Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, изменении в некоторых актах Правительства Российской Федерации в части технологического присоединения к системе, водоснабжения и водоотведения, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 24.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, изменении в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части технологического присоединения к системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях совершенствования механизмов, правил, обеспечивающих недискриминационный доступ к услугам в сфере теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
Разработка проекта постановления осуществлена в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 11.02.2021 N МХ-П49-1567.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - перечень) при необходимости изменения после 01.01.2021 нормативного правового акта, включенного в перечень, такой нормативный правовой акт признается утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
05.07.2018 было утверждено постановление Правительства Российской Федерации N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 787).
Разработчиком указанного постановления являлась Федеральная антимонопольная служба. С момента вступления в силу указанного постановления ФАС России аккумулировала замечания и предложения к указанному акту, проводила рабочие группы с экспертами отрасли в целях совершенствования процедуры подключения и корректировки правовых норм, вызывающих трудности правоприменения.
По итогам выявления проблем ФАС России была определена необходимость внесения изменений в Постановление N 787.
С учетом включения Постановления N 787 в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 ФАС России разработала проект постановления признающим утратившим силу Постановление N 787.
Проектом постановления предусмотрено урегулирование порядка заключения договоров подключения к системам теплоснабжения со смежными организациями (в том числе порядок включения затрат ресурсоснабжающей организации на заключение договора подключения со смежной организацией в плату за подключение), а также внесены корректировки по порядку получения технических условий.
За период действия Постановления N 787 на практике нередко возникали случаи, когда заявители оказываются недобросовестными, и в течение всего срока подключения не предпринимают никаких действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а после истечения срока договора обращаются к теплоснабжающей (теплосетевой) организации за продлением соответствующего договора. В целях исключения злоупотреблений со стороны заявителей проектом постановления предусматривается право исполнителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении и требовать компенсации понесенных затрат в случае невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных условиями подключения, в срок, установленный для подключения объекта заявителя договором о подключении.
Кроме того, проектом постановления планируется установить отдельный порядок внесения платы за подключение для заявителей, которые осуществляют деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проектом постановления предлагается установить срок рассмотрения уполномоченным органом власти заявлений о внесении изменений в инвестиционную программу организации в целях подключения заявителя к сетям теплоснабжения. В настоящее время Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410, не содержат четкого срока рассмотрения таких заявлений, что позволяет уполномоченным органам злоупотреблять правом и затягивать рассмотрение.
Внесение вышеуказанных изменений позволит сократить срок подключения к сетям теплоснабжения по сравнению с ранее действовавшими Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила подключения).
Также проектом постановления предусматривается уточнение понятия "исполнитель" по отношению к Правилам подключения, так исполнителем будет является теплоснабжающая или теплосетевая организация, в том числе соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Указанное определение конкретизировано во исполнение пункта 3 Плана-графика подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 01.04.2020 N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О теплоснабжении" и Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М. Хуснуллиным от 22.07.2020 N 6345п-П9.
Также в целях унификации подключения в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения проектом предлагается установить отдельный порядок установления платы за подключение и возможность корректировки индивидуальной платы в сфере водоснабжения и водоотведения (по аналогии с действующими в сфере теплоснабжения механизмами).
В проекте постановления присутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектом постановления устанавливается порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению. При этом недискриминационный доступ к услугам по подключению к системам теплоснабжения предусматривает обеспечение равных условий предоставления таких услуг их потребителям.
Ответственность за несоблюдение требований порядка подключения и обеспечения недискриминационного доступа предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие проекта не потребует расходов средств бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.