Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Критериев отнесения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности к потенциально опасным объектам" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 8 февраля по 2 марта 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/02-21/00113059).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта устанавливаются критерии отнесения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования к потенциально опасным объектам (далее - ПОО).
Проект акта разработан в соответствии с Правилами разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 (далее - Правила разработки критериев).
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проект акта не предусматривает установление переходного периода, а его положения вступят в силу по общему порядку - по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Обращаем внимание, что 1 февраля 2021 г. вступила в силу часть 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях), которой предусмотрено, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона об обязательных требованиях нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В этой связи считаем необходимым установить дату вступления в силу проекта акта в соответствии с требованиями Закона об обязательных требованиях, а также установить срок действия проекта акта.
2. В соответствии с пунктом 4 Правил разработки критериев устанавливаемые проектом акта критерии отнесения объектов всех форм собственности к ПОО (далее - критерии) должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.
Проектом акта такие критерии установлены.
Вместе с тем в настоящее время обязательные требования к объектам в зависимости от категории опасности ПОО еще не разработаны.
Учитывая, что подлежащие разработке требования находятся в системном единстве с обсуждаемыми критериями, по результатам оценки регулирующего воздействия не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии или об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
3. Проектом акта в качестве качественного критерия разработчиком предлагается использовать "чрезвычайные ситуации" различного уровня.
Однако из представленной редакции не представляется возможным определить, каким образом чрезвычайные ситуации применимы для объектов железнодорожного транспорта, каким образом оценивать последствия чрезвычайных ситуаций, на каких территориях и в каких случаях конкретная чрезвычайная ситуация может повлиять на отнесение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к той или иной категории опасности.
Учитывая, что для присвоения объекта к каждой категории опасности разработчиком предлагается применять по 1 качественному и 1 количественному показателю, представляется, что установление качественных показателей в предлагаемой редакции не несет смысловой нагрузки.
В соответствии со статьей 4 Закона об обязательных требованиях принципами установления и оценки применения обязательных требований являются в том числе правовая определенность и системность, однако указанные проектируемые требования не отвечают таким принципам.
На основании изложенного проект акта подлежит доработке.
4. В соответствии с положениями проекта акта отнесению к потенциально опасным объектам железнодорожного транспорта общего пользования подлежат особо опасные технически сложные объекты инфраструктуры в соответствии с частью 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры в соответствии с указанной нормой являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Однако указанный термин не синхронизирован с термином, используемым в отношении потенциально опасных объектов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Так, потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
Таким образом, объекты, отнесенные к особо опасным технически сложным, не во всех случаях могут быть отнесены к ПОО.
Учитывая, что проектом акта устанавливаются критерии отнесения объектов к ПОО, считаем необходимым скорректировать объектный состав в соответствии с указанным замечанием.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о несоответствии проекта акта Закону об обязательных требованиях;
- обоснование решения проблемы предложенным способом регулирования представлено не в полной мере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.