Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования"
(подготовлен Минэнерго России 14.05.2021 г.)
1. Применение коэффициента 0,5 к максимальной перерабатывающей способности станций погрузки буроугольных предприятий в связи с масштабом данных станций и их ориентированностью на внутренний рынок. Например, совокупная максимальная перерабатывающая способность ж/д станций буроугольных предприятий Красноярского края составляет почти 2000 вагонов/сутки (4 млн тонн в месяц), для сравнения - совокупная максимальная перерабатывающая способность ж/д станций каменноугольных предприятий Хакасии составляет около 1000 вагонов/сутки. При этом буроугольные предприятия, как правило, не подают экспортные планы на портовые направления и могут задействовать весь свой ресурс для подачи планов на погранпереходы, так как планы отгрузок на внутренний рынок можно подавать позже экспортных планов. Специфика буроугольных разрезов в неравномерной отгрузке угля внутри года (в силу большего потребления угля в отопительный период и разгрузки тепловых электростанций летом по причине замещения их выработки на ГЭС), что создает значительные резервы производственной мощности на таких предприятиях летом, что может быть использовано для вытеснения других поставщиков с экспортных рынков. Если буроугольные разрезы будет подавать заявку на погранпереходы в размере 100% от перерабатывающей способности станции погрузки, то их заявки будут вытеснять из плана заявки производителей более калорийного и дорогого каменного угля.
2. Приоритетное соотношение между плановыми объемами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов 40/60 является целесообразным, так как будет способствовать увеличению экономического эффекта для субъектов Российской Федерации, входящих в ДФО и вывозящих уголь в направлении погранпереходов, что подтверждается обращениями Губернатора Забайкальского края А.М. Осипова и Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева. Также поручения об обеспечении приоритезации и беспрепятственного вывоза угля с территории субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ были озвучены на совещании у Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 марта 2021 года и на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 29 января 2021 года.
3. Формирование порядка на 3-х месячный срок не представляется возможным, в связи с тем, что заключенное Межправительственное соглашение в части ж/д сообщения и погранпереходов между Российской Федерацией и Китаем предполагает исключительно ежемесячное планирование и подтверждение приемки угольной продукции со стороны Китая. При формировании индикативного объема планирования на 3-х месячный срок будут сделаны серьезные допущения ввиду отсутствия согласования со стороны КНР на 2 и 3 месяцы поставки, которые при исполнении не в полном объеме перевозок, в одном из месяцев планирования, ОАО "РЖД" не успеет компенсировать в оставшихся месяцах.
4. Дополнительным обязательным условием для участия в планировании экспортных отгрузок в Китай через погранпереходы является наличие действующих контрактов на поставку угля с китайскими контрагентами, которые должны быть предъявлены грузоотправителю вместе с направляемыми заявками. Стоит отметить, что данное условие носит лишь формальный характер, так как заключение договора с китайской компанией не гарантирует добросовестности грузоотправителя (угольной компании) и ее намерения выполнить утвержденный план отгрузок. В настоящее время проблема отгрузок без наличия подписанных контрактов на продажу угля отсутствует. Основным условием, ограничивающим доступ к планированию недобросовестных участников, является наличие у грузоотправителя лицензии на добычу и/или переработку угля, а также запрет на передачу утвержденного плана другому грузоотправителю.
5. Основными экономическими эффектами от предлагаемой методики являются: упорядочение порядка планирования экспортных перевозок угля через пограничные переходы, что упростит процесс планирования для грузоотправителей; повышение эффективности использования инфраструктуры РЖД за счет сокращения расстояний перевозок (большая доля в распределении объемов отдается ДФО, грузоотправители которого ближе к погранпереходам) - при сопоставимом объеме отгрузок угля в направлении погранпереходов загрузка сети РЖД снизится на 27% (или 6 млрд тонн*км в год); повышение объемов перевозок угля в ограниченном восточном направлении; снижение совокупных затрат на железнодорожную перевозку угля в направлении погранпереходов, за счет сокращения среднего расстояния от грузоотправителей до погранпереходов. Общее снижение затрат на перевозку сопоставимого объема угля оценивается в 0.76 млрд. руб. в год. Кроме того, дополнительный эффект для РЖД обусловлен снижением среднего расстояния перевозки до погранпереходов и увеличением рентабельности для РЖД, рост средней ставки за тн*км на данном направлении составит порядка 10%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.