Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на приобретение новых карьерных экскаваторов взамен карьерных экскаваторов, сданных на утилизацию"
(подготовлен Минпромторгом России 26.04.2021 г.)
Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на приобретение новых карьерных экскаваторов взамен карьерных экскаваторов, сданных на утилизацию" (далее - проект постановления).
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Период государственной поддержки предлагается установить в рамках пилотного проекта на 2021 год и продлить на период с 2022 года 2024 год в случае сохранения текущих негативных воздействий на экономику, связанных с пандемией COVID-19. Необходимый объем бюджетных ассигнований на 2021 год - 0,3 млрд рублей, на период с 2022 года по 2024 год - 1,0 млрд рублей.
Объем внебюджетного финансирования проекта ожидается в размере, в 4 раза превышающем размер получаемой субсидии - около 5,1 млрд рублей.
Утверждение указанного механизма позволит создать стимул для обновления парка карьерных экскаваторов и наращивания собственного производства данного вида продукции тяжелого машиностроения. Объем дополнительного производства карьерных экскаваторов в период с 2021 года по 2024 год в результате стимулирующих мер государственной поддержки составит 6,4 млрд рублей (12 единиц экскаваторов или 3% парка отработавших свой срок карьерных экскаваторов). Объем дополнительных налоговых поступлений за период действия механизма составит 1,95 млрд рублей (эффект на рубль вложений 1,53).
Целевым назначением субсидий является возмещение части затрат на приобретение новых карьерных экскаваторов, предназначенных для открытого способа добычи полезных ископаемых при условии сдачи на утилизацию карьерных экскаваторов такого же назначения, превысивших срок службы, установленный производителем. Предоставление субсидий осуществляется однократно в размере 20% от стоимости нового карьерного экскаватора.
В настоящий момент, в связи со снижением мировых цен на уголь и общей тенденцией жесткого контроля за издержками горнодобывающих предприятий, наметившейся еще 2018 году, конкуренция на поставку карьерной техники находится на высоком уровне. При этом следует отметить присутствие на рынке зарубежных производителей экскаваторов - P&H (Komatsu), Caterpillar, Liebnerr, Taiyuan - в сегментах от 20 метров кубических и более. Так, например, китайский производитель - компания Taiyuan, на протяжении последних 3 лет стабильно поставляет на российский рынок не менее 3 машин (15- 19% рынка), также увеличивается конкурентное давление со стороны компании Komatsu, которая впервые за последние 5 лет поставила в первой половине 2020 года 3 тяжелых карьерных экскаватора.
Предоставление субсидии в размере 20% от стоимости нового карьерного экскаватора отечественного производства будет стимулировать горнодобывающие компании к обновлению парка и приобретению карьерных экскаваторов отечественного производства вместо гидравлических карьерных экскаваторов иностранного производства.
Таким образом, предоставление субсидии окажет стимулирующий эффект на приобретение новой российской техники и обновление устаревающего парка карьерных экскаваторов как электрических, так и гидравлических.
В настоящее время из находящихся в эксплуатации свыше 450 карьерных электрических экскаваторов, 310 машин служат более 23 лет при типовом сроке службы, устанавливаемом производителями - 21 год. Таким образом, в горнодобывающей отрасли сформирован существенный потенциал отложенного спроса на обновление парка.
Стремление потребителей оптимизировать затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт оборудования, подталкивает их к созданию однородного парка горного оборудования. Поэтому, в отсутствие субсидирования, возможности импортозамещения на рынке тяжелых карьерных экскаваторов будут снижены. Доля иностранных производителей в ежегодных поставках будет иметь тенденцию к увеличению с текущих 28% до 48% к 2024 году.
Перспективная потребность (на горизонте до 4 лет) в обновлении парка тяжелых карьерных экскаваторов при наличии механизмов стимулирования в виде субсидий дает возможность наращивать производство российских тяжелых карьерных экскаваторов, снизить долю импортных аналогов до 10% и модернизировать действующую производственную линейку, освоить и развить смежные сегменты оборудования для горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, в которых доля иностранной техники превышает 40%.
Российский рынок поставок карьерных экскаваторов без учета субсидий, ед.
Российский рынок поставок карьерных экскаваторов с учетом субсидий, ед.
Отдельно необходимо учесть недопустимость высоких рисков зависимости от сервиса и комплектующих иностранных производителей в горнодобывающей отрасли.
Российскими производителями карьерных экскаваторов являются ПАО "Уралмашзавод" и ООО "ИЗ-КАРТЭКС им П.Г. Коробкова", выпускающие широкую линейку электрических карьерных экскаваторов.
Основные потребители в Российской Федерации - ООО УК "Металлоинвест", АО УК "Кузбассразрезуголь", АО ХК "СДС-Уголь", АО "Карельский Окатыш", ОАО "Стойленский ГОК", АО "Сибирский Антрацит", ПАО "Полюс", АО "Стройсервис", ОАО "УГМК" и др.
