р 52195-2003 предусматривает содержание объемной доли этилового спирта от 14,5 до 22%, возможности использования при изготовлении игристого вина, газированного вина (также исключенного из ТР ЕАЭС 047/2018 проектом акта), игристого вина жемчужного (также исключенного из ТР ЕАЭС 047/2018 проектом акта), газированного жемчужного вина (также исключенного из ТР ЕАЭС 047/2018 проектом акта), их смеси без каких-либо ограничений их доли в продукции, в который допускается добавлять натуральные ароматизирующие и/или натуральные вкусовые вещества, в том числе идентичные натуральным вещества - "ванилин", "миндаль", "абрикос" и "яйцо".
Таким образом, представляется, что реализация проектируемых положений сопряжена с риском невозможности оборота алкогольной продукции, которая в настоящее время обращается на рынке, имеет атрибуты идентификации, соответствующие стандартам производства и контроля, что может привести как к существенным издержкам хозяйствующих субъектов, так и к сокращению таможенных и налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
1.2.1. Одновременно представляется, что введение такой категории алкогольной продукции как "ароматизированные виноградосодержащие напитки из виноградного сырья" может привести к сложностям ее указания в маркировке, учитывая существующий и проектируемый объем информации, размещаемой на этикетке, потребительской упаковке.
1.2.2. Кроме того, обращаем внимание на необходимость установления достаточного переходного периода в целях подготовки и введения стандартов в отношении такого вида алкогольной продукции как "ароматизированные виноградосодержащие напитки из виноградного сырья", подготовки (аккредитации) аккредитованных лабораторий для целей оценки соответствия, а также оформление хозяйствующими субъектами соответствующих деклараций о соответствии продукции и иных документов об оценке (подтверждении) соответствия.
1.3. Проектом акта из ТР ЕАЭС 047/2018 исключается понятие "вино игристое жемчужное". Продукция, которая в настоящее время производится, импортируется, продается и пользуется спросом*(1), имеет признаки идентификации, стандарт производства и методы контроля (ГОСТ 33336-2015 "Вина игристые. Общие технические условия") не подпадает ни под одно из проектируемых определений категорий алкогольной продукции и рискует оказаться не допущенной на рынок Союза при вступлении в силу проектируемых положений.
При этом, обращаем внимание, что в проектируемой редакции подпункта "о" пункта 31 ТР ЕАЭС 047/2018 вина игристые жемчужные содержатся.
1.4. Проектируемое изменение идентификационных признаков пива в части возможности использования при производстве не более 20% массы заменяемого солода (в действующей редакции - не более 50%) при сохранении установленных ТР ЕАЭС 047/2018 идентификационных признаках таких видов пивоваренной продукции как "пиво специальное и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)" делает невозможным импорт продукции, которая планировалась к поставке при вступлении в силу ТР ЕАЭС 047/2018 в принятой редакции.
Согласно полученным от хозяйствующих субъектов - участников публичных консультаций данным предлагаемая "система ограничений" ингредиентного состава делает невозможным вывод на рынок продукции в объеме до 4-5 млн декалитров в год. Потенциальный объем налоговых отчислений при таких поставках (акциз, НДС, НДФЛ) совокупно составляет 2-2,5 млрд рублей*(2). По предварительным оценкам, производители, товаропроизводящая сеть и сфера торговли также могут потерять совокупно до 0,8-1 млрд рублей недополученной прибыли в год*(3) (одновременно это означает недополучение налоговых отчислений от указанных категорий налогоплательщиков).
Учитывая изложенное представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос отнесения продукции с объемной долей этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, более 7% и содержанием соложеных ингредиентов менее 80% общей массы используемого пивоваренного солода к пиву специальному, пересмотрев определение (идентификационные признаки) указанной алкогольной продукции, определенной ТР ЕАЭС 047/2011.
