Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы "О внесении изменений в приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 марта 2019 г. N 382/19"
(подготовлен ФАС России 17.04.2021 г.)
Проект приказа ФАС России "О внесении изменений в приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 марта 2019 г. N 382/19" (далее - проект приказа) разработан в целях реализации федерального закона, планируемого к принятию в установленном порядке по итогам рассмотрения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня сделок, иных действий, подлежащих согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"" (далее - законопроект).
Законопроект был размещен на сайте regulation.gov.ru (ID 02/04/08-20/00107608) для оценки регулирующего воздействия и повторного публичного обсуждения, по итогам которых замечания и предложения не поступили.
Законопроектом (ч. 8 ст. 4) предусмотрено внесение изменений в статью 14 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ), согласно которым граждане Российской Федерации, приобретшие иное гражданство, либо лица, в отношении которых решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменено, граждане Российской Федерации, оформившие выход из гражданства Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны представить информацию об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если указанные граждане или лица владеют пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегического значение, и при этом не осуществляет контроль над таким хозяйственным обществом.
Таким образом, законопроектом предусмотрено направление в уполномоченный орган (которым в настоящее время является ФАС России) указанной выше информации в случае приобретения статуса иностранного инвестора (согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 57-ФЗ) физическим лицом, владеющим пятью и более процентами акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
В настоящее время порядок представления информации о приобретении иностранным инвестором более 5% акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, урегулирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 795.
Соответствующие изменения в указанные Правила предусмотрены проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 795 (ID - 02/07/04-21/00115121).
Порядок оказания государственной услуги ФАС России по рассмотрению уведомлений иностранных инвесторов о приобретении пяти и более процентов акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, урегулирован административным регламентом ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 27 марта 2019 г. N 382/19.
Проектом приказа предусмотрено внесение изменений в указанный административный регламент в целях обеспечения соответствия данного правового акта упомянутым выше проекту постановления Правительства Российской Федерации и законопроекту.
При этом информация представляется указанными выше лицами в течение 45 дней со дня соответственно приобретения гражданами Российской Федерации иного гражданства или отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации либо оформления выхода из гражданства Российской Федерации лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, с приложением документов, подтверждающих наступление указанных обстоятельств.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
В части анализа правоприменительной практики следует отметить, что проект приказа разработан в целях реализации нового правового регулирования, предусмотренного законопроектом и проектом постановления Правительства Российской Федерации, и обусловлен задачами, в целях решения которых планируется принятие указанных правовых актов.
В части прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности предусмотренные проектом приказа нормы не устанавливают каких-либо новых правил для применения корпоративного законодательства в целом, они будут использоваться исключительно для целей применения Закона N 57-ФЗ и касаются лишь узкого круга хозяйствующих субъектов - стратегических обществ в случае получения иностранными инвесторами, группами лиц прав в отношении акций (долей) таких обществ или иной возможности осуществлять контроль над ними.
Предлагаемые решения, вносимые проектом приказа, не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В части наличия или отсутствия в проекте приказа обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 31 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с реализацией контроля за осуществлением иностранных инвестиций.
Государственный контроль за соблюдением вводимых (изменяемых) обязательных требований будет осуществляться на основании положений Закона N 57-ФЗ, принятых в его развитие подзаконных актов, при этом за несоблюдение обязательных требований будут применяться последствия, предусмотренные статьей 15 Закона N 57-ФЗ и статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация проекта приказа не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, так как будет осуществляться с учетом уже осуществляемых в настоящее время полномочий уполномоченного органа (ФАС России).
_________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.