Пояснительная записка к проекту Федерального закона "проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 27.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28.09.2020 N Пр-1571, а также поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова N АБ-П11-4234.
В настоящее время законодательство Российской Федерации насчитывает множество (более 50) нормативных правовых актов, устанавливающих императивную необходимость проведения торгов и регламентирующих процедур их осуществления. Большинство таких нормативных актов не обеспечивают возможность проведения торгов в цифровом формате посредством соответствующего электронного функционала даже в случае возникновения острой необходимости.
В зависимости от предмета торгов, а кроме того, субъекта Российской Федерации, где принят соответствующий нормативный акт, варьируются формы процедуры торгов, порядок и нюансы их проведения. В частности, прослеживается вариативность требований к:
- информационному обеспечению торгов: срокам, источникам размещения информации;
- участию в торгах и ограничению круга лиц, имеющих к ним доступ;
- проведению самой процедуры предложения участниками цены и условий исполнения договора - процедуры торга;
- порядку заключения договора и обеспечению его исполнения.
Указанное многообразие подходов и процедур создает неопределенность и вводит в заблуждение и собственников имущества (органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица), и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих имущественных прав.
Кроме того, физическая удаленность местонахождения отдельных категорий имущества и необходимость очного участия в подаче заявки и торговой сессии создает дополнительные трудности и финансовые издержки для заинтересованных хозяйствующих субъектов.
В совокупности влияние вышеуказанных факторов приводит к снижению предпринимательской активности в сфере торгов, делению данной сферы деятельности ("рынка") среди специализированных групп предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках отдельной процедуры торгов, что в существенной степени сказывается на прозрачности и конкурентности торгов в отношении отдельного вида имущества или имущественных прав.
В результате потери несут как собственники, заинтересованные в получении максимального дохода от реализации соответствующих материальных прав или максимального снижения расходов, если торги проводятся в целях исполнения общественных обязательств, так и хозяйствующие субъекты, не имеющие соответствующих профессиональных компетенций и "связей" для участия в определенных торгах, процедура проведения которых не является в достаточной степени, по их мнению, прозрачной, и риски убытков в результате участия в ней несоизмеримо выше вероятности приобретения соответствующих имущественных прав.
Законопроектом предлагается дополнить Закон о защите конкуренции в части введения универсальных положений, таких как:
- размещение извещения о проведении торгов на сайте www.torgi.gov.ru;
- проведение торгов в электронной форме на едином перечне электронных площадок;
- мораторий на заключение договора;
- порядок обжалования нарушений всех процедур обязательных торгов (статья 18.1 Закона о защите конкуренции);
- саму процедуру торгов предлагается установить актом Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения публичного доступа к проведению обязательных торгов, безопасности их проведения, а также исключения возможности злоупотреблений при проведении таких торгов, торги предлагается проводить на электронных площадках, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации для осуществления государственных и муниципальных закупок.
В Законопроекте хозяйствующим субъектам, органам государственной власти и местного самоуправления не придется изменять технологические процессы своей деятельности и обращаться к совершенно новому специально принятому для целей урегулирования обязательных торгов нормативному правовому акту Российской Федерации.
В практической деятельности, по мнению ФАС России, внесение новых положений в уже действующее законодательство, в Закон о защите конкуренции, распространяющий свое действие на всех участников процесса заключения договоров по итогам торгов, будет иметь больше положительных эффектов и меньше рисков, связанных с недостаточной осведомленностью правоприменителей, чем принятие нового федерального закона.
Так же важно отметить, что концепция Законопроекта ФАС России позволяет применять сложившиеся и урегулированные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации понятия в сфере обязательных торгов.
Предполагается, что Законопроектом ФАС России будет установлена общая часть порядка проведения электронных торгов, которая будет единообразно применяться для проведения всех торгов, проведение которых в настоящее время обязательно в силу законодательства Российской Федерации, а также тех торгов, решение в проведении которых будет принято в будущем.
При этом особенности проведения торгов в отношении отдельных видов объектов в случае их неурегулированности в настоящее время будут урегулированы в отраслевом законодательстве Российской Федерации.
В целях обеспечения перехода к проведению обязательных торгов по единой процедуре в электронной форме законопроектом ФАС России устанавливается отложенная норма вступления принятого федерального закона в силу и порядок проведения торгов, уже объявленных на момент его принятия.
По мнению ФАС России, в настоящее время с учетом действующих мер ограничительного характера, принятых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, перевод всех процедур обязательных в силу законодательства торгов в электронную форму, их проведение по унифицированной процедуре стало необходимостью, отказ от реализации которой или значительное промедление ее введения, может катастрофически сказаться на экономической конъюнктуре предпринимательской деятельности и возможности развития тех отраслей экономики государства, где проведение торгов является основным "шлюзом" входа на соответствующий рынок.
Реализация Законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и инфе последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.