1. Проектом акта вводится требование об использовании для ароматизации алкогольной продукции "только натуральных" вкусоароматических веществ и препаратов и ванилина (проектируемые редакции абзаца второго раздела "Иные понятия" пункта 5 ТР ЕАЭС 047/2018, пункта 16 ТР ЕАЭС 047/2018).
Проектируемое ограничение не соответствует положениям технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012).
Согласно ТР ТС 021/2011 ароматизаторы относятся к категории пищевой продукции. В соответствии с пунктом 8 ТР ТС 021/2011 требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим средствам, используемым при производстве пищевой продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.
ТР ТС 029/2012, которым определены требования безопасности ароматизаторов, ограничений в части использования при производстве пищевой продукции только натуральных ароматизаторов не определено.
Пунктом 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) предусмотрено, что в качестве основы для разработки технических регламентов Союза применяются соответствующие международные стандарты (правила, директивы, рекомендации и иные документы, принятые международными организациями по стандартизации), за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют или не соответствуют целям принятия технических регламентов Союза, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей. В случае отсутствия необходимых документов применяются региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты.
Регулирование производства спиртных напитков Европейского Союза (Директива 1334/2008) допускает применение "химически определенных (химически индивидуальных) веществ со свойствами ароматизаторов, обладающих характерным ароматом и (или) вкусом".
Кроме несоответствия проектируемого регулирования нормам права Союза, обращаем внимание, что проектируемое регулирование повлечет следующие риски, связанные с возникновения непредвиденных и (или) необоснованных расходов и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности:
необходимость пересмотра существующих рецептур, внесения изменений в техническую документацию, а также переоформления деклараций о соответствии (в случае производства одним хозяйствующим субъектом алкогольной продукции широкого ассортиментного ряда его расходы на указанные действия увеличиваются пропорционально количеству выпускаемых видов алкогольной продукции);
сокращение поставок импортной продукции на рынок Российской Федерации, снижение уровня конкуренции на алкогольном рынке, что может привести к возможному снижению качества поставляемой на рынок алкогольной продукции и повышению цен на нее.
2. Разработчиком предлагается исключить из положения ТР ЕАЭС 047/2018, определяющего идентификационные признаки "вина игристого", требование о том, что вина игристые с защищенным наименованием места происхождения товара могут иметь объемную долю этилового спирта не менее 6%, при этом определяя крепость игристых вин в объеме от 8,5% до 13%. Между тем на рынке представлено большое количество вин игристых с защищенным наименованием места происхождения товара крепостью менее 8,5%. Представляется необходимым сохранить существующее допущение для таких видов вин.
3. Проектом акта предусмотрены следующие новые требования к маркировке алкогольной продукции.
Изготовитель или продавец (импортер), осуществляющие розничную продажу винодельческой продукции, также должны обеспечить доведение до сведения потребителя информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства.
На этикетке, контрэтикетке, кольеретке или потребительской упаковке виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта в которых не превышает 22%, указывается информация о том, что данная алкогольная продукция не является вином, путем размещения надписи "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ". Площадь части этикетки и контрэтикетки, предназначенная исключительно для размещения указанной информации, должна составлять не менее одной пятой от общей площади этикетки и контрэтикетки.
Площадь части этикетки и контрэтикетки, предназначенная исключительно для размещения указанной информации, должна составлять не менее одной пятой от общей площади этикетки и контрэтикетки.
Сведения, предусмотренные проектируемым подпунктом "е" пункта 31 ТР ЕАЭС, о месте происхождения и годе урожая указываются шрифтом, размер (кегль) которого равен не менее 14 пунктам.
4.1. По данным участников публичных консультаций, при производстве винодельческой продукции, отличной от вин с защищенным наименованием места происхождения и вин с защищенным географическим указанием, может использоваться купаж винограда разных сортов, годов урожая и регионов. В силу такой особенности в ряде случаев однозначная идентификация всех использованных компонентов невозможна либо технически невозможно указать все примененные сорта винограда и регионы их происхождения на этикетке изделия в силу их многочисленности.
