Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"
(от 30.04.2021 N 13705-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МВД России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 28 сентября по 16 октября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=108754.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Как указано разработчиком в сводном отчете, проект акта разработан в целях приведения Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения) в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (ТР ТС 018/2011), и документов по стандартизации, действующих в области безопасности дорожного движения.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта существенно расширяется Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
Так, действующий перечень содержит 44 пункта, а проектируемая редакция Перечня - 105 пунктов. При этом разработчиком в качестве обоснования увеличения числа неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указывается необходимость приведения Перечня в соответствие с приложением N 8 ТР ТС 018/2011.
Согласно пунктам 72 и 73 ТР ТС 018/2011 проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения, при этом порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза.
Предлагаемый к проверке в рамках государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения Перечень включает в себя объем требований, существенно превышающий объем требований, подлежащий проверке в рамках технического осмотра транспортных средств*(1). К таким требованиям могут быть отнесены пункты 1.10, 1.12, 1.13, 3.3, 4.1, 5.1, 5.8 - 5.10, 7.3, 7.4, 8.4, 8.5, 8.7 проекта акта.
Разработчиком в сводном отчете не представлено данных, подтверждающих необходимость ужесточения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств: статистики дорожно-транспортных происшествий, произошедших в связи с эксплуатацией транспортных средств в ненадлежащем техническом состоянии, статистики выявленных нарушений указанных требований и т.д.
Согласно статье 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) необходимым условием установления обязательных требований является наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при этом оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Таким образом, проектируемый Перечень должен содержать только те неисправности транспортного средства, которые создают угрозу безопасности дорожного движения.
В этой связи включение в Перечень таких неисправностей, как неисправность антиблокировочной системы, предусмотренной изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства (пункт 1.13 проекта акта), неисправность устройств фароочистки (пункт 3.3 проекта акта), превышение содержания вредных веществ в отработавших газах (пункт 8.1 проекта акта), не может быть признано обоснованным.
Учитывая изложенное, считаем необходимым пересмотреть предлагаемый Перечень с учетом оценки степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (безопасности дорожного движения).
2. Проектом акта предусматривается нераспространение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - постановление N 2467) на постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации были обеспечены признание утратившими силу,не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 247-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 2467, содержащее перечень нормативных правовых актов, не подлежащих отмене.
Пунктом 2 постановления N 2467 устанавливается, что при необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в утвержденный постановлением N 2467 перечень нормативного правового акта Правительства Российской Федерации такой нормативный правовой акт признается утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Закона N 247-ФЗ.
Учитывая, что указанное выше требование пункта 2 постановления N 2467 относится ко всем актам, включенным в указанный перечень, исключение отдельных пунктов из него не поддерживается.
3. Выявление ряда неисправностей, указанных в Перечне, требует применения специального оборудования и соблюдения определенных условий.
Например, пунктом 1.1 Перечня устанавливается, что рабочая тормозная система должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения согласно таблицам 1.3 и 1.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011.
В соответствии с пунктом 5.1.1.1 ГОСТ 33997-2016 "Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" эффективность торможения и устойчивость при торможении рабочей тормозной системой и эффективность торможения запасной тормозной системой проверяют на роликовых стендах силового или инерционного типа либо в дорожных условиях инерционным методом с использованием прибора для проверки тормозных систем в дорожных условиях или прибора для регистрации тормозной диаграммы.
Согласно пункту 5.1.2.1 ГОСТ 33997-2016 транспортные средства проверяют при "холодных" тормозных механизмах, а пункт 5.1.5.1 того же ГОСТ устанавливает, что стояночную тормозную систему проверяют по скатыванию с уклона нормативной величины или на стендах только на транспортных средствах снаряженной массы или максимальной разрешенной массы, причем на транспортных средствах категорий O2 - O4 проверяют только на стендах.
В соответствии с пунктом 5.3.2.1 ГОСТ 33997-2016 свет фар проверяют на транспортном средстве, размещенном на посту, оборудованном горизонтальной ровной рабочей площадкой с уклонами не более 0,1% и прибором для проверки света фар, установленным на ориентирующем приспособлении, обеспечивающем взаимное расположение транспортного средства и прибора с погрешностью не более 0,2%.
В соответствии с пунктом 5.8.3 ГОСТ 33997-2016 для измерения содержания вредных веществ в отработавших газах применяют газоанализаторы, соответствующие требованиям указанного ГОСТ.
Представляется, что применение указанного оборудования и исполнение условий в ходе федерального государственного надзора за обеспечением безопасности дорожного движения затруднительно.
В этой связи считаем целесообразным сократить Перечень до тех неисправностей транспортного средства, проверка которых не требует дополнительного оборудования, принимая во внимание, что иные неисправности могут быть выявлены в рамках технического осмотра транспортных средств.
4. Пункт 3.5 Перечня устанавливает следующую неисправность транспортного средства, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства: "Установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора оптические элементы, не соответствующие требованиям пункта 3.6 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011".
Вместе с тем пунктом 3.6 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011 установлено, что отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.
Таким образом, пунктом 3.6 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011 не установлены требования к конструкции светового прибора, в связи с чем пункт 3.5 Перечня подлежит доработке.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии проекта акта Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Обязательными требованиями безопасности транспортных средств, предъявляемыми при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.