По предварительным данным на рынок продаж тяжелых карьерных экскаваторов в перспективе ближайших 4 лет, с учетом тенденции замены экскаваторов с ковшом менее 10 метров кубических, на более производительные и современные экскаваторы с ковшом от 12 до 44 метров кубических - в Российской Федерации сформирован спрос на приобретение от 44 до 60 новых карьерных экскаваторов, взамен отслуживших свой срок. Предполагается, что не весь парк тяжелых карьерных экскаваторов с истекшим сроком эксплуатации (310 единиц) будет заменен. Основная причина: сокращение инвестиционных программ в связи со снижением объемов добычи в угольной отрасли, вызванных снижением мировых цен на уголь, обозначившимся в 2019 году, а также общим спадом в мировой экономике, вызванным пандемией COVID-19. В результате в этот период приоритет перераспределялся в сторону консервации оборудования и приобретения более дешевого оборудования. В рамках предлагаемой программы планируется стимулировать замену 12 единиц или 27% указанного выше сформированного спроса по замене отслужившего свой срок парка электрических карьерных экскаваторов.
Потребность в карьерных экскаваторах (емкость ковша более 10 метров кубических), используемых для добычи открытым способом, на период до 2035 года составляет от 28 до 40 единиц в год.
Минимальные ввозные пошлины на экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков, включая гидравлические экскаваторы (5%), значительно осложняют конкуренцию с зарубежными, особенно с китайскими производителями. Однако, в последние годы отмечается тенденция оптимизации затрат на приобретение горнодобывающего и горно-перерабатывающего оборудования российскими горнодобывающими предприятиями, что при условии применения механизма субсидирования создаст конкурентное преимущество перед зарубежными аналогами.
Таким образом, обновление парка карьерных экскаваторов стимулирует горнодобывающие компании на переход к использованию более современной и производительной техники за счет приобретения новых современных карьерных экскаваторов. Основные драйверы перехода на современные машины:
- увеличение вместимости ковшей карьерных экскаваторов и повышение производительности выемочных работ, в том числе за счет повышения технических характеристик карьерных экскаваторов;
- увеличение безопасности выемочных работ за счет использования более совершенных экскаваторов, оснащенных, в том числе, автоматизированными системами пожаротушения;
- снижение нагрузок на окружающую среду, которые сопровождают использование гидравлических экскаваторов в виде: выбросов в атмосферу отработавших газов; попадания в почву и воду нефтепродуктов и других эксплуатационных жидкостей, необходимость в более частой утилизации гидравлических экскаваторов и его узлов;
- обеспечение энергоэффективности выемочных работ за счет использования более современных машин.
Общий результат от использования современных машин: повышение производительности труда, улучшение промышленной безопасности и безопасности условий труда на опасных производственных объектах горнодобывающей отрасли, снижение экологических рисков при разработке месторождений полезных ископаемых. Кроме того, экологический эффект дополняется стимулированием утилизации отслуживших срок машин и механизмов.
В представленном проекте постановления предусмотрен дополнительный механизм стимулирования продаж инновационных карьерных экскаваторов, что позволит ускорить освоение российскими производителями новой продукции и стимулировать создание научно-технических заделов на перспективное развитие и интеграцию их в проекты "Цифровое горное предприятие", которые в настоящее время внедряются ключевыми горнодобывающими компаниями Российской Федерации.
Реализация предложенных мер будет способствовать выполнению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328, а также Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Возможные негативные последствия для отрасли при отказе от данного механизма государственной поддержки:
- снижение финансово-экономической устойчивости российских предприятий, а также снижение объема производства и продаж отечественных карьерных экскаваторов (прогноз по снижению ежегодных объемов производства до 2023 года более 35%, относительно 2020 года).;
- социальная напряженность (массовые сокращения персонала, в том числе в городах с ограниченным количеством доступных рабочих мест);
- недозагрузка производственных мощностей предприятий, модернизировавших производство, в том числе с привлечением государственной поддержки;
- снижение промышленной и экологической безопасности на объектах горнодобывающей отрасли;
- создание предпосылок к критическому увеличению зависимости горнодобывающей отрасли от сервисов и комплектующих иностранных производителей, что недопустимо из-за требований экономической безопасности страны.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Отказ от стимулирования (сценарий "без субсидий"), в условиях замедления экономики, вызванной пандемией, с высокой вероятностью приведет к стагнации и снижению выпуска экскаваторов до 14 единиц в год, увеличению импорта иностранных карьерных экскаваторов, сворачиванию инвестиционных программ по импортозамещению иностранной карьерной техники, ухудшению ситуации с промышленной безопасностью и безопасностью условий труда на горнодобывающих предприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.