Применение винограда нескольких годов урожая делает невозможным указание года урожая при маркировке такой продукции. Указание же какого-то одного года урожая повлечет нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) "Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре".
Согласно полученным экспертным данным указание в маркировке года урожая и сортов винограда в соответствии с правилами Международной Организации вина и виноделия OIV / EU являются добровольными.
Представляется необходимым ограничить проектируемое требование только продукцией с защищенным наименованием места происхождения и с защищенным географическим указанием.
3.2. Проектируемое требование об указании на этикетке, контрэтикетке, кольеретке или потребительской упаковке продукции, по проектируемым идентификационным признакам подпадающей под понятие виноградосодержащий напиток*(4), надписи "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ", согласно данным участников публичных консультаций будет применяться не только к продукции низкого качества, но и к качественным товарам, хорошо известным во всем мире (например, французские аперитивы). Требование о размещении надписи "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ" на передней этике серьезно осложнит доступ таких товаров на российской рынок, поскольку она изготавливается в одном дизайне для всех рынков.
3.3. Представляется избыточным дублирование информации "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ" и на этикетке, и на контрэтикетке, и на кольеретке.
3.4. Представляется неопределенным (а значит допускающим различные трактовки со стороны хозяйствующих субъектов (производителей, импортеров, дистрибьютеров, представителей розничной торговли) и со стороны контролирующих органов) способ расчета размера надписи.
3.5. Учитывая значительный объем размещаемой на этикетке и контрэтикетке информации, включая проектируемое требование о размере информации о месте происхождения и годе урожая вин, реализация требования о размере надписи "НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ" может стать невыполнимой.
3.6. Одновременно, любое изменение маркировки связано с затратами на уничтожение запасов этикеток старого образца, закупки новых, а в случае расширения размеров существующей этикетки для размещения всей требуемой информации - затраты по закупке оборудования на линии производства, что скажется на стоимости такой продукции. Кроме того, любые изменения в маркировке требуют времени на осуществление указанных действий. Между тем ТР ЕАЭС 047/2018 вступает в силу с 1 января 2022 года, но проект изменений не предусматривает какого-либо переходного периода.
4. Проектируемые положения не соответствуют нормам права Союза.
Согласно проектируемому пункту 60 ТР ЕАЭС государства-члены вправе вводить ограничения на производство и (или) обращение (вплоть до запрета) на своей территории слабоалкогольных тонизирующих напитков. Проектируемыми изменениями пункта 5 ТР ЕАЭС 047/2018 предусмотрено, что требования к техническим приемам и операциям производства винодельческой продукции могут устанавливаться законодательством государств-членов. В соответствии с новой редакцией пункта 18 ТР ЕАЭС 047/2018 особенности производства, хранения, перевозки (транспортирования) и реализации могут устанавливаться законодательством государств-членов. Таблицами 5, 6 приложения N 2 к ТР ЕАЭС 047/2018 устанавливаются требования по показателю "жесткость воды", а также к цвету пива светлого, различных для Российской Федерации, Республики Армения, Кыргызской Республики и для Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 53 Договора государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Кроме того, согласно пункту 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору) в технических регламентах Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
Один из участников публичных консультаций (Комитет Делового Совета ЕАЭС) обратил внимание, что в Регламенте (ЕС) 2019/787 Европейского парламента и Совета от 17 апреля 2019 г. "Об определении, описании, представлении и маркировке алкогольных напитков, использовании наименований алкогольных напитков в маркировке, защите географических указаний для алкогольных напитков, использовании этилового спирта и дистиллятов сельскохозяйственного происхождения в алкогольных напитках, а также отмене Регламента (ЕС) N?110/2008" определено, что "при производстве добавляется вода, _ качество воды должно соответствовать требованиям Директивы Совета 98/83 /ЕС от 3 ноября 1998 г. "О качестве воды, предназначенной для потребления человеком, и/или Директивы EC 2009/54 Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. "О природных минеральных водах".
