Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460"
(подготовлен Минстроем России 30.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении для федеральных государственных нужд"" (далее - проект постановления) разработан Минстроем России в инициативном порядке в связи с произошедшими с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении для федеральных государственных нужд" (далее - постановление N 460) изменениями в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с учетом сложившейся практики применения положений постановления N 460.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), регулирующий отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В число основных принципов контрактной системы в сфере закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, входят эффективность осуществления закупок и обеспечение конкуренции, соблюдение которых обеспечивает достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд на лучших условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе по наиболее выгодной цене.
Вместе с тем, в случае осуществления закупок жилых помещений для федеральных государственных нужд продолжает применяться постановление N 460, изданное до принятия Федерального закона N 44-ФЗ.
Анализ практики применения положений постановления N 460, в том числе многочисленных обращений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступающих в Минстрой России, показывает, что одной из причин, препятствующих эффективному выполнению программ, предусматривающих обеспечение граждан жилыми помещениями, является объявление торгов на приобретение жилых помещений по начальной цене, равной стоимости квадратного метра, устанавливаемой Минстроем России. Из-за отсутствия участников торги признаются несостоявшимися, что, в результате, приводит к невыполнению указанных программ.
Рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при приобретении жилых помещений для государственных (муниципальных) нужд за счет средств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований об установлении начальной цены в размере, равном стоимости квадратного метра, утвержденной Минстроем России, следует из пункта 2 постановления N 460.
Вместе с тем, расчет и утверждение показателей предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений осуществляется в целях, не связанных с осуществлением закупок жилых помещений для федеральных государственных нужд. Так, согласно пункту 5.2.38 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
При этом необходимо учитывать, что фактический размер данных показателей, как правило, ниже уровня средней рыночной стоимости жилых помещений по субъектам Российской Федерации. В этой связи на практике нередко возникает потребность принятия индивидуальных решений Правительства Российской Федерации о превышении предельной стоимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления N 460. Данная проблема особенно актуальна в случаях приобретения жилых помещений для сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих на территории Дальневосточного и Крымского федеральных округов.
Таким образом, постановление N 460 утратило свою актуальность и дальнейшее регулирование целесообразно осуществлять в рамках Федерального закона N 44-ФЗ.
Также следует отметить, что осуществление закупок жилых помещений для федеральных государственных нужд не может осуществляться по правилам части 22 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку сфера ее применения ограничивается случаями закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Учитывая развитость рынка жилой недвижимости и жилищного строительства, значительное число потенциальных контрагентов, осуществление закупок у единственного поставщика может рассматриваться как необоснованное ограничение конкуренции.
В этой связи проектом постановления предлагается признать утратившими силу постановление N 460 и иные акты Правительства Российской Федерации, которыми в него были внесены изменения.
Реализация предлагаемого подхода не повлияет на количественные показатели по обеспечению жильем различных категорий граждан.
В случаях, когда действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обеспечение жилищных прав путем предоставления жилых помещений (детям-сиротам, гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, признанном аварийным, на условиях социального найма, а также инвалидам, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации формой жилищного обеспечения их прав определено предоставление жилого помещения) стоимость 1 кв. метра используется исключительно для определения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Реализация проекта постановления будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год и на плановый период, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, а также сокращения его доходной части.
Принятие проекта постановления не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.