Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 15.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 сентября 2019 г. N Пр-2009 (подпункт "а" пункта 2) о создании механизма обязательного отчуждения в муниципальную собственность земельных участков, подвергшихся негативному воздействию вод, в результате которого находящиеся на них жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, после получения их собственниками (нанимателями по договорам социального найма) и членами их семей предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных выплат в связи с полной утратой таких помещений на приобретение или строительство жилых помещений, передачи на праве собственности или по договору социального найма таким гражданам приобретенных (построенных) жилых помещений, а также поручения Правительства Российской Федерации от 8 августа 2019 г. N 6 (пункт 6).
Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327) (далее - Правила).
В силу пункта 19 Правил условием реализации предусмотренных мер социальной поддержки граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации (Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область) имеют место случаи, когда при условии предоставления гражданам предусмотренных Правилами мер социальной поддержки не заключаются договоры безвозмездного отчуждения соответствующих жилых помещений в муниципальную собственность.
Так, в рамках реализации Правил в 2019 - 2020 гг. меры социальной поддержки гражданам и членам их семей, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием вод, оказывались субъектами Дальневосточного федерального округа в отношении 1239 жилых помещений, 419 из которых безвозмездно отчуждены в муниципальную собственность.
Кроме того, вопросы прекращения прав на землю при прекращении прав на жилые помещения в результате негативного воздействия вод урегулированы действующим законодательством не в полной мере. Так, в частности, в законодательстве отсутствует указание на возможность принудительного отчуждения земельного участка в случае если расположенное на таком земельном участке жилое помещение признано непригодным для проживания в результате негативного воздействия вод и при этом гражданам оказаны соответствующие меры государственной поддержки.
Также принудительное отчуждение земельного участка должно сопровождаться адекватными компенсационными мерами в отношении гражданина не только в части предоставления ему мер социальной поддержки на приобретение нового жилья, но и в части равноценного возмещения в виде возможности предоставления земельного участка.
Для целей совокупности комплексных мер по отчуждению имущества граждан и предоставлению им социальной поддержки как в виде предоставления соответствующих выплат, так и в виде предоставления земельного участка законопроектом предусматривается, что отсутствие подтверждения выполнения обязательства по отчуждению жилого помещения, признанного непригодным для проживания в результате негативного воздействия вод, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилое помещение, приобретаемое за счет средств, предоставленных в качестве соответствующих мер социальной поддержки.
Таким образом, законопроект направлен в развитие действующего нормативно-правового регулирования, связанного с реализацией мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Социально-экономическими последствиями принятия соответствующего Федерального закона должно стать как повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан - правообладателей объектов недвижимости, так и обеспечение прозрачности и завершенности процесса оказания мер государственной поддержки в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного характера, в результате которых граждане лишаются своего жилья.
Планируемые юридические последствия принятия соответствующего Федерального закона состоят в устранении существующих пробелов действующего законодательства.
Реализация законопроекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшения доходов) бюджетов различного уровня, не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.