Аналогичные требования установлены в межгосударственном стандарте ГОСТ 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия" (раздел 5.2 Требования к сырью). По приведенным Комитетом Делового Совета ЕАЭС данным российских производителей пива, только для одной пивоварни связанные с переходом на новое оборудование для водоподготовки издержки могут составить более 600 тыс. евро.
5. Проектом изменений в ТР ЕАЭС 047/2018 включается понятие "ординарное вино" - вино и крепленое вино, поступающие в розлив в емкости и оформление без выдержки после 1 января года, следующего за годом сбора урожая. Участники публичных консультаций обратили внимание, что указанная редакция устанавливает фактический запрет на розлив и оформление вина из винограда нового урожая в год урожая, что активно практикуется виноделами и имеет спрос. При этом такое вино может не подпадать под понятие "молодое вино" - "вино, реализуемое в течение 90 суток после завершения процесса спиртового брожения". Представляется целесообразным пересмотреть понятие "ординарное вино", исключив указанные выше риски.
6. В ТР ЕАЭС 047/2018 включено определение (идентификационные признаки) такой винодельческой продукции как "виноградное сусло", допускающее объемную долю этилового спирта не более 0,5%. Между тем действующее требование Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ допускает крепость виноградного сусла до 1%. Таким образом, использование указанного сырья крепостью более 0,5% с момента вступления в силу проектируемых положений будет являться нарушением требований ТР ЕАЭС 047/2018 и наказываться в соответствии с установленными статьей 14.43 КоАП санкциями.
7.1. Аналогичное замечание касается следующих включаемых в ТР ЕАЭС 047/2018 определений видов виноградных сусел: "консервированное виноградное сусло", "концентрированное виноградное сусло", "концентрированное ректификованное виноградное сусло", "свежее виноградное сусло".
7. При изменении понятия "вино с защищенным географическим указанием" разработчиком определяется условие об использовании "разрешенных технологических приемов виноградарства и виноделия" (подпункт 10 пункта 1 проекта изменений).
Действующая редакция указанного понятия предусматривала использование "агрохимических и технологических приемов (для вин, произведенных на территориях государств-членов, - устанавливаемыми уполномоченными органами государств-членов), предусмотренными документом (документами), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ)".
7.1. Проектируемая редакция, предусматривающая "разрешенные технологические приемы виноградарства и виноделия", предполагает необходимость получения некоего "разрешения" на осуществление тех или иных приемов ведения хозяйственной деятельности. Между тем остается неопределенным механизм получения такого разрешения, его форма, а также механизм подтверждения использования "разрешенных технологических приемов виноградарства и виноделия".
7.2. Устанавливаемое требование об использовании "разрешенных технологических приемов виноградарства и виноделия" будет распространяться не только на производителей, осуществляющих деятельность на территории Союза, но и на импортеров. В случае использования иных технологических приемов продукция не будет относиться к вину с защищенным географическим указанием.
Распространение в отношении импортеров требования об использовании только "разрешенных" технологических приемов виноградарства и виноделия представляется необоснованным и избыточным.
8. Согласно проектируемому определению понятия "крепленое (ликерное) вино" к такому виду винодельческой продукции может быть отнесена только изготовленная в результате полного или неполного брожения целого либо дробленого свежего винограда или свежего виноградного сусла, при изготовлении которой добавление винного дистиллята, и (или) винного спирта, и (или) зернового этилового спирта "осуществляется исключительно в целях приостановки или прекращения процесса брожения свежего виноградного сусла". Представляется, что требование о добавлении ингредиентов в каких-либо целях является неопределенным и неконтролепригодным.
Между тем статьей 14.43 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
II. Одновременно обращаем внимание на наличие в принятом ТР ЕАЭС 047/2018 положений, которые при вступлении его в силу могут повлечь риски возникновения непредвиденных и (или) необоснованных расходов и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных негативных последствий.
