Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 40 и 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минобороны России 26.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 40 и 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - проект федерального закона) разработан в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета и обеспечения права граждан на жилище.
В соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащим, а также другим отдельным категориям граждан могут предоставляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов выплаты на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение жилых помещений либо предоставление жилых помещений.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" средства накоплений для жилищного обеспечения предоставляются военнослужащим по договору целевого жилищного займа как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета для погашения ипотечного кредита, полученного в целях приобретения жилого помещения. После регистрации права военнослужащего на жилое помещение указанные средства поступают на его банковский счет, открытый в соответствии с договором банковского счета, заключенным военнослужащим с кредитной организацией.
При этом в рамках принудительного исполнения судебного акта в ходе исполнительного производства, возбужденного в отношении военнослужащего, органы службы судебных приставов обращают взыскание на имущество военнослужащего, включая указанный счет, предназначенный для выплаты накоплений для жилищного обеспечения. В настоящее время наложен арест на банковские счета 3 215 военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и данный показатель продолжает увеличиваться.
В действующей системе правового регулирования арест судебными приставами - исполнителями счетов, предназначенных для выплаты гражданам денежных средств на приобретение и (или) строительство жилого помещения, не запрещен.
Такой порядок нарушает права граждан на жилищное обеспечение и влечет нецелевое использование бюджетных средств (судебными приставами - исполнителями денежные средства, предназначенные для исполнения публичных обязательств государства по жилищному обеспечению, направляются в счет погашения личных обязательств граждан, не связанных с жильем). Более того, в случае со счетами участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения аресты счетов влекут просроченную задолженность военнослужащего по погашению ипотечного кредита и риск обращения взыскания кредитором на жилье военнослужащего.
Проектом федерального закона предусмотрено включить отдельные виды доходов, связанные с вопросами жилищного обеспечения, в виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Проект федерального закона обеспечит реализацию в установленном порядке прав военнослужащих и других категорий граждан на жилищное обеспечение, а также целевое использование средств федерального бюджета.
Кроме того, проект федерального закона предусматривает возможность приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника - военнослужащего, ранее уволенного без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, повторно поступившего на военную службу и восстановленного в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
В практике функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возникают многочисленные случаи, когда на этапе исполнительного производства должник, ранее уволенный без права на использование накоплений для жилищного обеспечения и обязанный по решению суда возвратить государству средства целевого жилищного займа, в связи с заключением нового контракта о прохождении военной службы включается в реестр участников накопительно-ипотечной системы. В отношении такого военнослужащего возобновляется начисление за счет средств федерального бюджета накопительных взносов для жилищного обеспечения.
В данной ситуации дальнейшее принудительное исполнение решения суда может привести к изъятию у военнослужащего жилого помещения, приобретенного с использованием средств федерального бюджета, что нарушает принципы Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и снижает престиж военной службы по контракту. В то же время отказ уполномоченного органа от дальнейшего принудительного исполнения решения суда создает риски невозможности взыскания долга в последующем, в случае если такой военнослужащий вновь будет уволен с военной службы без права на жилищное обеспечение, и при этом процессуальные сроки истекут.
Проект федерального закона регулирует данную проблемную ситуацию посредством дополнения перечня оснований, при которых исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, в случае включения должника в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", если на имущество должника, залогодержателем которого является Российская Федерация, не обращено взыскание по требованиям других залогодержателей.
Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не содержат обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.