Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 25 января по 12 февраля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/01-21/00112595).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан в рамках реализации подпункта 1.2 пункта 1 и подпункта 2.2 пункта 2 раздела IV Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р (далее - План мероприятий).
Проектом акта излагаются в новой редакции Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. N 214 (далее - Действующие правила).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 25 марта по 1 апреля 2021 года. В ходе публичных консультаций были получены: позиция ПАО "Мегафон", поддерживающая предлагаемое регулирование, а также замечания ООО "Т2 Мобайл", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения, преимущественно редакционного характера, приведены в приложении к настоящему заключению для рассмотрения разработчиком при доработке проекта акта.
Ранее Минэкономразвития России в отношении проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Действующие правила со схожим предметом регулирования (в части внесения изменений в связи с введением реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг) (ID проекта: 02/07/11-20/00110816) было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия, содержащее ряд замечаний, и направлено в адрес Минцифры России письмом от 9 февраля 2021 г. N 3410-АХ/Д26и (далее - Заключение 1). Отдельные замечания и предложения из Заключения 1 не учтены в проекте акта.
В отношении редакции проекта акта считаем необходимым представить следующие замечания.
1. В соответствии с Планом мероприятий в июне 2020 г. планировалось принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (ID проекта: 02/04/03-20/00100212), предусматривающий изменение формата предоставления государственных услуг по регистрации сертификатов соответствия средств связи в реестре, а также регистрации деклараций о соответствии средств связи в целях оказания государственных услуг в электронной форме с использованием реестровой модели (далее - законопроект).
Положения проекта акта должны быть синхронизированы с указанным законопроектом.
Однако, учитывая, что законопроект до настоящего момента не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, разработка проекта акта представляется преждевременной.
2. В проекте акта замечание 2.6 из Заключения 1 не учтено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В этой связи представляется, что полномочия по рассмотрению жалоб заявителей на неправомерные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) должна рассматривать Росаккредитация, а не Минцифры России.
Однако в соответствии с пунктом 14 проекта акта заявитель вправе при необходимости обратиться в Минцифры России с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации.
3. Пунктом 14 проекта акта предусматривается более широкий перечень обязанностей заявителя по сравнению с обязанностями, установленными пунктом 1 статьи 42 Закона о связи.
Так, проектируется, что заявитель при проведении обязательной сертификации направляет в орган по сертификации не только заявку о проведении обязательной сертификации средства связи и его техническое описание, но также при необходимости предоставляет органу по сертификации дополнительную информацию.
Однако представление дополнительной информации пунктом 1 статьи 42 Закона о связи не предусматривается.
В этой связи представляется необходимым синхронизировать положения проекта акта с положениями Закона о связи.
4. Проектом акта предусматривается единственный способ подачи документов для регистрации сертификата соответствия и декларации о соответствии в соответствующих реестрах - с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг" (далее - ЕПГУ). Иные способы обращения заявителя по вопросу регистрации сертификата соответствия и декларации о соответствии проектом акта не предусматриваются.
Однако в отсутствие доступа к ЕПГУ и иных подобных случаях регистрация сертификата соответствия и декларации о соответствии не может быть обеспечена, что может быть сопряжено с дополнительными административными издержками субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны в том числе обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Таким образом, положения проекта акта должны предусматривать возможность получения государственной услуги в иных формах, поскольку указанное исключение не предусмотрено Законом о связи.
5. В Заключении 1 Минэкономразвития России было представлено предложение в отношении оптимизации системы подтверждения соответствия средств связи и услуг связи, однако оно не учтено в представленной редакции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона о связи аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в Росаккредитацию с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности.
Также в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Закона об аккредитации к полномочиям Росаккредитации в том числе относятся организация формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и предоставления сведений из указанных реестров, а также формирование и ведение указанных реестров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза, и предоставление сведений из них.
Учитывая изложенное, во избежание излишней административной нагрузки на аккредитованных лиц, проводящих сертификационные испытания средств связи, предлагаем рассмотреть вопрос о передаче полномочий по ведению реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии системы сертификации в области связи Росаккредитации.
Передача полномочий позволит аккредитованным лицам осуществлять регистрацию деклараций о соответствии, вносить сведения о сертификатах соответствия в реестр, а также производить передачу сведений о результатах своей деятельности в рамках одной информационной системы - федеральной государственной информационной системы в области аккредитации. Росаккредитация, в свою очередь, сможет более эффективно осуществлять контроль за деятельностью таких аккредитованных лиц, что позволит повысить качество проводимых работ.
6. Представляется необходимым скорректировать пункт 3 проекта акта, налагающий обязанность по представлению "заявления о проведении обязательного подтверждения соответствия", однако в соответствии с пунктом 9 проекта акта заявитель принимает декларацию о соответствии, которую затем направляет в Минцифры России для ее регистрации.
7. В пункте 10 проекта акта предлагается обязательно указывать в декларации о соответствии версию программного обеспечения, обеспечивающего функционирование средства связи.
Однако программное обеспечение может отсутствовать на средстве связи.
В этой связи считаем целесообразным указывать такую информацию только при ее наличии.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.