1. При производстве фруктовых вин предусмотрено использование дробленых свежих фруктов "с повышением натуральной объемной доли спирта этилового в сусле фруктовом, подвергшемся частичному брожению, а также в вине молодом, находящемся в состоянии брожения, до 5% (до 8% - для вина фруктового из заготовленного на территории Республики Беларусь фруктового сырья, произведенного на территории Республики Беларусь) посредством добавления сахаросодержащих продуктов либо из вина фруктового столового наливом (виноматериалов) или сусла фруктового сброженно-спиртованного (фруктового сброженно-спиртованного сока) с повышением натуральной объемной доли этилового спирта до 5 процентов посредством добавления сусла фруктового спиртованного (спиртованного фруктового сока), сахаросодержащих продуктов с добавлением дистиллята фруктового или ректификованного этилового спирта". Также объемная доля этилового спирта, обеспечиваемая за счет спиртового брожения свежих фруктов либо сусла фруктового, должна быть не менее 2%.
Обращаем внимание, что согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 33806-2016 "Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые" (переиздан в ноябре 2019 года) производство фруктовых вин не ограничивается использованием свежих фруктов. В Российской Федерации существуют производства фруктовых вин, использующие замороженные ягоды (клюкву, бруснику, чернику).
Для таких производств установленное требование об использовании только свежих фруктов, а также установленное ограничение не менее 2% объемной доли этилового спирта, обеспечиваемой за счет спиртового брожения свежих фруктов либо сусла фруктового, может означать прекращение осуществления деятельности, связанной с производством фруктовых вин. Высокое содержание кислот и низкое содержание сахаров в северной ягоде не позволяет соблюдать установленные ограничения.
2. ТР ЕАЭС 047/2018 определяет "вино игристое жемчужное" как винодельческую продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 12,5%. Вместе с тем основные поставщики таких видов вин - страны Европейского союза. Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского союза N 1308/2013 для вин игристых жемчужных устанавливается фактическая объемная доля этилового спирта не ниже 7% (при условии обеспечения общей объемной доли этилового спирта не менее 9%).
В настоящее время производство вин игристых осуществляется в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 33336-2015 "Вина игристые. Общие технические условия", согласно которому игристые вина с защищенным наименованием места происхождения, а также с защищенным географическим указанием, произведенные в результате неполного спиртового брожения виноградного сусла в герметичных сосудах, могут иметь объемную долю этилового спирта от 6% до 13,5% при условии обеспечения общей доли этилового спирта не менее 10%.
В целях исключения риска прекращения поставок на рынок соответствующей алкогольной продукции представляется необходимым включить особенности в части объемной доли этилового спирта для вин с защищенным наименованием места происхождения, а также с защищенным географическим указанием.
3. Предусмотренная ТР ЕАЭС 047/2018 система оценки соответствия предусматривает две схемы: для схемы 3d срок действия декларации о соответствии составляет 2 года, для схемы 6d - 3 года. Одновременно согласно положениям ТР ЕАЭС 047/2018 при декларировании предусмотрены обращения в орган по сертификации или испытательную лабораторию (центр) для проведения идентификации продукции, отбора образца (образцов), а также для организации проведения исследований (испытаний) и измерений в испытательной лаборатории (центре).
Указанные сроки действия деклараций о соответствии существенно ниже, чем действующие в настоящее время (декларация соответствия, например, пива оформляется сроком до 5 лет).
Представляется, что положения ТР ТС 047/2018 в части оценки соответствия определены с нарушением принципов технического регулирования в части единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия*(5). Проведение отбора образцов органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) противоречит типовым схемам оценки соответствия (декларирования), установленным Решением Совета Союза от 18 апреля 2018 г. N 44, правилам отбора образцов, определенным в гармонизированном стандарте ГОСТ 31814-2012, и характерно для схем сертификации.
