Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта"
(подготовлен Минпромторгом России 22.04.2021 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта" (далее - проект постановления) предлагается расширить перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 877 (далее - Печень товаров), включив в него "лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм" по коду 4407 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) "фанеру клееную, панели фанерованные и аналогичную слоистую древесину" по коду 4412 ТН ВЭД ЕАЭС для возможности введения и применения мер нетарифного регулирования к включенным товарным позициям.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Дополнение Перечня товаров кодом 4407 ТН ВЭД ЕАЭС (пиломатериалы) вызвано тем, что в 2020 году относительно 2019 года объем производства пиломатериалов на территории Российской Федерации сократился на 4 % с 45,0 до 43,0 млн куб. метров, на Дальнем Востоке производство данной продукции сократилось на 15 % с 4,7 до 4,0 млн куб. метров.
При этом указанная отрицательная тенденция сохраняется в январе - феврале 2021 г. относительно аналогичного периода 2020 года: сокращение производства пиломатериалов на 4 % с 6,8 до 6,5 млн куб. метров, при этом на территории Дальневосточного федерального органа данный показатель снизился на 13 % с 0,6 до 0,5 млн куб. метров.
Указанные отрицательные изменения происходят в период самого высокого уровня внутренних и экспортных цен на пиломатериалы за всю историю наблюдений. В частности, в феврале 2021 г. цена на пиломатериалы хвойных пород древесины на внутреннем рынке достигла 11 296 руб. за куб. метров без НДС (+ 64 % к цене в феврале 2020 г.), средняя экспортная цена российских предприятий составила 14 803 руб. за куб. метров без НДС (+ 32 % к цене в феврале 2020 г.).
Кроме того, в настоящее время группа 4407 ТН ВЭД ЕАЭС включена в Перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 июля 2016 г. N 83. В связи с этим у Российской Федерации существует возможность направить в Евразийскую экономическую комиссию предложение о введении единых нетарифных мер регулирования, в том числе количественное ограничение или запрет экспорта пиломатериалов с таможенной территории ЕАЭС.
Вместе с этим, в случае заинтересованности российских предприятий лесопромышленного комплекса во введении временных мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке, в том числе количественного ограничения или запрета экспорта пиломатериалов с территории Российской Федерации, потребуется включение товаров, классифицируемых в группе 4407 ТН ВЭД ЕАЭ, в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 877 (далее - Перечень).
Дополнение Перечня товаров кодом 4412 ТН ВЭД ЕАЭС (фанеры) обусловлено снижением производства, увеличением импорта указанного вида продукта, а также повышением цены как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В частности, в 2020 году относительно 2019 года на территории Российской Федерации снизился объем производства фанеры на 3 % с 4 146 до 4 015 тыс. куб. метров. Вместе с тем за рассматриваемый период увеличился объем импорта фанеры на 81 % с 66 до 119 тыс. куб. метров.
Средняя отгрузочная цена на внутреннем рынке на фанеру в 2020 году относительно 2019 года увеличилась на 2 % с 25 164 до 25 756 руб. за куб. метр (без НДС), экспортная цена увеличилась на 9 % с 27 519 до 30 062 руб. за куб. метр (без НДС).
В январе-феврале 2021 года относительно аналогичного периода 2020 года также увеличилась средняя отгрузочная цена как на внешнем, так и на внутреннем рынках: на 17 % с 23 070 до 26 977 руб. за куб. метр (без НДС) и на 22 % с 26 056 до 31 823 руб. за куб. метр (без НДС) соответственно.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.