Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке"
(подготовлен Минцифры России 16.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке" (далее - проект постановления) разработан во исполнение подпункта 1.1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 февраля 2021 г. N ДГ-П36-2241.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - перечень) постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 759 "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке" действует до 1 сентября 2021 года (пункт 565 перечня).
В этой связи Минцифры России подготовлен проект постановления, дата вступления в силу которого предусмотрена с 1 сентября 2021 года.
Проектом постановления утверждаются Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (далее - Правила).
Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающие из договора подписки на периодические печатные издания, распространяемые в том числе в электронной форме.
В настоящее время в связи с активным развитием информационных технологий и сервисов широко распространены электронные периодические издания (газеты, журналы и т.п.), которые являются популярными среди подписчиков. Вместе с тем указанный вид периодических печатных изданий формально не закреплен в Правилах, что вызывает затруднение в регулировании данного сегмента услуг. В целях соответствия положений Правил современным требованиям предлагается распространить действие Правил на периодические печатные издания, распространяемые в том числе в электронной форме. Правилами учтена возможность распространения Правил как на печатный вариант такого издания, так и не его электронную версию.
В Правилах уточняются основные понятия. В частности, предусматривается, что подписка на периодические печатные издания как форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, предусматривает в том числе и их доставку. Например, АО "Почта России" доставляет периодические печатные издания на дом, до востребования или в ячейку абонементного почтового шкафа, а периодические печатные издания в электронной форме - на электронную почту клиента либо на электронном носителе в адрес клиента. Аналогично указанные доводы распространяются на иных участников рынка.
В действующей редакции Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 759, отсутствует определение договора подписки, а также не закреплено регулирование возможных способов оформления договора.
Данный пробел учтен в редакции Правил. Правилами также введено понятие "минимального срока подписки", так как подписка всегда оформляется на определенный период, который не может быть меньше минимального срока подписки (количество экземпляров (номеров), выходящих в данном периоде). В связи с чем подписчик не может оформить подписку только на один экземпляр периодического печатного издания.
Вместе с тем дополнен подпункт "д" пункта 4 Правил в части предоставления информации распространителем об адресе места нахождения редакции, издателя, являющихся индивидуальными предпринимателями. В случае, когда у индивидуального предпринимателя адрес его места жительства является адресом осуществления его деятельности (места нахождения редакции, издателя), предоставление указанных данных распространителем может квалифицироваться как нарушение законодательства о персональных данных. В частности, по указанным основаниям, например, АО "Почта России" регулярно получает жалобы редакций, издателей, являющихся индивидуальными предпринимателями. Предлагаемая норма позволит распространителям предоставлять подписчикам только те данные, которые индивидуальный предприниматель самостоятельно разместил на периодическом издании или в ином общедоступном источнике.
Кроме того, пунктом 5 Правил устанавливается, что местом нахождения пунктов приема подписки может быть и сайт в сети "Интернет", на котором размещается каталог периодических печатных изданий в электронной форме. Указанное дополнение вызвано необходимостью закрепления возможности использования каталогов периодических печатных изданий в электронной форме и размещения информации в электронном формате в целях соответствия Правил действующим современным требованиям.
Правилами предлагается также закрепить право распространителя устанавливать тарифы в случае отказа подписчика от исполнения договора (пункт 12 Правил) и ограничить срок доставки подписчику ранее недоставленного экземпляра периодического издания до 30 дней (пункт 25 Правил).
Уточняется и пункт 32 Правил, согласно которому распространитель освобождается от ответственности за нарушение обязательств по доставке экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, если докажет, что это нарушение произошло вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы либо по вине подписчика, издателя или редакции.
В целях урегулирования спорных моментов с подписчиками предлагается закрепить право распространителя устанавливать тарифы на хранение периодических печатных изданий.
Реализация проекта постановления не направлена на реализацию государственной программы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления не содержит положений, направленных на изменение правового регулирования.
Принятие проекта постановления не повлечет внесение изменений в иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.