Реализация указанных положений повлечет существенный рост затрат (кратно ассортименту) на командирование представителя органа по сертификации (испытательной лаборатории), участит периодичность работ по подтверждению соответствия минимум в 1,5-2 раза (по оценкам участников публичных консультаций), что окажет значительное влияние на совокупные затраты как производителей, так и импортеров.
4. ТР ЕАЭС 047/2018 предусматривает ограничение способа очистки "особой водки" "фильтрованием через кварцевый песок". Такое требование исходя из содержания полученных в ходе публичных консультаций позиций участников обсуждения приведет к необходимости переоснащения производств, где не осуществляют такой вид фильтрации, затраты на которое могут составить до 1 млн рублей на 1 завод.
5. При формировании ТР ЕАЭС 047/2018 не были определены идентификационные признаки таких видов алкогольной продукции как "текила" и "мескаль", характеристики которых не позволяют отнести эту алкогольную продукцию и к понятию "спиртной напиток" в связи с ограничением в таблице 1 приложения N 2 к ТР ЕАЭС 047/2018 уровня содержания метилового спирта в процентах (0,05%). Мексиканским стандартом NOM-006-SCFI-2012 уровень метилового спирта для текилы любого вида (и мискаля) составляет от 0,03 до 0,3%. В случае если в ТР ЕАЭС 047/2018 не найдут места идентификационные признаки текилы и мискаля, такая алкогольная продукция не сможет с момента вступления в силу ТР ЕАЭС 047/2018 поставляться на территорию Союза. Вместе с тем Минэкономразвития России не располагает данными о доказанной опасности указанной продукции.
6. В ТР ЕАЭС включено понятие "пивоваренный ячмень" - "ячмень определенных районированных сортов, применяемый для изготовления пивоваренного солода и алкогольной продукции". Обращаем внимание на избыточность требования об использовании ячменя "определенных районированных сортов" и его нереализуемость при производстве импортного пива.
7. Согласно подпункту "о" пункта 31 ТР ЕАЭС 047/2018 маркировка алкогольной продукции включает в том числе контрастную предупредительную надпись, которая наносится прописными буквами легкочитаемым шрифтом максимально крупного размера и занимает не менее 10% контрамарки, или этикетки, или площади потребительской тары: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью". Обращаем внимание на неопределенность указанного требования в части указания на "максимально крупный" размер шрифта. Следствием такой неопределенности является риск избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности по результатам избирательного применения либо неопределенно широкого толкования обязательных требований контролирующими органами при проведении проверок и выявлении нарушений. Представляется необходимым исключить слова "максимально крупного размера" из текста ТР ЕАЭС 047/2018.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 52 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) В Российской Федерации такие вина производят (в том числе с защищенным географическим указанием) в Крыму (Балаклава) (ЗГУ "Крым"), Саук-Дере (ZB Wine Frizzante жемчужное сухое белое (отмечено среди лучших в своей категории Роскачеством), Минеральных водах ("Курортный роман"), Тольятти ("Клуб солнечной лозы"), Братске ("Братское"). Импортируются такие вина из Испании, Португалии, Аргентины, Германии, Австрии, ЮАР.
*(2) Порядка 500 млн рублей в расчете на миллион декалитров (по данным участников публичных консультаций).
*(3) До 200-250 млн рублей прибыли с 1 млн декалитров (по данным участников публичных консультаций).
*(4) Проект акта в указанной части оперирует понятием "виноградосодержащие алкогольные напитки". Между тем проектируемые изменения раздела II ТР ЕАЭС в части понятийного аппарата включают понятие "виноградосодержащие напитки" (игристые виноградосодержащие напитки, газированные виноградосодержащие напитки, виноградосодержащие напитки из виноградного сырья и ароматизированные виноградосодержащие напитки из виноградного сырья). Представляется необходимым синхронизировать проектируемые изменения.
*(5) Подпункт 13 пункта 1 статьи 51 Раздела X Договора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.