Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 17.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации федерального закона, планируемого к принятию в установленном порядке по итогам рассмотрения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня сделок, иных действий, подлежащих согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"" (далее - законопроект).
Законопроект был размещен на сайте regulation.gov.ru (ID 02/04/08-20/00107608) для оценки регулирующего воздействия и повторного публичного обсуждения, по итогам которых замечания и предложения не поступили.
Законопроектом вводятся обязательные требования о необходимости согласования Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) в порядке, установленном Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) следующих действий:
1) заключение концессионных соглашений иностранными инвесторами в отношении объектов стратегических обществ;
2) сделки иностранных инвесторов в отношении юридических лиц, осуществляющих стратегические виды деятельности, которые в понимании Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 66) и Закона N 57-ФЗ (ст. 2) не являются хозяйственными обществами с учетом их организационно-правовой формы (товарищества, партнерства, производственные кооперативы, некоммерческие организации, имеющие на балансе основные производственные средства и др.);
3) получение (переоформление) лицензий и (или) иных разрешительных документов на осуществление стратегических видов деятельности организацией, находящейся под контролем иностранного инвестора;
4) установление контроля над стратегическим обществом в связи с приобретением контролирующим лицом статуса иностранного инвестора при приобретении иностранного гражданства, выхода из гражданства РФ;
5) получения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения органа государственной власти и (или) заключения договора, на основании которого возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, и (или) в результате перехода права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (далее - сделки, влекущие за собой предоставление прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов) хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение и находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в результате получения которого такой хозяйствующий субъект или группа лиц, в которую входит такое хозяйственное общество, может занимать доминирующее положение на рынке реализации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в границах рыбохозяйственного бассейна;
6) сделок, влекущих за собой предоставление прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов хозяйственному обществу, имеющему стратегическое значение и находящемуся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в случае если хозяйственное общество или группа лиц, в которую входит такое хозяйственное общество, занимают доминирующее положение на рынке реализации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в границах рыбохозяйственного бассейна, или хозяйственному обществу, не имеющему стратегическое значение и находящемуся под контролем иностранного инвестора или группы лиц.
Порядок подачи указанных ходатайств и их рассмотрения, в дополнение к статьям 8 - 12 Закона N 57-ФЗ, в настоящее время также урегулирован Правилами осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 838.
Соответствующие изменения в указанные Правила предусмотрены проектом постановления "О внесении изменений в Правила осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ID 02/07/04-21/00115168).
Указанным выше законопроектом также предусмотрено предоставление Правительственной комиссии новых полномочий в части принятия решений об устранении выявленных уполномоченным органом фактов получения (переоформления) лицензии, свидетельства об аккредитации, документа о соответствии организацией, находящейся под контролем иностранного инвестора, группы лиц, с нарушением требований части 6 статьи 7 Закона N 57-ФЗ либо установления над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение и осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов, контроля иностранного инвестора с нарушением требований Закона N 57-ФЗ, или факта нахождения такого хозяйственного общества под контролем иностранного инвестора до получения им права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Задачи и функции Правительственной комиссии в настоящее время регламентированы Положением о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 510.
В целях обеспечения реализации проектируемых законопроектом правовых норм (после принятия соответствующего федерального закона) проектом постановления предусмотрено внесение изменений в указанное Положение.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
В части анализа правоприменительной практики следует отметить, что проект постановления разработан в целях реализации нового правового регулирования, предусмотренного законопроектом, и обусловлен задачами, в целях решения которых планируется принятие законопроекта.
В части прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности предусмотренные проектом постановления нормы не устанавливают каких-либо новых правил для применения корпоративного законодательства в целом, они будут использоваться исключительно для целей применения Закона N 57-ФЗ и касаются лишь узкого круга хозяйствующих субъектов - стратегических обществ в случае получения иностранными инвесторами, группами лиц прав в отношении акций (долей) таких обществ или иной возможности осуществлять контроль над ними.
Предлагаемые решения, вносимые проектом постановления, не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В части наличия или отсутствия в проекте постановления обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 31 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с реализацией контроля за осуществлением иностранных инвестиций.
Государственный контроль за соблюдением вводимых (изменяемых) обязательных требований будут осуществляться на основании положений Закона N 57-ФЗ, принятых в его развитие подзаконных актов, при этом за несоблюдение обязательных требований будут применяться последствия, предусмотренные статьей 15 Закона N 57-ФЗ и статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация проекта постановления не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, так как будет осуществляться с учетом уже осуществляемых в настоящее время полномочий Правительственной комиссии и уполномоченного органа (ФАС России), иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
_________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.