Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 22.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект) о внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2002 N 418 (далее - Положение), подготовлен в рамках исполнения:
части 2.3 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
поручения Президента Российской Федерации от 16.07.2016 N Пр-1380;
плана мероприятий "дорожной карты" Правительства Российской Федерации от 21.08.2018 N 6660П-П10 перехода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями.
Вышеуказанными актами предусмотрена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами (физическими лицами) и организациями, обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами Российской Федерации в области криптографической защиты информации, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". В рамках организации такого взаимодействия необходимым является утверждение требований к технологиям взаимодействия средств информатизации, реализующих российские криптографические алгоритмы с иными средствами информатизации.
Вместе с тем в настоящий момент у Минцифры России отсутствуют полномочия на утверждение указанных требований.
Наделение Минцифры России указанными полномочиями позволит обеспечить реализацию поэтапного перехода на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования.
Кроме того, проектом постановления предусматривается внесение в Положение изменений, определяющих участие Минцифры России в пределах своей компетенции в разработке и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности.
Основанием для внесения указанного изменения являются пункт 5 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 26 марта 2021 г. и Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 N 213.
Минцифры России на постоянной основе участвует в реализации государственной политики в области международной информационной безопасности. Представитель Минцифры России включен в состав межведомственной рабочей группы по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности.
Министерство участвует в разработке двусторонних межправительственных соглашений Российской Федерации об обеспечении международной информационной безопасности. В составе межведомственных делегаций представитель Министерства участвует в заседаниях международных организаций и в консультациях с соответствующими делегациями иностранных государств.
Кроме того, Министерством ведется работа по выработке списка терминов в области безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ в составе Межведомственной рабочей группы по продвижению терминологии в области безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на международных площадках (на площадке МИДа России) и Подгруппы по выработке списка терминов, их наполнению и межведомственному согласованию (на площадке Минюста России).
Минцифры России осуществляет реализацию полномочий в международной деятельности в сфере обработки персональных данных. В частности, Минцифры России отвечает за взаимодействие с Комитетом Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (ETS N 108). Представитель Минцифры России является членом указанного Комитета и избран в состав его Бюро.
В рамках реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности Минцифры России осуществляет работу по приведению российской нормативной правовой базы в области обработки персональных данных и отдельных вопросов информационной безопасности в соответствие с нормами Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и взаимодействию с Комитетом ОЭСР по политике в сфере цифровой экономики в целях продвижения российских инициатив на заседаниях рабочих органов организации, в том числе при разработке стандартов ОЭСР.
Наделение Минцифры России полномочиями по разработке и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности будет способствовать продвижению на международной арене российских подходов к формированию системы обеспечения международной информационной безопасности и российских инициатив в области международной информационной безопасности и организации межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики в области международной информационной безопасности.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Проект постановления не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., положениям международных договоров Российской Федерации.
Реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.